СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Современные стандарты образования прямо указывают на это: «Конец XX – начало XXI века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения». 

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов»











Технология развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов


Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Современные стандарты образования прямо указывают на это: «Конец XX – начало XXI века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения».

Установленные Стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня становится конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Одним из инструментов достижения метапредметных результатов является технология развития критического мышления. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. В этой связи, технология развития критического мышления является средством достижения образовательных результатов - метапредметных и личностных.

Для того, чтобы создать условия для формирования метапредметных результатов у детей младшего школьного возраста на основе технологии «критического мышления» в урочной и внеурочной деятельности, я разработала:

  • модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе использования трехфазовой структуры (вызов, осмысление, рефлексия) через совокупность разнообразных приёмов;

  • технологическую карту конструирования урока в технологии "критического мышления";

  • алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии "критического мышления";

  • технологическую карту формирования и оценки метапредметных результатов и их учета в листах индивидуальных достижений ученика;

  • составила таблицу методов и приемов технологии "критического мышления", применяемых в различных видах деятельности.

Для того, чтобы организовать урочную и внеурочную деятельность в технологии «критического мышления», я создала модель, в которой попыталась положить указанные виды деятельности на 3 х фазную структуру занятия.

Таблица методов и приёмов технологии «критического мышления» помогает конструировать урочную и внеурочную деятельность.

Фазы












Методы и приемы

технологии критического мышления











Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Актуализация новых знаний

Объяснение нового материала

Закрепление

Повторение

Домашнее задание

Проект «Взрослые и дети»

Утренний сбор

Ученическое соуправление

»Деловые хлопоты»

КТД

1 фаза

«Вызов»(побуждение)

Мозговой штурм










Корзина идей










Подсказка










Ассоциативная таблица










Знаю – хочу узнать-узнал (ЗХУ)










Логические цепочки










Верные и неверные утверждения










Ключевые термины










Разбивка на кластеры










Свободное письменное задание










Кластер











Последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов отражаю в технологической карте конструирования урока.

Например:


Предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

Тема урока

урока по теме

Почва. (Природный слой земли. Почва, её состав и свойства. Обитатели почвы. Почва-кормилица).

Цели урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные


Систематизировать знаний о почве.

1.Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно- следственные связи, рассматривать новые знания в контексте имеющихся).

2.Способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка выводов, проблемы и гипотезы)

3.Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность.

1.Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Необходимое

оборудование

Оборудование лаборатории – 5 центров (центр воды, природных ресурсов, микромир, взвешивания, здоровье человека).

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронные образовательные ресурсы «Карта почв».

Организационная структура урока

1 фаза «Вызов» (побуждение)

Задача

Актуализация имеющихся знаний

Приемы и методы ТРКМ

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма организации деятельности учащихся


Урок строю в 3-х фазной структуре, на каждой фазе прописываю деятельность педагога и учащихся, включая формы организации деятельности и приемы и методы ТРКМ.

Уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Использование технологии «критического мышления» дает результаты и при организации внеурочной деятельности. Так как в основе внеурочной деятельности в «Прогимназии «Сообщество» лежит долгосрочный проект «Взрослые и дети», для меня стало задачей, как положить технологию «критического мышления» в проектную деятельность. Я прописала алгоритм проектной деятельности учащихся, педагога и родителей, где совместила фазы ТРКМ и этапы проектной деятельности, включила методы и приемы в каждую фазу.


Фаза,

этап

проекта

(6П)

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся


Деятельность

родителей


Методы и приёмы

технологии

Выход проекта


Комбинирование методов и приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии «критического мышления»- научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.


Мониторинг сформированности метапредметных результатов (УУД) строится на основе технологической карты формирования и оценки метапредметных результатов с учетом возрастных особенностей и требований ФГОС НОО (часть карты)


Объект

оценки

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Учебная грамотность

(умение учиться как способность)

Способность в решении задач (проблем)


Регулятивные

УУД, направленные на формиро-вание целе-вых устано-вок учебной деятельности


удерживает цель деятельности до получения ее результата

3

удерживает цель деятельности до получения ее результата с помощью наводящих вопросов

2

– не удерживает цель деятельности до получения ее результата

1

самостоятельно планирует решение учебной задачи: выстраивает

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

3

планирует решение учебной задачи: выстраивает

последователь-ность необходимых операций (алгоритм действий) с помощью взрослого

2

не умеет планировать решение задачи, выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

1

самостоятельно корректи-рует деятель-ность: вносит изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения

3

корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения с помощью взрослого

2

не умеет кор-ректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

1


9


6


3

Данная карта позволяет целенаправленно вести процесс наблюдения за ребёнком в процессе обучения, в общении и различных видах деятельности.

По данной карте можно определить наличие сформированности метапредметных результатов на каждом возрастном этапе. Результаты таких наблюдений служат исходным материалом, который способствует созданию тех самых условий, необходимых для успешной реализации образовательных целей и задач.

Результаты наблюдений заносятся в листы индивидуальных достижений ученика.


Достижением освоения метапредметных результатов (УУД) является переход ученика с одного уровня на следующий.

Мониторинг сформированности метапредметных результатов (УУД) всех обучающихся ведется в электронном варианте.

Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и достигать новые образовательные результаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!