СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления на уроках географии»

Цырендылыкова З.П.

Технология развития критического мышления на уроках географии

Уроки географии в наибольшей степени, чем другие предметы, способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления. В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

  1. стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний

  2. стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями

  3. стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний


1 стадия - «Вызов».


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учитель использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.


Прием “Ассоциация”.


Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Землетрясение”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.

Например: на доске записана тема урока: «Землетрясение». Каждый ученик записывает в свой лист ассоциации, связанные со словом «Землетрясение», а далее эти фразы по цепочке зачитываются вслух и фиксируются на экране (учитель на доске записывает фразы учащихся «Землетрясение - это…»). Заслушиваются все фразы.


Прием «Кластеры» (гроздь).

1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний. Для примера – Кластер «Климат», Кластер «Виды горных пород и минералов» (учителя у доски или с места заполняют пропущенные слова в логических блоках)

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.




Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

2 стадия - «Осмысление материала»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.


Прием «Инсерт» (пометки на полях).


Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Например, задание «Поставьте знаки “+”, “-”, “V”, “?”, определение роли географической науки в решении практических задач страны.

Географическая наука:

  1. позволяет решать задачи рационального природопользования и охраны природы

  2. объясняет природные процессы и осуществляет контроль за состоянием окружающей среды

  3. прогнозирует динамику развития географических объектов и явлений

  4. изучает отдельные компоненты природы и природные комплексы, исследует параметры устойчивости и изменчивости геосистем

  5. изучает закономерности взаимодействия общества и природы

  6. ищет пути решения региональных и глобальных географических проблем

  7. научно обосновывает принципы рациональной территориальной организации общества

  8. участвует в решении проблем территориального планирования, расселения и размещения производства


Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не возникло.


V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

3 стадия - «Рефлексия»

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний;

- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;

- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.



Прием «Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».


Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:


Знаю

Хочу узнать

Узнал




1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. У школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

Приём «Концептуальная таблица». Линии сравнения: Африка - Австралия

1. Чему равна площадь материка? 2. С каким материком связан материк?

Приём «Контур – символ»

Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.

Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.

Приём «Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга (Байкал - озеро); 2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка (Мадагаскар – остров); 3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали (Сомали – полуостров) 4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань (Кордильеры – горы в Северной Америке;)

5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское (Карибское – море Атлантического океана);

6) Россия, США, Китай, Индия, Франция (США – страна в Северной Америке); 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро (Эвкалипт – дерево.

Приём «Лестница». Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. 1. Расставьте материки Земли в порядке возрастания их площади: а) Австралия б) Африка в) Северная Америка г) Южная Америка д) Аттарктида е) Евразия .

2. Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а) Триполи (Ливия 440 мм) б)Калькутта (Индия 1680 мм) в)Лондон (Англия 610 мм) г)Владивосток (Россия 830 мм) (БГВА)

(Можно усложнить задачу и попросить обучающихся назвать страны, к которым эти города относятся)

3. Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке: а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи г) Кавказ д) Альпы е) Уральские (БГД)

Приём «Раздели слова на группы»

Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д. (Проверка)

Приём «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.

Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:

Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Контрольно-оценочный блок

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирования позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе учебной деятельности.

Приём «Самооценка». Какова цель задания? (задачи) Удалось получить результат? (решение, ответ) Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)

Для самооценки обучающихся и выяснения затруднений, я предлагаю листы самооценивания работы на уроке.

Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе:

1. Активность

Активно работал

Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3


Приём «Домашнее задание - Идеальное задание»

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!