СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии критического мышления. Интеллект-карты.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для знакомства с одним из интереснейших приемов критического мышления - интеллект-картой. Этот прием можно использовать на различных уроках, на любом этапе урока. 

Просмотр содержимого документа
«Технологии критического мышления. Интеллект-карты.»

Технологии критического мышления. Интеллект – карты.

Технологии критического мышления.

Интеллект – карты.

Интеллект – карты (их оригинальное название – mind-maps, иногда также переводят как ментальные карты)  это кустообразные картинки, изобретенные английским психологом Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей.

Интеллект – карты (их оригинальное название – mind-maps, иногда также переводят как ментальные карты)

  • это кустообразные картинки, изобретенные английским психологом Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей.
Интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
  • Интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
  • Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Способствует развитию навыков логического и пространственного мышления Активизирует творческие способности  Помогает при работе с большим объемом информации, которую надо систематизировать Назначение интеллект-карт Стимулирует познавательную деятельность мотивация

Способствует развитию навыков логического и пространственного мышления

Активизирует творческие способности

Помогает при работе с большим объемом информации, которую надо систематизировать

Назначение интеллект-карт

Стимулирует познавательную деятельность

мотивация

Несколько основных законов составления интеллект-карт: Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с  центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются  с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не  прямыми (как ветви дерева). Для лучшего запоминания и усвоения  желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в  контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Несколько основных законов составления интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Составление интеллект-карт в рамках подготовки к ОГЭ   Представляя слово в виде картинки или логической цепочки, девятиклассник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок, образов или логических схем облегчает понимание значения слова, объяснение его лексического значения и подбора аргументов для написания сочинения 15.3. Согласитесь, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основана чудодейственная сила умственных карт. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным. Учащиеся могут сами составлять интеллект-карту или с помощью учителя.

Составление интеллект-карт в рамках подготовки к ОГЭ

  • Представляя слово в виде картинки или логической цепочки, девятиклассник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок, образов или логических схем облегчает понимание значения слова, объяснение его лексического значения и подбора аргументов для написания сочинения 15.3.
  • Согласитесь, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основана чудодейственная сила умственных карт.
  • Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
  • Учащиеся могут сами составлять интеллект-карту или с помощью учителя.
При работе над составлением интеллектуальных карт, следует учитывать уровень обученности учеников. Если класс сильный, то на первом уроке следует коллективно составить интеллект-карту, а дальше и на уроках, и в домашнем задании предлагать ученикам составлять такие карты самостоятельно или в небольших группах. Если класс слабый, то мыслительные карты составляются коллективно перед написанием сочинения 15.3 Уже составленные интеллект-карты можно использовать в начале каждого урока в качестве дидактического материала для составления небольших текстов (в сочинение это 1 абзац – толкование значения слова. За критерий 1 можно получить 2 балла).
  • При работе над составлением интеллектуальных карт, следует учитывать уровень обученности учеников.
  • Если класс сильный, то на первом уроке следует коллективно составить интеллект-карту, а дальше и на уроках, и в домашнем задании предлагать ученикам составлять такие карты самостоятельно или в небольших группах.
  • Если класс слабый, то мыслительные карты составляются коллективно перед написанием сочинения 15.3
  • Уже составленные интеллект-карты можно использовать в начале каждого урока в качестве дидактического материала для составления небольших текстов (в сочинение это 1 абзац – толкование значения слова. За критерий 1 можно получить 2 балла).
Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?   Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие интеллект-карты на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя  ассоциации , понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт: развитие творческих и аналитических способностей учащихся; формирование познавательной мотивации в процессе обучения; получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса; умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете; умения рассуждать, делать выводы, принимать решения; развитие критического и рефлексивного мышления . Ученики, применяющие интеллект-карты в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?

  • Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие интеллект-карты на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя  ассоциации , понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:
  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
  • развитие критического и рефлексивного мышления .
  • Ученики, применяющие интеллект-карты в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.
Запоминание материала при помощи интеллект-карт : После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие: Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут

Запоминание материала при помощи интеллект-карт :

После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:

Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут

Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут

Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут

Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут

Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут

Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут

Умение распределять время Умение задать вопросы Сначала всё, что решается, потом по новой по усложнению Интеллект-карта по планированию сдачи ЕГЭ Уверенность в себе Владение собой Активизация мозга Снятие напряжения Знания ЕГЭ Проце-дура Всё, что знаю сейчас Дополнительная информация Пробелы в знаниях

Умение распределять время

Умение задать вопросы

Сначала всё, что решается, потом по новой по усложнению

Интеллект-карта по планированию сдачи ЕГЭ

Уверенность в себе

Владение собой

Активизация мозга

Снятие напряжения

Знания

ЕГЭ

Проце-дура

Всё, что знаю сейчас

Дополнительная информация

Пробелы в знаниях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!