СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроке в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка? Приоритетным направлением в новых стандартах образования (ФГОС) лежит системно - деятельностный подход.  Развить  обучающихся  - это задача моей работы. Поэтому в обучении я стала применять технологию проблемно обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно творческого человека. 

Просмотр содержимого документа
«2 Князькова Г.Н. ВЫСТУПЛЕНИЕ»








Технология проблемного обучения –

важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроках

в начальной школе











Князькова Г.Н.

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 269

ЗАТО Александровск






Снежногорск

2016 год


Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке. Я часто задумывалась над вопросами: как вовлечь каждого ученика в учебную деятельность, как сделать, чтобы урок был интересен всем ученикам, чтобы появилась потребность в ежедневном познании? Я работаю по системе Л.В. Занкова. В этом учебном году, начиная работать с 1-м классом, совместно с психологом нашей школы было проведено психолого-педагогическое исследование обучающихся.

1 ЭТАПнаблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению (начало 1-го класса)

Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности учащихся, определение соотношения отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснение эмоционального отношения к учебе.

Показатели:

  • активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук, реплик и других действий, имеющих целенаправленный познавательный характер)

  • самостоятельность в выполнении заданий (после получения пояснения к заданию самостоятельно выполняют его)

  • отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой)

К концу сентября были подсчитаны показатели, сделан вывод об уровне отношения детей к учебе.

Результаты наблюдений над уровнем познавательной активности

(до применения ТПО)

Вывод: класс эмоциональный, третья часть класса легко отвлекается на уроке, высокий процент (45%) низкой познавательной активности на уроке.

Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка? Приоритетным направлением в новых стандартах образования (ФГОС) лежит системно - деятельностный подход.  Развить  обучающихся  - это задача моей работы. Поэтому в обучении я стала применять технологию проблемно обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно творческого человека. 

Под технологией проблемного обучения понимается такая организа­ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи­теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча­щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла­дение знаниями, навыками, умениями и развитие мыс­лительных способностей.

2 ЭТАП – непосредственно применение технологии проблемного обучения.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З
Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.


Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация, действительно, считаю, возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.


Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием


Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Например: Что вас удивило? Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Почему не получается? Какой возникает вопрос?

Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог. Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов


Побуждающий

Подводящий

Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

Система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли


Признаки

Мысль ученика делает скачок к неизвестному;

-переживание учеником чувства риска

-возможны неожиданные ответы учеников

-прекращается с появлением нужной мысли ученика

-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

-почти не возможны неожиданные ответы учеников

-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

Развитие творческих способностей

Развитие логического мышления


Я расскажу о некоторых приемах создания проблемной ситуации, которые я использовала на уроках.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений.

Урок обучения грамоте «Заглавная буква в кличках животных»

На доске записаны слова: Шарик, шарик. Посмотрите, одно и тоже слово написано по- разному. Какой у вас возникает вопрос?

Постановка проблемы. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы. От чего же зависит выбор буквы? Далее разбираются предложения, в которых употреблены эти слова. Дети делают открытие: написание буквы зависит от значения слова.

2. Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

Русский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения» 1 класс.

Задание: Найти предложения.

воробышки по прыгают дорожке молодые

Старый воробей зорко во все стороны

Ищут зернышки.

воробьи весело чирикают

Возникают различные мнения.

- Какие знания нам необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос?

- Что такое предложение, какими признаками оно обладает?

Дети составляют первое предложение. Определяется первый признак предложения о взаимосвязи слов в предложении. На основании оставшихся предложений разбирается второй признак предложения: предложение выражает законченную мысль.

- О ком говорится в предложении?

- Что об этом говорится?

Вводится понятие о главных членах предложения.

3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 

Окружающий мир, 1 класс. 
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.) 
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. 
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (Шаг 2).

Обучающиеся испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? Это проблемный вопрос, в котором надо разобраться. Этот прием приводит к активизации мыслительной деятельности.

4. Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Математика, 1 класс.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
Математика, 1 класс.
  На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен). Выпишите в другой столбик двузначные числа и так же уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?
6. Задачи с заведомо допущенными ошибками.

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

7. Выполнение проблемных практических заданий.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому я включаю задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти.

Пример. Урок обучения грамоте. Тема: «Единственное и множественное число»

Найти лишнее слово.

Лошадь (букв больше, чем звуков; на конце слова парный согласный)

Книги (множественное число)

Аист (слово начинается на гласную)

Собака (ударение на 2-ой слог, 3 слога)

Концентрируется внимание на классификации: единственное и множественное число, вводится новая тема.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).              

После применения технологии проблемного обучения в классе я провела повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке.

3 ЭТАП представляет собой диагностику тех же параметров, что и на первом этапе, а также сравнение результатов диагностик 1-го и 3-го этапов, и анализ эффективности применения технологии проблемного обучения на уроках начальной школе. Результаты представлены в следующей диаграмме.


Результаты наблюдений над уровнем познавательной активности

(после применения ТПО)

Сравнение результатов диагностик 1го и 3го этапов

Сравнив результаты первого этапа (до применения проблемного обучения) и третьего этапа (после применения проблемного обучения) можно сделать вывод о том, что использование приёмов технологии проблемного обучения оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.

