СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Воздушная оболочка Земли-атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (Алгоритм успеха)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Воздушная оболочка Земли-атмосфера"»

План – конспект урока по теме «Воздушная оболочка Земли - атмосфера»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум

Оборудование: учебник §12, рабочая тетрадь, персональный компьютер , CD-диски, мультимедийный проектор, Интернет – сайты.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

компонент урока

Творческий

компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению самой жизненно важной геосферы Земли. Её название и, соответственно, тему урока я предлагаю определить, прослушав загадку:

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
                    (По А. Матутиа)

(Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера)


Отгадывают загадку, с помощью которой определяют тему урока.





Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

Сегодня вы космические туристы и вам предстоит совершить путешествие вокруг Земли на космическом корабле. А наблюдать за космическими объектами и явлениями мы будем через «окно» космического корабля – иллюминатор. И так, посмотрите все в иллюминатор: видеофрагмент «Удивительный вид на Землю из космоса». Ответьте на следующие вопросы:

- Какие географические объекты вы смогли разглядеть в иллюминатор?

- Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте?

Поможет нам ответить на этот вопрос большая медведица из мультфильма «Умка»


- Ребята, а где происходят действия в мультфильме?


- А что характерно для северного полюса?


Давайте откроем учебник на стр.64 и ответим на вопросы перед параграфом:

  1. Что называют погодой?

  2. Какие явления погоды вы отмечали в своем календаре погоды?

  3. Ребята, а как вы думаете, как связаны явления погоды с темой сегодняшнего урока?


Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

Цель урока: создать представление о воздушной оболочке Земли









После просмотра отвечают на поставленные вопросы и указывают объекты, в том числе «воздушную оболочку Земли - атмосферу», возможно, назовут явление «северное сияние».

Если затруднятся ответить, то можно показать фрагмент мультфильма.


Делятся своими догадками – на северном полюсе

- Вспоминают и дают ответ: холодная погода, снег…



Отвечают на предложенные вопросы

Высказывают свои предположения.


Учащиеся пытаются сформулировать цель урока








Проявляют интерес к изучаемой теме




Высказывают свои

предположения














Познакомиться со строением и составом атмосферы Земли.


Формулирование задач урока

Для того чтобы прийти к своей цели нам нужно делать шаги. Шагами к поставленной цели будут являться задачи.

Давайте подумаем, какие шаги – задачи нам предстоит совершить:

1 шаг – узнать что такое «атмосфера», каково её значение

2 шаг – определить состав атмосферы

3 шаг – получить представление о строении атмосферы

Прошу не забывать, что эти «шаги» не всегда будут легки, т.к. мы находимся в космосе.

Участвуют в формулировке задач на урок.


















Формулируют 1 задачу: узнать что такое «атмосфера», каково её значение



Формулируют 2 задачу: определить состав атмосферы



Формулируют 3 задачу: получить представление о строении атмосферы











2.Процессуально - содержательный этап урока

Изучение нового материала

1. Атмосфера и её значение


–Ребята, а что вы уже знаете об атмосфере?

- А как вы считаете, на нашей планете всегда была атмосфера?

Давайте проследим историю возникновения воздушной оболочки Земли, рассматривая в учебнике рис.6 на стр.16 и выполняя задание «История земной атмосферы» в рабочей тетради на стр. 32

Оцените себя.

критерии самооценки

“5” – все слова вставлены правильно;

“4” – допущены 1-2 ошибки;

“3” – работа содержит 3 и более ошибок.


В процессе длительного исторического развития у нашей планеты появилась воздушная оболочка. А нужна ли она нам? Возможно, планета Земля может обойтись и без этой оболочки? Для того, что бы выяснить значение воздушной оболочки, давайте опять внимательно посмотрим в наши иллюминаторы и выявим не менее 3-х аргументов, говорящих о её значении.

Значение атмосферы для жизни на Земле


Отвечают.

Высказывают своё мнение



Вставляют пропущенные слова, выполняя задание в рабочей тетради.









Смотрят видеоролик и выписывают 3 значения атмосферы.
















