СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения .

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения на примере курса физики. Описание технологии, конкретные примеры .

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения .»















«Проблемное обучение. Общая характеристика технологии проблемного обучения в школе на примере курса физики»

















___Холмогорова Анна Александровна______

2017___.год















Многим становится ясно, что всему в школе научить нельзя. Поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Поэтому все большую популярность среди педагогов приобретает обучение физики, ориентированное на развитие личности ученика.

Основополагающие идеи этого обучения:

  1. Каждый человек от рождения наделен способностями. Развивать их важнейшая задача школы.

  2. Знания. Умения и навыки – это база для развития ученика. Информационный экзамен.

  3. Учебный процесс должен опираться на зону актуального развития и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития.

  4. Развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность.

  5. Создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.



Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Что же такое педагогическая технология?

•          Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

•         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

•         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

 

   . Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.



    В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

 В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. 

.

Технологию проблемного обучения используют в основном на уроках:

- изучения нового материала и первичного закрепления;

- комбинированных;

- блоковых проблемных занятиях - тренингах.

 

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию.

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

    Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.

    Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.

    Опрос можно осуществить как решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения изученного, но и установления более глубоких связей в понятии. Каждое из таких заданий требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях

Пример. Архимедова сила..

 

        Основные.

         Исследовать зависимость выталкивающей силы от:

1.     объема тела;

2.     плотности жидкости.

         Дополнительные.

         Исследовать, зависит ли выталкивающая сила от:

1.     плотности тела;

2.     формы тела;

3.     глубины погружения.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду.

 





Для включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность необходим мотив.

Мотивация- совокупность мер. Обеспечивающих у школьника желание познать новое. Мотив – это то,что побуждает и направляет деятельность человека. Ради чего он ее совершает.

На мой взгляд именно на этапе мотивации и нужно формулировать проблему урока.

Например при изучении темы «Искусственные спутники Земли» в 10 классе, использую плакат. Учащиеся читают на плакате проект Мюнхаузена «На луну в комфортных условиях» «Я готов создать спутник . который будет вращаться вокруг земли со скоростью 30 км\с. При этом невесомости в корабле не будет.» Вот проблема. Предлагаю ученикам самим сформулировать задачи урока. Дети формулируют задачи – одна из них может ли скорость спутника быть равной 30 км/с.

Далее посвящаем урок решению данной задачи.

При изучении темы кипение можно разыграть сценку:

Встретились два приятеля первый говорит:

«Привет, представляешь Коля мы были в походе ,у нас кончилась вода, в ручье вода была не совсем чистая и учитель сказал. Что нужно ее кипятить.»

- А у нас дома заболел мой младший братик и нам тоже сказали все кипятить.

- Так что же -это такое «кипение».

На данном примере сформулирована и мотивация и проблема.

Ивашкина Диана Анатольевна в своей книге «Эксперимент как метапредметная деятельность реализации ФГОС на примере курса физики» предлагает изучать законы . явления через введение познавательных задач Формулирование ПЗ для «открытия» закона Ома.
Исходная ситуация. Обнаружено, что сила тока, протекающая через
резистор, принимает различные значения.
Ориентировочные соображения. Сила тока – физическая величина,
характеризующая интенсивность протекания электрического тока в
цепи. Электрический ток – это явление упорядоченного перемещения
заряда (упорядоченного движения заряженных частиц) под действием
электрического поля в проводнике.
Обучение деятельности по «открытию» эмпирических законов
31
Формулировка ПЗ. От каких физических величин, характеризующих
электрическое поле в проводнике и свойства самого проводника, зависит
сила тока через резистор?
Гипотеза. Сила тока может зависеть от напряжения на резисторе
(характеристика воздействующего объекта).
Комментарии. Учащиеся, формулируя ПЗ, почти всегда предлагают
исследовать зависимость силы тока от свойств проводника. Но дело в
том, что на момент «открытия» закона Ома мы не знаем никаких физиче-
ских величин, характеризующих электрические свойства проводника, на
что и следует указать учащимся. А вот когда закон будет открыт и встанет
вопрос о том, что же характеризует коэффициент пропорциональности,
следует вспомнить об этой гипотезе и предположить, что коэффициент
пропорциональности будет характеризовать свойства проводника.

Изучение явления

Обобщенная схема

Исходная ситуация

В конкретной ситуации обнаружено новое явление





Формулирование общей познавательной задачи.

С каким еще объектом может происходить данное явление.







Формирование обобщенного знания


Формулирование познавательной задачи №2

Выровняем песок и вновь отпустим тележку.

Формулирование познавательной задачи№3

Убираем песок.

Решение ПЗ №3


Формирование обобщенного знания.





Вопрос. А если бы на тело не действовали другие тела, то что бы с ним происходило?


ПЗ №4Выбиваем платформу ( лист бумаги ) из под стакана с водой.


Определение понятия о физическом явлении

Физическое явление инерция

Установили на столе наклонно доску. На небольшом расстоянии от доски насыпали горку песка.

Поместили на наклонную доску тележку. которая скатившись . быстро останавливается из-за песка.

Что это за явление?

Только ли тележка останавливается , попав в песок.


Познавательная задача №1( идея ищем тела, которые тоже остановятся)

Берем шарик, смотрим за его движением, затем брусок, затем другую тележку.

Все тела скатываясь с наклонной плоскости, останавливаются из-за песка.

Тележка проходит большее расстояние прежде чем остановится. Другие тела тоже.


Проверяем. Будут ли тела останавливаться и какое расстояние пройдут.

Все тела останавливаются. Но проходят больший путь.

Любые тела, скатываясь с наклонной плоскости, останавливаются. Причина сила трения, изменение скорости тела в результате действия на него другого тела.



Учащиеся делают вывод.

Тело двигалось, сохраняя свою скорость постоянной или находилось бы в покое.


Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.





Проблемная технология. Ее назначение- раскрытие в учебном материале различных проблем и показ способов их решения. При этом учитель использует слова. Логические рассуждения, анализ наблюдений. Деятельность учителя состоит в выявлении проблем. Которые можно ставить перед учащимися, в процессе умозаключений.



















Литература.

1.Ивашкина ДА «Эксперимент как метапредметная деятельность реализации ФГОС на примере курса физики.»



2.Симонова ЕМ « К проектированию уроков физики на деятельностной основе»



3.Таблицы по физике издательства Варсон ИСЗ

4.Журналы « физика в школе.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!