СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление -  это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Критическое мышление способствует развитию творческих способностей учащихся, мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.  Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. 

 

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.»

Технология критического мышления как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.


В настоящее время почти все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно, стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная, творческая деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов, т.е. процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники общеобразовательных школ редко находят применение приобретенным знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативно составляющей. Уметь учиться - особенно важно сегодня, когда происходит смена концепции образования: от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Поэтому задача образовательных учреждений заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы научить ученика самостоятельно и постоянно учиться, решать жизненные проблемы, уметь анализировать, выдвигать свои взгляды. Современного ученика трудно мотивировать к творческой активной деятельности, потому что они испытывают затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего критического. А это очень важно, ведь формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.


Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Критическое мышление способствует развитию творческих способностей учащихся, мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Данная технология имеет ряд преимуществ:

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.




Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. 

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

Критичность ума - это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей. Предметом моей работы являются методы и приемы, способствующие развитию критического мышления и креативной деятельности учащихся.

Задачи педагогической деятельности:

  • Изучение теоретического обоснования и развития приемов и методов критического мышления, рефлексивных методов и приемов;

  • Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся;

  • Развитие навыков критического, рефлексивного мышления учащихся;

  • Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Ожидаемые результаты использования методов и приемов критического мышления:

  • Повышение качества знаний;

  • Формирование исследовательских навыков учащихся;

  • Развитие речи и творческой активности учащихся;

  • Готовность к дискуссии;

  • Рефлексивная культура.

Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально развивать их креативное мышление? В организации учебной деятельности я акцентирую внимание на:

  • Стратегии критического мышления;

  • Развитие критического мышления через диалог;

  • Рефлексивные методы и приемы.

Как развивать навыки критического мышления? Посредством общения, обсуждения, различных ситуаций, фактов, событий. Например, через диалог. При обсуждении какой-либо информации, ученики обмениваются мнениями, идеями, опытом, тем самым взаимообучают друг друга. Высказывая свою точку зрения, обосновывая правильность своего ответа, ученик развивает такие навыки критического мышления, как анализ, интерпретация и аргументация. Как показала практика, самой продуктивной является исследовательская беседа, потому что каждая точка зрения тщательным образом анализируется и оценивается.

Стратегии критического мышления на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, являются не только средством развития творческих способностей учащихся, но и стимулируют мотивацию обучения. Главным принципом применения этих стратегии считаю постепенность, последовательное использование каждой стратегии, т.е. постепенный переход от одной к другой, от простого к сложному. Продумывая   уроки, я пытаюсь создать тандем развития критического мышления через выполнение заданий и оценивания своего обучения. Для этого производится соответствующая подборка заданий. Нужно подбирать такие задания, в которых весь класс должен работать в своем темпе и по возможностям. Следует признать, что учащимся очень трудно анализировать, обмениваться мнениями; некоторые поначалу сопротивляются непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. На стадии рефлексии, учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию. Меня всегда волновало, почему детям трудно не только излагать, но и использовать готовые четко сформулированные правила? Все изменилось, когда я стала по- новому планировать свои уроки. При традиционном методе обучения ведущая роль отдается учителю.  Так было и на моих уроках, когда я грамотно и четко старалась донести материал до каждого ребенка. Но результаты не оправдывали моих ожидании.  А теперь у каждого ученика есть возможность самому выводить правила, то есть находить ответы на постоянные вопросы, и делать выводы самостоятельно.

Мотивация, основанная на сотрудничестве, взаимопомощи, предоставляет возможность учащимся размышлять, развивать и расширять свое мышление. При этом учащиеся непринужденно, без боязни и критики или осуждения общаются между собой и в ходе диалога предоставляют альтернативы и перспективы и сопоставляют свою точку зрения и другого ученика, которое способствует стимулированию развития и углубления их собственных концепций понимания.  Наиболее оптимальной для этого путь стимулирования детей - реагировать на высказывания суждений и сравнение с собственным мнением на основе собственного опыта, Например, что я знаю? Что я видел? Где я видел ? Что могу использовать ? Что получу при сравнении ? К какому выводу могу прийти?   Беседу надо использовать не как односторонний процесс, а наоборот, как взаимный процесс, при котором происходит «обмен мыслями».