Один ученик отвечает вслух, остальные проверяют правильность написанного у себя в рабочих тетрадях и сами себя оценивают.





Определяют и выписывают значения атмосферы.









































2. Состав атмосферы





























3. Строение атмосферы

Молодцы, ребята, доказали, что значение атмосферы велико. А теперь давайте докажем, что состав воздушного слоя неоднороден и уникален.

Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит?

Скажите, можем ли мы, взглянув в иллюминаторы, определить состав атмосферы?

Нет, не можем. А почему?


Атмосфера – это воздух, а воздух это смесь газов. А вот из каких газов и каково их соотношение вы узнаете из видеофрагмента (1 мин.)

Состав и строение атмосферы

Посмотрите видеосюжет, зарисуйте схему в тетрадь и правильно расставьте названия газов и их процентное соотношение



АЗОТ

КИСЛОРОД

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ


78% 21% 1%





Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого нашему кораблю придется снизить высоту. Пока мы снижаемся, вы ребята узнайте что происходит с температурой атмосферы за бортом корабля. Для этого откройте учебники на стр. 66 и прочитайте первый абзац раздела «Строение атмосферы Земли». Незабывайте делать записи в свои бортовые журналы – тетради. Какие записи необходимо сделать:

  1. Как называется аппарат, с помощью которого измеряют температуру в атмосфере?

  2. Кто его изобрел?

  3. Как изменяется температура с высотой?

  4. Что послужило причиной выделения в атмосфере нескольких слоев?



И так, опять обращаю ваше внимание к иллюминаторам: мы находимся в самом нижнем слое атмосферы – ТРОПОСФЕРЕ.

Слой снегов, дождей и ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, радон.


Для того чтобы не сбиться с пути, давайте записывать какие слои атмосферы мы пролетаем и чем они характеризуются. Соответствующие пометки делайте в рабочей тетради на стр.33 задание – 3.

Видеофрагмент Состав и строение атмосферы


Итак, ребята, у вас получился рисунок с указанием всех слоев атмосферы.

- А в каком слое находятся люди?







Высказывают свои предложения.







Смотрят видео, зарисовывают диаграммы и расставляют % и названия газов


















Читают текст учебника и выписывают ответы на поставленные вопросы

































Смотрят видеофильм и делают соответствующие записи в рабочих программах





Отвечают на поставленные вопросы.













Зарисовывают, расставляют правильные ответы


















Читают, ищут ответы и выписывают их.



































смотрят, записывают названия слоев на соответствующей высоте




Составляет свое определение термину «вулкан»


Рефлексия деятельности

Приём "Телеграмма"

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание другу. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.


Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, познакомились с определением в словарь терминов, провели опыт демонстрирующий образование вулкана



3.Этап закрепления

Закрепление и первичный контроль

Вставить пропущенные слова

Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. Он содержит почти весь ____________ _____________. Выше, до высоты 50—55километров

находится ___________________________. В ней температура ______________________________ от 0 до 100С. Верхние слои атмосферы это: ________________,_________________,________________.


Вписывают пропущенные слова

Самоконтроль

Подведение итогов

Чему вы научились на этом уроке и что научились делать?


Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности

Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального


4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоциональная

Передается воздушный шарик через каждого ученика, который, получив шарик, говорит: «Сегодня на уроке я узнал… Я научился…»

Анализируют свою деятельность на уроке.

Анализируется урок, достижение целей, общий результат.






- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие

- Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в письменной форме


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное

задание

Изучите параграф «Воздушная оболочка Земли – атмосфера» стр.64-69.

Проведите опыт со стаканом воды и листом бумаги. Что он демонстрирует?

Ответьте на вопросы 1-4 после параграфа.


- Проводят домашний опыт и описывают явление, которое он демонстрирует.




Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

1.Составьте кроссворд «Атмосфера», используя слова из параграфа

2. Сочинить стихотворение об атмосфере.


- выбирают необходимый материал и составляют кроссворд











Подготовка кроссворда, написание стихотворения









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!