Методы и приемы
технологии воспитания
|
Первый уровень
|
Второй
уровень
|
Третий
уровень
|
Четвертый уровень
|
1.Перспектива: ближняя,
средняя, дальняя.
|
Слабо осведомлены, тем более о средней и дальней. Не является движущей силой, не играет значительной роли во взаимодействиях
детей.
|
Перспективы четко
определены, но поддерживает их влияние сам педагог, систематически направляя взаимозависи-мость
учащихся.
|
Деятельность учащихся
направлена на
реализацию перспектив, стимулирую-щих развитие коллектива и активность детей в совместном
преодолении всех
проблем.
|
Перспектива приобретает
ярко выраженный
характер социально значимых задач, объединяющих учащихся
в позитивных отношениях.
|
2. Самоуправле-
ние.
Стиль, тон коллектива. Эстетика поведения, внешнего вида и окружающей обстановки.
|
Существуют органы
самоуправления, но реально действуют слабо,
незначительное влияние
на отношения учащихся.
Отсутствие защищенности каждого, частые конфликты. Безразличие к окружающей обстановке
|
Играет определенную
роль, но при поддержке
педагога и
непосредственном его
участии
Первые шаги к 4 уровню под руководством педагога
|
Активно действуют
органы самоуправле-ния, пользуясь консультацией
педагога, организуя
согласованное
взаимодействие детей
Явные признаки позитивного стиля и тона коллектива, умение детей ориентировать-ся и тормозить негативные
проявления.
|
Самостоятельно
организуют жизнь
коллектива, ставя в
известность педагога о
своих планах и действиях.
Бодрый оптимисти-
ческий стиль, полная защищенность каждого, отсутствие конфликтов, наличие эстетики внешнего вида, среды и
поведения.
|
З.Требования
Общественное мнение
|
Предъявляет педагог, учащиеся- пассивные исполнители
Не сформировано положительное общественное мнение, часто дети неадекватно оценивают поступки своих одноклассников
|
Педагога поддерживает актив в предъявлении требований
Приходят к правильному мнению при влиянии педагога
|
Актив при небольшой поддержке педагога, предъявляет требования и контролирует их выполнение.
Большинство приходят к правильному мнению при минимальном влиянии педагога
|
Каждый учащийся выполняет сознательно все требования, принимаемые в коллективе
Приходят к единому мнению по важнейшим вопросам жизни класса.
|
4.Игра.
|
Играют с ярко выраженным эгоцентрически-ми наклонностями
|
Игра проходит с большей доброжелатель-ностью, без споров и раздоров.
|
Играют с удовольствием с высоконравст-венными
отношениями.
|
Игра - важнейший компонент, объединяющий все стороны жизни коллектива.
|
5.Соревнование
|
Утверждение методики подведения итогов соревнования детей в общественно-полезной и игровой деятельности.
|
С помощью классного руководителя происходят соревнования между первич-ными отрядами с использованием воспитательных ситуаций, обеспечивающих доброжелатель-ные межличност-ные отношения
|
Соревнования стимулируют позитивное поведение и деятельность, формируя опыт общественных отношений и анализа результата деятельности.
|
Соревнование характеризуется высоким уровнем культуры: умением радоваться успехам соперников и достойно проигрывать.
|
б.Традиции
Яркое эмоциональное впечатление «Взрыв»
|
Отсутствуют, или слабо выражены.
Полное отсутствие
совместных
положительных
эмоциональных
переживаний
|
Рождаются в процессе творческой деятельности.
Отдельные моменты эмоциональных переживаний, организуемые педагогом
|
Целый ряд традиций, скрепляющий коллектив.
Сильные эмоциональные переживания, резко изменяю-щие внутрикол-лективные отношения в позитивном направлении
|
Бережно сохраняются и рождаются новые традиции
Многократное повторение «Взрыва»
|
7.Согласован-ность в труде, стремление к общению, дружбе, взаимопомощь
Системообразу-ющая
деятельность
|
Рассогласован-ность, делают только под нажимом педагога
Нет четкого выбора
|
Лишь актив добровольно принимает работу и стремится выполнить. Группировки.
С помощью педагога дети выбирают наиболее интересное занятие
|
Большинство с желанием выполняют, помогают друг другу,стараются больше общаться.
С интересом и
увлечением занимаются
доминирующим
направлением
деятельности,
сплачиваясь в дружную
семью
|
С удовольстви-ем участвуют, ценя объединение, дружбу, взаимопомощь без просьб
Главное направление в деятельности систематизи-рует все стороны жизни коллектива
|
8.Первичный коллектив. Закон параллельно действия.
|
Организация первичных коллективов: 7-12 детей (отряд, звено или кораблик и т.д.)
|
Влияние на личность через первичный коллектив с помощью педагога.
|
Эффективное параллельное действие через первичный коллектив.
|
Постоянное деловое, дружеское, идеологическое объединение всех членов
соревнований между первичными отрядами за каждую учебную четверть и учебный год.
|
9.Сводный отряд.
|
Составление временного отряда в необходимом количестве детей, для выполнения
определенного задания
|
Командир сводного отряда назначенный на данный промежуток времени с помощью классного руководителя осуществляет организацию выполнения данного задания.
|
Каждый ученик много раз попадает в роль то командира, то подчиненного, учится и командовать и подчиняться.
|
Отсутствие возможности отдельного ученика стать над товарищами, развитие в каждом инициативного организатора, распорядителя для решения поставленной задачи.
|
10.Сотрудни-чество с параллельным классом и младшими школьниками внутри общешкольного коллектива
|
Слабые формальные связи
|
Взаимодействия организуют педагоги.
|
Появляется интерес к взаимодей-ствию, участию в жизни общешкольного коллектива
|
Многообразие совместных с другими классами
содержатель-ных событий в жизни школы
|