Булгакова Е.С. Учитель английского языка МБОУ «Барсовская СОШ №1»
«Технология развития критического мышления
в работе с одарёнными
детьми».
Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Л.С.Выготский
Одаренные дети – это : дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (IQ); дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Типы детей с академической одаренностью: «Все делаю по-своему» (22%) «В сложном вижу простое, а в простом – сложное» (17%) «Хочу все знать» (6%)
ТРКМ разработана в конце ХХ века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит);
синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего
обучения;
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.
Цели ТРКМ:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых
решений.
- Развитие таких базовых качеств личности ,как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
-Развитие аналитического,
критического мышления.
-Формирование культуры чтения.
-Стимулирование самостоятельной
поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и
самоорганизации.
Основная идея ТРКМ - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Особенности технологии РКМ
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
-Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
-Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и
обучаемыми.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Формы урока ТРКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока , они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов:
-стадии вызова,
-смысловой стадии и
-стадии рефлексии.
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»,
«МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ»,
«БИНОМ ФАНТАЗИИ», «МЕТОД АССОЦИАЦИЙ»,
«СИНКВЕЙН», «ЭКСПЕРТИЗА», «ЛОВИ ОШИБКУ»
«ЗАГАДКА», ИГРА «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ»,
«ИНСЕРТ», «КЛАСТЕР», «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»,
«ОЖИВИ КАРТИНУ», «ЗИГЗАГ», «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»,
«ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК»,
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»,
ИГРА «ДА-НЕТКА»,
«КРУГИ ПО ВОДЕ», «ВЕРНО – НЕ ВЕРНО».
Начало урока
Объяснение нового материала
кластер
Инсерт
Закрепле-ние
Мозговой штурм
Интеллек-туальная разминка
Чтение с остановками
Повторе-ние
Загадка
Загадка
Круги по воде
Рефлексия
Мозговой штурм
кластер
Домашнее задание
Дерево предсказа-ний
Загадка
Круги по воде
кластер
Ролевая игра
Интеллек-туальная разминка
Загадка
Бином фантазии
Метод контроль-ных вопросов
Оживи картину
кластер
Синквейн
Инсерт
Исследовательский проект
Круги по воде
Оживи картину
Бином фантазии
Бином фантазии
I ‘ve got a pet.
I ‘ve got a pet.
It is black.
It is big.
What is it?
I ‘ve got a cat.
Homework Step to creativity. Write your own poem about pets.
My poem!
I've got a pet.
It is fat and black.
It ' s called Jack.
September
a book
August
July
a bike
a CD
June
October
What would you like
for your birthday ?
When is your
birthday?
November
May
December
a doll
a car
April
a kitten
a CD
player
January
The Birthday
party
March
dance
make
a wish
eat a
cake
February
blow out the
candles
What do you usually
do at a party?
give a present
sing
play games
My birthday is in December. I don’t have a big party. I invite four friends. I have got a lot of presents. I blow out the candles and make a wish. We eat a birthday cake and dance.
Синквейн
1.
Имя (название, личность, предмет, звание…)
2.
My puppy
Два прилагательных, описывающих эту личность
3.
brown, fluffy
Описание действий (3 глагола)
4.
walk, bark and sing
Фраза из 4 слов, которые выражают сущность
5.
I like playing with it.
Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия
My favourite toy
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет .
What would you like for your birthday?
I ' d like something small , grey and fluffy.
What is it?
P R E S E N T S
u o i m l e o w
z b e a e w y e
z o g l p s e
l t h l h t
e t a s
n
t
winter
spring
summer
au tumn
Cold
Snowy
Windy
Sunny
Green
Warm
Hot
Flowers
Holidays
Rainy
Wet
Yellow
Fishbone
( Рыбий скелет )
What’s your
favourite season?
My favourite
season is summer
because I like flowers.
Результат работы учащихся : It is Sunday. I can see a family.
Mag has got a big family. Mag`s grandfather is hungry. He can dance. He is eating a cake.
It is Sunday. I can see a family. Mag has got a big family. Mag`s granny is happy. She can cook. She is laughing.
The weather in summer
It’s sunny. It’s hot. It’s raining.
I’m wearing my shorts, skirt, T-shirt.
play in the sun, I can’t go out to play, having lots of fun
I’m wearing my coat, jacket, socks, boots
It’s cold. It’s windy. It’s snowy.
The weather in winter
МЕТОД INSER T
V
Уже знал
I have already known it
-
Это меня удивило
It was surprising for me
+
Новое
It was new
?
Непонятно или хотите более подробной информации
I want to get more information
Приём «Отсроченная отгадка»
Are they pets?
Cats, dogs, parrots , hamsters,
caterpillars, frogs and kangaroos.
What are the most popular pets in different countries? Read and match.
1.In the UK-
a) cats, dogs, parrots and hamsters.
2.In Russia-
b) rabbits, hamsters and dogs.
3. In South Africa-
c) caterpillars, frogs and kangaroos.
4. In Australia-
d) dogs, cats, goldfish and snakes.
Приём «Жокей и лошадь»
- A fish It can swim.
- A rabbit It can jump.
- A parrot It can fly.
5 W- Method
кто?
Who?
что?
What?
когда?
When?
где? Where?
почему ?
Why?
Преимущества ТРКМ в работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет возможности формировать позитивные межличностные отношения (важно для социализации одаренных детей).
“ Teachers only open the door but you must enter by yourself” a Chinese proverb