Главная ценность в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

На проблемном уроке обучающиеся:

  • Больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь

  • Осуществляют творческую деятельность, обретают творческие способности

  • Отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу


В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. Все это ведет к удовлетворенности учением.

В ноябре 2015 года мной был представлен открытый урок литературного чтения (обучения грамоте), построенный по технологии проблемного обучения. На этом уроке прослеживалась не только адаптация обучающихся к школе, но и развитие познавательной активности на уроке за короткий период обучения.

Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и надо воплощать это на своих уроках. Я считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией необходимо каждому педагогу.

Список литературы

  1. Власова М.В. О проблемном диалоге // Начальная школа: плюс-минус. 2001.-№12.-с.32-34.

  2. Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников //Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.12-13.

  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.

  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

  5. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.3-7.

  6. Мельникова Е.Л. Прблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. с.60-65.

Просмотр содержимого презентации
«Технология пробл. обуч»

МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск

МБОУ ООШ № 269

ЗАТО Александровск

Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности учащихся, определение соотношения отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснение эмоционального отношения к учебе
  • Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности учащихся, определение соотношения отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснение эмоционального отношения к учебе
Показатели:

Показатели:

  • активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук, реплик и других действий, имеющих целенаправленный познавательный характер)
  • самостоятельность в выполнении заданий (после получения пояснения к заданию самостоятельно выполняют его)
  • отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой)
Структура проблемного урока

Структура проблемного урока

Приёмы создания проблемной ситуации  Тип проблемной ситуации Тип противоречия С удивлением Приёмы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом С затруднением а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приёмы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

С затруднением

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Сравнительная характеристика диалогов Побуждающий Структура Подводящий Отдельные вопросы и побудительные предложения,  подталкивающие мысль ученика Признаки Система посильных ученику вопросов заданий,  подводящих его к открытию мысли – мысль ученика делает скачок к неизвестному  – переживание учеником чувства риска  – возможны неожиданные ответы учеников  – прекращается с появлением нужной мысли ученика Результат – пошаговое, жесткое ведение мысли ученика  – переживание учеником удивления от открытия в конце диалога  – почти не возможны неожиданные ответы учеников  – не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Развитие творческих способностей Развитие логического мышления

Сравнительная характеристика диалогов

Побуждающий

Структура

Подводящий

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

Признаки

Система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли

мысль ученика делает скачок к неизвестному – переживание учеником чувства риска – возможны неожиданные ответы учеников – прекращается с появлением нужной мысли ученика

Результат

пошаговое, жесткое ведение мысли ученика – переживание учеником удивления от открытия в конце диалога – почти не возможны неожиданные ответы учеников – не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Развитие творческих способностей

Развитие логического мышления

Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений Шарик  шарик

Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений

Шарик

шарик

Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием

Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием

  • по прыгают воробышки дорожке молодые
  • Старый воробей зорко во все стороны
  • Ищут зернышки.
  • воробьи весело чирикают
Научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации     - Как вы думаете, много ли растений в пустыне?  - Какая же возникает проблема?

Научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации  

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне? - Какая же возникает проблема?

  • Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? 
Невыполнимое задание Сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см ______________ ________________________ ________________________ ___________

Невыполнимое задание

Сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см

______________

________________________

________________________

___________

Задание, не похожее на предыдущее 7 13 9 6 11 8 15 14 7 – 6 =1 9 – 6 = 3 6 – 6 = 0 8 – 6 = 2 11 – 6 13 – 6 14 – 6 15 – 6

Задание, не похожее на предыдущее

7 13 9 6 11 8 15 14

7 – 6 =1

9 – 6 = 3

6 – 6 = 0

8 – 6 = 2

11 – 6

13 – 6

14 – 6

15 – 6

Задачи с заведомо допущенными ошибками Деление на слоги:   бе I рё I за оси I на ке I др

Задачи с заведомо допущенными ошибками

Деление на слоги:

бе I рё I за

оси I на

ке I др

Задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти Найдите лишнее слово Лошадь Книги  Аист Собака

Задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти

Найдите лишнее слово

Лошадь

Книги

Аист

Собака

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие 1.    Умственных способностей учащихся   2.   Самостоятельности 3 .   Креативного мышления  

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие

1.    Умственных способностей учащихся  

2.   Самостоятельности

3 .   Креативного мышления  

Результаты наблюдений над уровнем познавательной активности (после применения ТПО)

Результаты наблюдений над уровнем познавательной активности

(после применения ТПО)

Сравнение результатов  диагностик 1- го и 3 - го этапов

Сравнение результатов

диагностик 1- го и 3 - го этапов

На проблемном уроке обучающиеся

На проблемном уроке обучающиеся

  • Больше думают
  • Чаще говорят
  • Активнее формируют мышление и речь
  • Осуществляют творческую деятельность
  • Обретают творческие способности
  • Отстаивают собственную позицию
  • Проявляют инициативу
Обучение грамоте

Обучение грамоте

Библиографический список

Библиографический список

  • Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников //Начальная школа плюс до и после, -2008.-№8. с.12-13.
  • Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!