СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология.Физико-механические свойства древесины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

           Обучающая:

  • Познакомить учащихся с основными физическими и механическими свойствами древесины как влажность, твёрдость, прочность, упругость, цвет, запах.
  • научить определять плотность и влажность древесины

 

           Развивающая:

  • Развить первоначальные знания в определении плотности и влажности древесины.
  • Развить навыки в определении породы древесины по её свойствам.

               

           Воспитательная:

  • Воспитать бережное отношения к древесине.
  • Привить желания к работе с древесиной.

 

Просмотр содержимого документа
«Технология.Физико-механические свойства древесины.»

Урок технологии 6 класс


Тема: «Физико-механические свойства древесины»


Тип урока: комбинированный.

Основной метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Исходный уровень знаний учащихся: учащимся уже известны простейшие операции деревообработки, понятие о машине, токарном станке по дереву.


Цели урока:

Обучающая:

  • Познакомить учащихся с основными физическими и механическими свойствами древесины как влажность, твёрдость, прочность, упругость, цвет, запах.

  • научить определять плотность и влажность древесины


Развивающая:

  • Развить первоначальные знания в определении плотности и влажности древесины.

  • Развить навыки в определении породы древесины по её свойствам.

Воспитательная:

  • Воспитать бережное отношения к древесине.

  • Привить желания к работе с древесиной.


План урока:


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы

3.1 Сообщение учителем новых знаний учащимся.

3.2 Самостоятельная работа учащихся с учебником.

4. Практическая работа и текущий инструктаж.5. Обобщение и систематизация изученного. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

6. Уборка рабочих мест.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов урока.


Оборудование урока: ноутбук, проектор, учебник («Технология 7 класс (вариант для мальчиков), образцы древесины разных пород, тетради, ручки, линейки, весы, ведро с водой.

Ход урока



  1. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке.

2. Актуализация знаний.


Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на нарядную корзинку, сплетенную из прутьев или бересты. Не меньшее восхищение вызывает изящная деревянная шкатулка, резной столик, да и простые предметы обихода. Начиная с древних времен, до сегодняшних дней, мы отдаем предпочтение древесине, несмотря на разнообразие альтернативных материалов, предлагаемых современным рынком. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Древесина – широко распространенный строительный и поделочный материал. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже перечислить. Древесину не трудно обрабатывать, зная породы, строение, пороки и свойства. Сегодня на уроке, вы познакомитесь со свойствами древесины.

Тема урока: Физико-механические свойства древесины.

Цели: Ознакомить учащихся с основными свойствами древесины; научить определять плотность и влажность древесины;

Свойство – сторона предмета, которая обуславливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.



3. Изучение новой темы.


3.1 Сообщение учителем новых знаний учащимся


Многое о древесине вам уже известно, но есть вопросы, которые предстоит разобрать. Сегодняшняя тема урока позволит вам расширить сведения о свойствах древесины. Древесина обладает различными свойствами, как и разные материалы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с физическими и механическими свойствами древесины. (Давайте рассмотрим физические свойства древесины. Вы обращали наверно свое внимание, что древесина разных пород бывает более легкой и тяжелой, т.е. менее плотной и более плотной. Плотность – количество массы древесины, содержащейся в единице объема. Находится плотность по формуле, где m-масса древесины, V-объем древесины, определение и формулу.

Разные породы древесины имеют разную плотность, .

Высокая плотность – дуб, береза, лиственница, клен, яблоня, груша примерно от 700 до 900 (кг/м3); Средняя плотность – конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 (кг/м3); Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна – от 400 до 600 (кг/м3); Древесину с высокой плотностью труднее обрабатывать, но зато такая древесина меньше подвержена изнашиванию.

Следующее из физических свойств древесины влажность. Как думаете, что такое влажность древесины? Количество влаги содержащейся в древесине, найти влажность можно по формуле. Влажность древесины выражается в процентах.


Различают следующие ступени влажности древесины:

  • мокрая – длительное время находившаяся в воде, влажность выше 100%;

  • свежесрубленная – влажность 50-100%;

  • воздушно-сухая – долгое время хранившаяся на воздухе, влажность – 15–20% (в зависимости от климатических условий и времени года);

  • комнатно-сухая – влажность – 8-12%

  • абсолютно сухая – влажность – 0%.

Ребята, существуют специальные приборы для измерения влажности-влагомеры. Как же они действуют? Как вы думаете можно ли изменить влажность древесины? Можно ли, свежесрубленную древесину пускать в производство? Почему?

После рубки содержание влаги снижается. ( Вначале испаряется свободная влага, затем связанная влага, которая содержится внутри стенок клетки. Что нужно сделать, чтобы использовать древесину в производстве? Правильно – сушить.

