СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования межличностных отношений в детском обществе.2част

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг уровня воздействия методики воспитания

на формирование  и развитие межличностных отношений

учащихся в коллективе класса

 

 

Методы и приемы

технологии воспитания

Первый уровень

Второй

уровень

Третий

уровень

Четвертый уровень

1.Перспектива: ближняя,

средняя, дальняя.

Слабо осведомлены, тем более о средней и дальней. Не является движущей силой, не играет значительной роли во взаимодействиях

детей.

Перспективы четко

определены, но поддерживает их влияние сам педагог, систематически направляя взаимозависи-мость

учащихся.

Деятельность учащихся

направлена на

реализацию перспектив, стимулирую-щих развитие коллектива и активность детей в совместном

преодолении всех

проблем.

Перспектива приобретает

ярко выраженный

характер социально значимых задач, объединяющих учащихся

в позитивных отношениях.

2. Самоуправле-

ние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль, тон коллектива. Эстетика поведения, внешнего вида и окружающей обстановки.

Существуют органы

самоуправления, но реально действуют слабо,

незначительное влияние

на отношения учащихся.

 

 

 

 

Отсутствие защищенности каждого, частые конфликты. Безразличие к окружающей обстановке

Играет определенную

роль, но при поддержке

педагога и

непосредственном его

участии

 

 

 

 

 

Первые шаги к 4 уровню под руководством педагога

Активно действуют

органы самоуправле-ния, пользуясь консультацией

педагога, организуя

согласованное

взаимодействие детей

 

 

Явные признаки позитивного стиля и тона коллектива, умение детей ориентировать-ся и тормозить негативные

проявления.

Самостоятельно

организуют жизнь

коллектива, ставя в

известность педагога о

своих планах и действиях.

 

 

 

 

Бодрый оптимисти-

ческий стиль, полная защищенность каждого, отсутствие конфликтов, наличие эстетики внешнего вида, среды и

поведения.

З.Требования

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественное мнение

Предъявляет педагог, учащиеся- пассивные исполнители

 

 

 

 

Не сформировано положительное общественное мнение, часто дети неадекватно оценивают поступки своих одноклассников

Педагога поддерживает актив в предъявлении требований

 

 

 

 

Приходят к правильному мнению при влиянии педагога

Актив при небольшой поддержке педагога, предъявляет требования и контролирует их выполнение.

 

Большинство приходят к правильному мнению при минимальном влиянии педагога

Каждый учащийся выполняет сознательно все требования, принимаемые в коллективе

 

 

Приходят к единому мнению по важнейшим вопросам жизни класса.

4.Игра.

Играют с ярко выраженным эгоцентрически-ми наклонностями

Игра проходит с большей доброжелатель-ностью, без споров и раздоров.

Играют с удовольствием с высоконравст-венными

отношениями.

Игра - важнейший компонент, объединяющий все стороны жизни коллектива.

5.Соревнование

Утверждение методики подведения итогов соревнования детей в общественно-полезной и игровой деятельности.

С помощью классного руководителя происходят соревнования между первич-ными отрядами с использованием воспитательных ситуаций, обеспечивающих доброжелатель-ные межличност-ные отношения

 

Соревнования стимулируют позитивное поведение и деятельность, формируя опыт общественных отношений и анализа результата  деятельности.

Соревнование характеризуется высоким уровнем культуры: умением радоваться успехам соперников и достойно проигрывать.

б.Традиции

 

 

 

 

Яркое эмоциональное впечатление «Взрыв»

Отсутствуют, или слабо выражены.

 

 

Полное отсутствие

совместных

положительных

эмоциональных

переживаний

Рождаются в процессе творческой деятельности.

 

Отдельные моменты эмоциональных переживаний, организуемые педагогом

Целый ряд традиций, скрепляющий коллектив.

 

Сильные эмоциональные переживания, резко изменяю-щие внутрикол-лективные отношения в позитивном направлении

Бережно сохраняются и рождаются новые традиции

 

Многократное повторение «Взрыва»

7.Согласован-ность в труде, стремление к общению, дружбе, взаимопомощь

 

 

Системообразу-ющая

деятельность

Рассогласован-ность, делают только под нажимом педагога

 

 

 

Нет четкого выбора

Лишь актив добровольно принимает работу и стремится выполнить. Группировки.

 

 

С помощью педагога дети выбирают наиболее интересное занятие

Большинство с желанием выполняют, помогают друг другу,стараются больше общаться.

 

С интересом и

увлечением занимаются

доминирующим

направлением

деятельности,

сплачиваясь в дружную

семью

С удовольстви-ем участвуют, ценя объединение, дружбу, взаимопомощь без просьб

 

Главное направление в деятельности систематизи-рует все стороны жизни коллектива

8.Первичный коллектив. Закон параллельно действия.

