Технология коллективного воспитания А.С. Макаренко и современная школа
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 15
Херсонец А.В.
Воспитание в коллективе дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими.
Только в обществе он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939)
Технологию жесткого коллективного воспитания вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывает практика, дает замечательные результаты.
Понятие коллектива
Коллектив - (от лат. collectivus - собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).
А.С.Макаренко под коллективом понимал объединение людей для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
Учение о коллективе А.С.Макаренко
Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую практику, понимая под ним определенную организацию детей.
«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами»
- «Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных интересов».
- «Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями», - это было убеждением А.С. Макаренко и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях.
- «Благодаря опыту коллективной жизни у ребят развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях».
Три стадии развития коллектива:
На первой - коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.
На второй — возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам.
Третья — складываются органы самоуправления, коллектив становится способным решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.
А.С. Макаренко сформулировал закон движения:
«Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет будущего».
«Детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте».
Накопление положительных традиций - важный путь сплочения коллектива
- «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А.С. Макаренко. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность.
- Традиции украшают жизнь ребят».
Признаки детского коллектива по мнению А.С. Макаренко :
1) мажор — основное качество жизни.
2) ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив
3) защищенность каждого в коллективе
4) внешняя красота и эстетика
5) присутствие игры в жизни коллектива
Концептуальные идеи и принципы технологии А.С. Макаренко:
1)Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать,
зачем живет...)
2)Главный инструмент воспитания — коллектив.
3)Включение детей в совместную деятельность
4)Принцип оптимистической веры в ребенка
5)Принцип доверия
6)Принцип сочетания высочайших требований и уважения
7)Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив
8)Идея разновозрастных отрядов
9)Использование соревнования и игры в жизни детей.
10)Включение коллектива в систему широких социальных связей.
- Идеи Макаренко это будущее педагогики и воспитания.
- А.С. Макаренко — классик не только советской и российской, но и мировой педагогики.
- Он основоположник современной теории и методики воспитания.
- Только с опорой на его наследие можно создать эффективную воспитательную систему.