При сушке древесины прочность пиломатериалов значительно повышается, а возможность их загнивания сводится к нулю. Сушка бывает двух видов: естественная и искусственная.

Естественная сушка проводится на открытом воздухе под навесом от дождя и попадания прямых солнечных лучей, а также в закрытом помещении – для того чтобы, как говорят специалисты, материал принял «воздушно-сухое состояние» (15-20%-ная влажность). Этот процесс может длиться в течение недель и даже месяцев, зато в результате древесина получает надежную защиту от поражения грибами.

Искусственная сушка проходит в течение нескольких дней или часов и также делает древесину неуязвимой от поражения гнилью и грибами и обеспечивает ее высокое качество. Процесс искусственной сушки проходит в камерах-сушилках периодического и непрерывного действия. Теплоносителями служат воздух, пар или дымовые газы, нагретые до температуры 70-80°С.

Кроме того, сушка может производиться в электрическом поле высокой частоты. Древесина тогда сушится равномерно и в 10–20 раз быстрее, чем в камере. Но такой вид сушки обойдется дороже, поскольку стоимость электроэнергии достаточно высока. Как могут измениться доски, если их неправильно сушить? При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. В результате высушивания происходит усушка древесины и коробление в различных направлениях.

Текстура – естественный рисунок на срезе древесины. И зависит от породы древесины и от направления среза. Переходим с вами к следующим очень важным физическим свойствам древесины.

Теплопроводностью древесины называется ее способность проводить тепло через свою толщину от одной поверхности к другой. Теплопроводность сухой древесины незначительна, что объясняется пористостью ее строения.

Электропроводность древесины характеризуется ее сопротивлением прохождению электрического тока. Она зависит от породы, температуры, направления волокон и ее влажности. Звукопроводимость – свойство материала проводить звук с определенной скоростью. В древесине быстрее всего звук распространяется вдоль волокон. Звукопроницаемость древесины в продольном направлении в 16 раз, а в поперечном – в 3–4 раза больше звукопроницаемости воздуха. Это отрицательное свойство древесины требует при устройстве деревянных перегородок, потолков и т.д. применения звукоизолирующих материалов. Способность древесины усиливать звук широко используется при изготовлении музыкальных инструментов. Наилучшая древесина для этого – древесина ели, пихты кавказской и сибирского кедра.

Разберем механические свойства древесины. Схему перечертите в тетрадь.


3.2 Самостоятельная работа учащихся с учебником.

В тетради начертите таблицу со слайда, , и, прочитав п.1 стр.6 заполните ее, а потом мы ее проверим.

4. Практическая работа и текущий инструктаж. Выполняя практическую работу, вы должны следовать последовательности, которая написана на слайде. Выполнив работу, вы заполняете таблицу, результаты будут отражены на слайде, и потом, мы сделаем вывод.

Последовательность выполнение работы:

1. Пронумеровать образцы древесины.

2. Вычислить объемы образцов, применяя формулу :V = abc (cм3.)

3. Взвесить образцы древесины.

4. Определить плотность образцов по формуле:

5. Выдержать образцы в воде в течение 5 минут, и повторно взвесить.

6. Вычислить влажность по формуле:

7. Все полученные данные занести в таблицу.

8. Написать вывод.

Вывод: В ходе практической работе, мы убедились, что разные породы древесины имеют разную плотность и разную влажность.


5. Обобщение и систематизация изученного. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.


Учитель проводит анализ характерных ошибок, которые ученики делали по ходу практических работ, и объясняет их, чтобы ученики в дальнейшем их не совершали. Ученики внимательно слушают объяснения их ошибок. Учитель сообщает оценки учащимся за работу на уроке.


6. Уборка рабочих мест.


Ученики убирают инструмент, который был необходим для проведения практических работ по своим местам.


7. Домашнее задание.


Учитель задает домашнее задание, которое заключается:

1) в проработке изученного материала учебника, с целью его надежного усвоения и закрепления. Проработка вопросов после параграфа. Выучить все определения по данной теме;

2) решить кроссворд. Вопросы к кроссворду:

  1. Дерево, обладающее низкой плотностью.

  2. Количество влаги, содержащейся в древесине.

  3. Дерево, обладающее низкой плотностью

  4. Способность древесины восстанавливать первоначальную форму, после снятия нагрузки.

  5. Дерево с высокой прочностью.

  6. Количество массы древесины, содержащейся в единице объема.

  7. Что применяется для изменения влажности.

  8. Физическое свойство древесины.

  9. Дерево с высокой прочностью.


8. Подведение итогов урока.


1) Вопросы для повторения:

  • Зачем знать свойства древесины?

  • С какой целью сушат древесину?

  • Как определяют влажность древесины на предприятиях?

  • Какие свойства нужно учитывать при выборе заготовок?


2) Выставление оценок в журнал и в дневники.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!