Просмотр содержимого документа
«Технологии критического мышления. Интеллект-карты.»
Технологии критического мышления.
Интеллект – карты.
Интеллект – карты (их оригинальное название – mind-maps, иногда также переводят как ментальные карты)
- это кустообразные картинки, изобретенные английским психологом Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей.
- Интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
- Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Способствует развитию навыков логического и пространственного мышления
Активизирует творческие способности
Помогает при работе с большим объемом информации, которую надо систематизировать
Назначение интеллект-карт
Стимулирует познавательную деятельность
мотивация
Несколько основных законов составления интеллект-карт:
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Составление интеллект-карт в рамках подготовки к ОГЭ
- Представляя слово в виде картинки или логической цепочки, девятиклассник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок, образов или логических схем облегчает понимание значения слова, объяснение его лексического значения и подбора аргументов для написания сочинения 15.3.
- Согласитесь, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основана чудодейственная сила умственных карт.
- Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
- Учащиеся могут сами составлять интеллект-карту или с помощью учителя.
- При работе над составлением интеллектуальных карт, следует учитывать уровень обученности учеников.
- Если класс сильный, то на первом уроке следует коллективно составить интеллект-карту, а дальше и на уроках, и в домашнем задании предлагать ученикам составлять такие карты самостоятельно или в небольших группах.
- Если класс слабый, то мыслительные карты составляются коллективно перед написанием сочинения 15.3
- Уже составленные интеллект-карты можно использовать в начале каждого урока в качестве дидактического материала для составления небольших текстов (в сочинение это 1 абзац – толкование значения слова. За критерий 1 можно получить 2 балла).
Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?
- Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие интеллект-карты на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации , понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
- умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
- умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
- развитие критического и рефлексивного мышления .
- Ученики, применяющие интеллект-карты в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Запоминание материала при помощи интеллект-карт :
После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
Умение распределять время
Умение задать вопросы
Сначала всё, что решается, потом по новой по усложнению
Интеллект-карта по планированию сдачи ЕГЭ
Уверенность в себе
Владение собой
Активизация мозга
Снятие напряжения
Знания
ЕГЭ
Проце-дура
Всё, что знаю сейчас
Дополнительная информация
Пробелы в знаниях