Электронный адрес: http://www.school9dzer.ru
«Технология группового –коллективного обучения на уроках ИЗО»
( средствами декоративно – прикладного творчества)
Корнилова Светлана Геннадьевна
Учитель Изобразительного искусства
МБОУ «Школа № 9» г.Дзержинск [email protected]
Мое педагогическое кредо:
ТЕМА: « Технология группового -коллективного обучения на уроках ИЗО. »
( средствами декоративно – прикладного творчества )
Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Коллективная творческая деятельность
- - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
- - является важнейшим структурным компонентом, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
- - в процессе ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
- Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире
- Для понимания и приятия чужого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности.
Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие цели:
1.Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения.
2.Активизация познавательного процесса и расширение возможностей реализации знаний.
3.Активизация изобразительного творчества на уроках.
4.Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.
- Художественно - творческая деятельность в коллективе способствует учиться видеть других, видеть себя и преодолевать себя в общении, открыть красоту окружающего мира, развить способности к эстетическому восприятию и творчеству.
Задачи воспитательной деятельности педагога
- Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
- Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого ученика.
- Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
- Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты на уроке.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ
- Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. К.Маркс
Основные компоненты коллективной деятельности учащихся как дидактического метода:
- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку; - организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя; - действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; - есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой
Условия для успешного решения педагогических задач
- Первое условие - общая забота. Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе.
- Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности. Учитель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к ученику как младшему товарищу.
- Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств. Развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную
- Четвертое условие - единый коллектив. Учитель влияет на учеников, которые в свою очередь воздействуют друг на друга.
- Пятое условие - творчество, а не шаблон. Не допускать унылого формализма и убивающего однообразия.
Формы коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО
- Совместно-индивидуальная - каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.
- Совместно-последовательная – выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого.
- Совместно-взаимодействующая - одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.
Новизна и практическая значимость
Урок ИЗО позволяет трудиться и познавать играя, что является эффективным методом обучения.
Во-первых, игра доставляет ребенку радость.
Во-вторых, в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.
Прикладная
Ролевая
Творческая
Поисковая
Исследовательская
И другая
Методические аспекты использования коллективной деятельности, применяемой на уроках изобразительного искусства
Групповая
работа
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
3. Заключительная часть .
а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
1. Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам
. 2. Групповая работа.
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания.
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
е) Подведения итогов группового задания.
.
Содержание опыта.
Коллективная работа
По содержанию коллективная работа учащихся может быть : монопредметной и межпредметной
По продолжительности выполнения работы бывают краткосрочными , средней продолжительности и долгосрочными.
Работа может быть
в парах
в малых группах
всем классом
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ -три уровня познавательной активности :
- Первый уровень — воспроизводящая активность — характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его применением по образцу.
- Второй уровень — интерпретирующая активность — характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях.
- Третий уровень — творческий уровень активности — характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи
Групповая, коллективная изобразительная деятельность в которой осуществляются следующие функции:
- - информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- - контактная – готовность к приёму и передачи информации;
- - координационная – согласование действий и организация взаимодействий;
- - перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
- - развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Условия, от которых зависит успех и качество результата коллективной работы:
- 1.Педагог должен подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить размер и положение общей плоскости.
- 2.Педагогу необходимо выбрать художественный материал для работы и технику её исполнения.
- 3.Педагог должен определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства.
- 4.Он может выбрать помощников для составления общей композиции.
Классификация коллективных работ
Фронтальные - соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной перед ребятами задачи; на уроках в 5классе : - «Древние образы в народном искусстве»; - «Единство конструкции и декора в народном жилище»; - «Народные промыслы их истоки и современное развитие»; - «Современное выставочное искусство» и др.
Классификация коллективных работ
- комплексная (групповая) - каждый учащийся делает свою часть задания, заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой других учащихся;
-
-«Греческая вазопись»
Классификация коллективных работ
-коллективно-производственная - каждый ученик делает только одну определенную операцию.
- «Города Русской земли» - макет
- Народные праздники «Масленица»
- «Космос»
.
- Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными, но при этом качество художественной деятельности детей повыситься, несомненно, так как коллективно-творческая деятельность эффективна в процессе обучения и позволяет педагогу выйти на новый уровень исследования или эксперимента.
Коллективные работы ребят
Коллективная работа монопредметная, средней продолжительности, выполненная малыми парами
Коллективные работы межпредметные, краткосрочные, выполненные в парах
- Объединение дополнительного образования «Юный художник»
Уровеньуспеваемости и качество обучения за последние 3 года учащихся в 5 классах по теме «Древние корни народного искусства»
Анализ диаграммы показывает, что уровень знаний и их качество составляют в среднем 100% и 90%
Заключение
В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности , использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.
При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности , все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Банников В. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного профессионального образования // Искусство в школе. - 2007. - №3.
- Буланова И. Коллективная изобразительная деятельность // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 17
- Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: «Педагогика», 1975
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.1: Общие основы, процесс воспитания.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.2: Процесс воспитания.