Организация первичных коллективов: 7-12 детей (отряд, звено или кораблик и т.д.)

Влияние на личность через первичный коллектив с помощью педагога.

Эффективное параллельное действие через первичный коллектив.

Постоянное деловое, дружеское, идеологическое объединение всех членов

соревнований между первичными отрядами за каждую учебную четверть и учебный год.

9.Сводный отряд.

Составление временного отряда в необходимом количестве детей, для выполнения

определенного задания

Командир сводного отряда назначенный на данный промежуток времени с помощью классного руководителя осуществляет организацию выполнения данного задания.

Каждый ученик много раз попадает в роль то командира, то подчиненного, учится и командовать и подчиняться.

Отсутствие возможности отдельного ученика стать над товарищами, развитие в каждом инициативного организатора, распорядителя для решения поставленной задачи.

10.Сотрудни-чество с параллельным классом и младшими школьниками внутри общешкольного коллектива

Слабые формальные связи

Взаимодействия организуют педагоги.

Появляется интерес к взаимодей-ствию, участию в жизни общешкольного коллектива

Многообразие совместных с другими классами

содержатель-ных событий в жизни школы

Данная таблица даёт возможность классному руководителю проанализировать нравственный уровень фактического состояния отношений между детьми, что является важнейшим фактором воспитания каждой личности. Такой анализ создаст условия эффективного планирования воспитательной деятельности классного руководителя и педагогов, работающих в данном классе. Используемый нами план воспитательной работы состоит из следующих блоков и разделов:

 

I блок.  «Целеполагание»

Раздел 1.  Характеристика класса или группы детей в дополнительном образовании.

Раздел 2.  Задачи на данный период времени.

 

II блок.   «Управление развитием детского коллектива,  являющимся условием  комфортной социальной адаптации каждого ребенка»

Раздел 1.  Формирование детского коллектива.

Раздел 2. Убеждения.

 

III блок.  «Координация воздействий и влияний»

Раздел 1.  Взаимодействие с педагогическим коллективом, администрацией, школьным психологом и социальным работником.

         Раздел 2. Работа с родителями.

         Раздел 3. Связь с медицинским работником школы.

         Раздел 4. Организация влияния учреждений района и города

         на воспитание учащихся.

 

  IV блок.  «Материальная база»       

Раздел 1. Материальное обеспечение за счет шефства, спонсоров и общественных организаций.

Раздел 2. Получение средств в результате трудовой деятельности детей.                       

 

Таблица помогает планировать первый и второй блоки. В первом разделе второго блока она поможет проанализировать уровень развития детского коллектива и определить актуальные задачи на данный период времени. Использование методики воспитательного процесса, отраженной в таблице, дает возможность эффективно построить социальную среду, обеспечивающую нравственные межличностные отношения, формирующие личность каждого ребенка в соответствии с вызовами времени. Так, например, возьмем план начальных классов, план классного руководителя в средней школе и план руководителя клуба «Юный любитель природы» в дополнительном образовании по теме:

 «Организация и воспитание детского коллектива, обеспечивающего комфортную среду для самоутверждения и самореализации каждого ребенка».

 

 

1)           Перспективы (ближняя, средняя, дальняя).

 

Четко определяется ближняя, средняя и дальняя перспективы, при планировании которых необходимо учесть интересы и возрастные особенности детей, чтобы обучающиеся воспринимали перспективы как важную цель, общую завтрашнюю радость, которая объединяет и воодушевляет на преодоление трудностей общими усилиями детского объединения.

 

Таблица «А» - из плана работы учителя начальных классов Пановой О.О. во 2-м классе гимназии №4 им.Л.Н.Толстого (1999-2000 уч.г.), в дальнейшем под литерой «А» приводим фрагменты из данного плана.

 

 

Содержание

Сроки

Краткие выводы

1

Дальняя: к окончанию начальной школы получить «зеленую палочку» как знак того, что ты научился делать добро

К концу 3-его класса

 

2

Средняя: однодневный поход на природу (готовимся в течение всего учебного года)

Конец мая

 

3

Ближняя:

1.      Праздник «С днем рождения!»

2.      Праздник «Новый год»

 

Октябрь

Декабрь

 

 

Таблица «В» - из плана работы классного руководителя 6 «Б» класса Тубышкиной Р.Д. за I полугодие  (1999-2000 уч.г.), в дальнейшем под литерой «В» приводим фрагменты из данного плана.

Содержание

 

Сроки

Краткие выводы

1

Дальняя: «Через ученье к счастью» - М.В.Ломоносов

К окончанию школы

 

2

Средняя: Итоговый смотр знаний (Подготовка в течение учебного года).

Май

 

3

Ближняя:

1.      Осенний бал

2.      Праздник «Новый год»

 

4 октября

29 декабря

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!