У учеников обязательно нужно развивать критическое мышление, так как это способствует повышению эффективности восприятия информации, повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умению критически мыслить, умению ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышению качества образования учеников, желанию и умению стать человеком, который учится в течение всей жизни. Интерактивные методы и приемы помогают учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, имеют возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, помогают стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность и стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

В технологии критического мышления используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии  ведения урока в целом. Вот некоторые из них.

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Правила построения кластера очень простые.  В центре располагается круг  – это наша тема. Вокруг лучи – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией с кругом.  Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.





Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” или «ЗХУ»

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. Очень  эффективен  данный приём на уроках литературы. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Что я знаю по теме

Хочу знать

Что нового узнал

 

 

 



Знаю Хочу узнать Узнал
(вызов) (вызов) (реализация смысла, рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации



Прием “Написание синквейна”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Звуки

Гласные и согласные.

Льются, звенят, гремят.

Используются в устной речи.

Фонетика.

Прием “Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто.? Что.?

Когда.? Может.?

Будет.? Могли.?

Как звать.?

Было ли.?

Согласны ли вы.?

Верно ли.?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему.?

Почему вы думаете.?

Почему вы считаете.?

В чем различие.?

Предположите: что будет, если.?

Что, если.?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие  производные предлоги  пишутся  в одно слово?) В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Прием “Письмо по кругу”

 Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Приём «Чтение с остановками» 

Примерные вопросы приёма «чтения с остановками»:

- По названию предположите о чём будет рассказ?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть текста? Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ожидания ваши подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?



Прием “Пометки на полях”

 Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Пометки должны быть следующие:





«V»

«+»

«?»

Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.



Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Одним из наиболее важных составляющих эффективности урока является обратная связь. Каждый мой урок строится на рефлексии предыдущего урока как учеников, так и моей собственной. Преподавание, основанное на постоянной рефлексии и самоанализе более эффективно, поскольку каждый последующий урок выстроен с учетом глубокого анализа уже имеющегося опыта.

Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Рефлексия может быть двух основных видов: рефлексивная деятельность учащихся, организованная учителем, в виде самооценки своей работы на уроке или в течение всего урока, и деятельности учителя, а также педагогическая рефлексия учителя, т.е. анализ и оценка своей деятельности на основе полученных от учащихся результатов, а также на основе самооценки и самоанализа.

Я хочу предложить моим коллегам методы и приемы по формированию рефлексивной деятельности, которые использую на своих уроках. Смысл рефлексивной деятельности научить на уроке выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

  1. Работа над темой урока:

  • Начиная новую тему, учитель фиксирует ее формулировку на доске, а ученики выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является главным.

  • На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока,

  • Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности.

  1. Анализ монологического ответа учащегося:

  • Дан ли ответ на поставленный вопрос?

  • Выдержана ли структура ответа (вступление, основная часть, заключение)

  • Наличие аргументов(факты. Цитаты, источники)

  • Логика ответов, грамотность речи.

  1. Подведение итогов урока (рефлексия)

  • Над чем работали?

  • Как узнали?

  • Что нового узнали?

  • Что получилось? Что не получилось?

Такая система работы позволяет создать условия, пробуждающие детей к активной деятельности, способствует развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки. Использование рефлексивных методов и приемов способствует формированию творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, также способствует раскрытию интеллектуальных возможностей детей. Большое значение на уроках русского языка и литературы имеет так называемая «письменная рефлексия».

Прием "Fishbone" (фишбоун) – (рыбный скелет)

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Ещё существуют основные правила обучения письменной рефлексии:

  1. Регулярная возможность писать.

  2. Выбор интересной темы для письма.

  3. Наличие образцов.

  4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.

  5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.

  6. Помощь друзей. Возможность делиться написании.



Прием “Написание эссе”

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.

  2. Работа над черновиком.

  3. Правка. Может осуществляться в паре.

  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).

  2. Собственная позиция.





 Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.  Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Развитие критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность занятий.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!