СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология учебного сотрудничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На своих занятиях  мы применяем  разнообразные  технологии. Выбор технологии может зависеть от типа занятия, от целей  которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Цель моего исследования - знакомство с технологией учебного сотрудничества, рассмотрение ее понятия, основных идей и составляющих, способов организации учебного сотрудничества на практике.

Просмотр содержимого документа
«Технология учебного сотрудничества»

Влияние сотрудничества на учебную деятельность.

Развитие учебного сотрудничества


Сегодня одной из главных целей среднего специального профессионального образования выступает не столько освоение определённых знаний, умений и навыков, сколько достижение студентами уровня образованности, который обеспечивал бы возможность дальнейшего образования и являлся бы фактором саморазвития. Очень важно готовить студентов к регулярному обновлению своего профессионального багажа и к ситуации смены профессии.

На своих занятиях мы применяем разнообразные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа занятия, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Цель моего исследования - знакомство с технологией учебного сотрудничества, рассмотрение ее понятия, основных идей и составляющих, способов организации учебного сотрудничества на практике.

Огромные возможности для развития познавательной активности студентов, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося.

Основная идея, заложенная в понятие «учебное сотрудничество» – теория «ошибки». Что такое ошибка? Ошибка - индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Это то, «что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием». Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе!

Обучение в сотрудничестве технология обучения, которая базируется на идее взаимодействия обучающихся во время занятий, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за успехи каждого. В отличие от распространенных фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого студент выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе студент - преподаватель - группа и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.

Основные составляющие совместного действия:

- распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

- обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);

-  коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

- рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

В процессе обучения в сотрудничестве обучающиеся объединяются в небольшие группы (3-4 чел.) и получают общее задание с определением роли каждого в выполнении задания. Общими усилиями решается поставленная задача, при выполнении которой более успевающие обучающиеся помогают менее успевающим в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. Разработаны различные варианты такого обучения, в процессе реализации которого индивидуальная самостоятельная работа обучающегося становится исходной частью коллективной деятельности.

Обучение в команде (Student Team Learning)метод, уделяющий особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, в совместном решении поставленной перед ними проблемы.

Цели организации работы в команде (группе):

- создание учебной мотивации;

- пробуждение в учениках познавательного интереса;

- развитие стремления к успеху и одобрению;

- снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Вкратце обучение в команде (группе) сводится к трем основным принципам:

«награды» (team rewards) – команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение;

- «индивидуальная (персональная) ответственность» каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

«равные возможности» для достижения успеха означают, что каждый обучающийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу (Student–Teams–Achievement Divisions – STAD) и командно-игровую (Teams–Games–Tournament – TGT).       В первом случае обучающиеся разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности). Преподаватель объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый обучающийся выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим обучающимся, начинать может либо сильный обучающийся, либо слабый).

После выполнения заданий всеми группами, преподаватель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста обучающиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом преподаватель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых обучающихся. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый обучающийся, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым обучающиеся. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization – TAI) или командно-игровая деятельность.

Другой подход в организации Cooperative Learning был разработан проф. Э. Аронсоном (Elliot Aronson) в 1978 г. и назван Jigsaw (пила) (в дословном переводе с английского – ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Обучающиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).

Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны преподавателя не требуется. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 г. Р. Славин (R. Slavin) разработал модификацию этого метода – «Пила-2» (Jigsaw-2), который предусматривал работу обучающихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все обучающиеся проходили индивидуальный контрольный срез, который и оценивался. Результаты обучающихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.

Метод «Учимся вместе» (Learning Together) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Группа обучаемых разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого обучающегося. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено преподавателем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание);
отслеживания, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи; культуры общения внутри группы.


Схема «Варианты комплектация групп»


Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то и другое одинаково значимо. Преподаватель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами обучающихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Рассмотрим роль преподавателя в педагогике сотрудничества. Безусловно, преподаватель играет ведущую роль . Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. Главное, преподаватель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в группе учебного сотрудничества («преподаватель-студент», «студент - студент»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с обучающимися.

Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение занятий. Как, каким образом осуществляется на занятии взаимодействие преподавателя и студента, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:

- постановка учебной задачи (целеполагание);

- содержательная линия урока;

- организация учебной деятельности;

- формы организации учебного сотрудничества;

- работа в группе (позиция студентов, позиция преподавателя);

- коммуникативная компетентность;

- морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества;

- вербальные и невербальные способы взаимодействия;

- характеристики сотрудничества;

- эффективность используемых на занятии форм и способов взаимодействия преподавателя и студента, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Ну и конечно «плюсы» и «минусы» как и в любой технологиии здесь тоже присутствуют. К «плюсам» можно отнести: повышение учебной и познавательной мотивации; снижение уровеня тревожности обучающихся; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшение психологического климата в группе. К «минусам» - групповой работе надо сначала научить; организация групповой работы требует от преподавателя особых умений, усилий; некоторые студенты могут пользоваться результатами труда более сильных товарищей; для некоторых обучающихся разделение на группы – процесс болезненный.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на колледж, как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию преподавателя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Один из выходов - в активизации работы со студентами на занятиях. Разнообразные технологии, формы и методы работы будут способствовать общекультурному развитию личности, формированию мировоззрения студента, его стремления к познанию, самосовершенствованию. А это, пожалуй, самая важная задача преподавателя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!