СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на примере урока информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления на примере урока информатики

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на примере урока информатики»

Технология развития критического мышления на примере урока информатики

Аннотация

Статья посвящена вопросам технологии развития критического мышления на уроках информатики в средней школе. Рассматривается универсальность данной технологии.

Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. 

Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов: 

I стадия – вызов. Функции: мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме); информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

II стадия – осмысление. Функции: информационная (получение новой информации по теме); систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).

III стадия – рефлексия. Функции: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); информационная (приобретение нового знания); мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля); оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Как пример, смоделируем урок на тему «Циклические алгоритмы»:

На I стадии (Вызов) – возможно использование приёмов:

«Мозговой штурм»: здесь необходимо обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап. Например, учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней: 

1 уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? 

2 уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? 

3 уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни? 

«Корзина идей и понятий»: это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока изучения нового материала. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. На уроке изучения «Циклического алгоритма» можно предложить учащимся высказать свои предположения, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

На II стадии (Осмысление) - возможно использование приёмов:

«Пометки на полях - Инсерт»: этот приём («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён) требует от ученика активного и внимательного чтения. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Структура циклических алгоритмов, Вспомогательный алгоритм, Команды цикла на языке Робот. 

«Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)»: в каждую из колонок таблицы необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Например, такая таблица была составлена учеником на одном из уроков изучения циклов: 


Знаю


Узнал новое


Хочу узнать подробнее


Цикл «Для». Команды строка и столбец


Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле


Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета



На III стадии (Рефлексия) кроме «Механизма ЗУХ» можно дополнительно использовать приём «Кластер». Разбивка на кластеры или выделение блока идей – это приём, позволяющий самостоятельно оценить учащимися их понимание рассмотренных понятий. Кластер (пучок, созвездие) - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. 

Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). 
В основе данной технологии лежит дидактическая циклическая закономерность: "вызов - осмысление - рефлексия", которая является общей, поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания. Развитие критического мышления можно организовать на любом предметном материале. Технология представляет собой систему приёмов продуктивной работы учеников с любой информацией. Это позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. 

Литература:



  1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. :


Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с. 


  1. Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!