СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены отдельные примеры применения на уроках истории технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках истории»

Применение технологии проблемного обучения на уроках истории России

Организуя учебно-познавательную деятельность в старшей школе, я опираюсь на технологию проблемного обучения . Выбор данной технологии в качестве приоритетной объясняется тем , что ученики 10-11 кл. обладают определенным запасом знаний и умениями исторического анализа.Это позволяет изучать события на новом, проблемно-теоретическом уровне. Но на практике это не всегда удается реализовать . Одной из причин является информационный поток, стремление к расширению количества дат, фактов, персоналий (событийно-хронологический подход). Следствием этого становится катастрофический дефицит времени, рост объема домашних заданий, информативная перегрузка учащихся. Снижается учебная мотивация учеников. Поэтому в методике преподавания истории в 10-11 кл. я стараюсь событийно-хронологический подход заменить проблемно-хронологическим. Ведь проблема – это связующее звено между историческими фактами и теорией. Разрабатывая уроки в 10-11 кл. , я стараюсь создавать проблемную ситуацию, ставить проблемный вопрос. Это позволяет превратить репродуктивное усвоение информации в ее освоение через решение творческих,логических, познавательных задач. Выбор данной технологии обоснован также тем,что она позволяет расширить кругозор учащихся, ориентирует не только на знание программного материала, но и на самовыражение, позволяет реализовать деятельностный подход в обучении.

Мной составлен перечень проблемных вопросов, заданий по истории 10 кл.

На уроке использую проблемные задания различных типов:

1.использую факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью: например, тема « Крымская война». Ставится проблема: Справедлив ли тезис: «Война может быть полезна главным образом побежденным?»

2.использую ситуацию выбора, когда ученикам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать один, наиболее, на их взгляд, убедительный. Например, тема «Образование Древнерусского государства». Проблема: «Возможно ли образование государства извне? Кто, по-вашему прав: «норманнисты» или «антинорманнисты»? Метод заданных альтернатив – хорошая площадка для дискуссий на уроке. Например, тема « Массовое движение и зарождение общественного движения В России в 17 в.» Ставится проблема: «Как вы считаете, Е. Пугачев – народный герой или государственный преступник?»

3.применяю ситуацию конфликта (противоречие новых фактов с устоявшимися в науке теориями и представлениями). Например, тема «Правление Повла 1». Ставится проблема: « Почему Павел1» остался в исторической памяти как деспотичный и взбалмошный правитель? Соответствуют ли реальности эти представления о личности императора?»

4. решение проблемных ситуаций организую через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 9 классе по теме «Экономическая политика самодержавия» при изучении вопроса « Столыпинская аграрная реформа» проводится урок-суд «Слушается дело: Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» и «против». Ученики в ходе ролевой игры (судья, прокурор,адвокат,свидетели) должны решить проблему: реформа принесла пользу или провалилась? По теме «Первая русская революция 1905-1907гг» изучается вопрос о многопартийности в России. Данный вопрос вызывает затруднения, т.к. множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому урок проводится в форме «митинга», на котором происходит выступление партий и презентация их программ. Учащиеся, представляют ту или иную партию, раскрывают ее программу, «агитируют» за нее, подчеркивая ее преимущества,критикуют политических противников. На уроке решается проблема: «Чья программа в большей степени отражает интересы большинства населения России? Каковы особенности российской многопартийности?

Использование проблемного метода важно, т.к. способствует формированию у учеников научного мышления и дает представление о том, что историческая наука практическине не имеет единственно правильных результатов исследования любого вопроса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!