Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Сегодня на уроке мы приступаем к изучению самой жизненно важной геосферы Земли. Её название и, соответственно, тему урока я предлагаю определить, прослушав загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?! (По А. Матутиа) (Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера) | Отгадывают загадку, с помощью которой определяют тему урока. | | |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | Сегодня вы космические туристы и вам предстоит совершить путешествие вокруг Земли на космическом корабле. А наблюдать за космическими объектами и явлениями мы будем через «окно» космического корабля – иллюминатор. И так, посмотрите все в иллюминатор: видеофрагмент «Удивительный вид на Землю из космоса». Ответьте на следующие вопросы: - Какие географические объекты вы смогли разглядеть в иллюминатор? - Какие явления природы вы наблюдали в данном фрагменте? Поможет нам ответить на этот вопрос большая медведица из мультфильма «Умка» - Ребята, а где происходят действия в мультфильме? - А что характерно для северного полюса? Давайте откроем учебник на стр.64 и ответим на вопросы перед параграфом: Что называют погодой? Какие явления погоды вы отмечали в своем календаре погоды? Ребята, а как вы думаете, как связаны явления погоды с темой сегодняшнего урока? Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? Цель урока: создать представление о воздушной оболочке Земли | После просмотра отвечают на поставленные вопросы и указывают объекты, в том числе «воздушную оболочку Земли - атмосферу», возможно, назовут явление «северное сияние». Если затруднятся ответить, то можно показать фрагмент мультфильма. Делятся своими догадками – на северном полюсе - Вспоминают и дают ответ: холодная погода, снег… Отвечают на предложенные вопросы Высказывают свои предположения. Учащиеся пытаются сформулировать цель урока | Проявляют интерес к изучаемой теме Высказывают свои предположения Познакомиться со строением и составом атмосферы Земли. | |
Формулирование задач урока | Для того чтобы прийти к своей цели нам нужно делать шаги. Шагами к поставленной цели будут являться задачи. Давайте подумаем, какие шаги – задачи нам предстоит совершить: 1 шаг – узнать что такое «атмосфера», каково её значение 2 шаг – определить состав атмосферы 3 шаг – получить представление о строении атмосферы Прошу не забывать, что эти «шаги» не всегда будут легки, т.к. мы находимся в космосе. | Участвуют в формулировке задач на урок. | Формулируют 1 задачу: узнать что такое «атмосфера», каково её значение Формулируют 2 задачу: определить состав атмосферы Формулируют 3 задачу: получить представление о строении атмосферы | |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Изучение нового материала 1. Атмосфера и её значение | –Ребята, а что вы уже знаете об атмосфере? - А как вы считаете, на нашей планете всегда была атмосфера? Давайте проследим историю возникновения воздушной оболочки Земли, рассматривая в учебнике рис.6 на стр.16 и выполняя задание «История земной атмосферы» в рабочей тетради на стр. 32 Оцените себя. критерии самооценки “5” – все слова вставлены правильно; “4” – допущены 1-2 ошибки; “3” – работа содержит 3 и более ошибок. В процессе длительного исторического развития у нашей планеты появилась воздушная оболочка. А нужна ли она нам? Возможно, планета Земля может обойтись и без этой оболочки? Для того, что бы выяснить значение воздушной оболочки, давайте опять внимательно посмотрим в наши иллюминаторы и выявим не менее 3-х аргументов, говорящих о её значении. Значение атмосферы для жизни на Земле | Отвечают. Высказывают своё мнение Вставляют пропущенные слова, выполняя задание в рабочей тетради. Смотрят видеоролик и выписывают 3 значения атмосферы. | Один ученик отвечает вслух, остальные проверяют правильность написанного у себя в рабочих тетрадях и сами себя оценивают. Определяют и выписывают значения атмосферы. | |
2. Состав атмосферы 3. Строение атмосферы | Молодцы, ребята, доказали, что значение атмосферы велико. А теперь давайте докажем, что состав воздушного слоя неоднороден и уникален. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит? Скажите, можем ли мы, взглянув в иллюминаторы, определить состав атмосферы? Нет, не можем. А почему? Атмосфера – это воздух, а воздух это смесь газов. А вот из каких газов и каково их соотношение вы узнаете из видеофрагмента (1 мин.) Состав и строение атмосферы Посмотрите видеосюжет, зарисуйте схему в тетрадь и правильно расставьте названия газов и их процентное соотношение АЗОТ КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ 78% 21% 1% Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого нашему кораблю придется снизить высоту. Пока мы снижаемся, вы ребята узнайте что происходит с температурой атмосферы за бортом корабля. Для этого откройте учебники на стр. 66 и прочитайте первый абзац раздела «Строение атмосферы Земли». Незабывайте делать записи в свои бортовые журналы – тетради. Какие записи необходимо сделать: Как называется аппарат, с помощью которого измеряют температуру в атмосфере? Кто его изобрел? Как изменяется температура с высотой? Что послужило причиной выделения в атмосфере нескольких слоев?
И так, опять обращаю ваше внимание к иллюминаторам: мы находимся в самом нижнем слое атмосферы – ТРОПОСФЕРЕ. Слой снегов, дождей и ветров – Атмосферы слой живой, Восемнадцать километров Этот самый нижний слой. Есть здесь всё, но в большей мере – Кислород, азот, В малых долях – йод и гелий, Водород, неон, радон. Для того чтобы не сбиться с пути, давайте записывать какие слои атмосферы мы пролетаем и чем они характеризуются. Соответствующие пометки делайте в рабочей тетради на стр.33 задание – 3. Видеофрагмент Состав и строение атмосферы Итак, ребята, у вас получился рисунок с указанием всех слоев атмосферы. - А в каком слое находятся люди? | Высказывают свои предложения. Смотрят видео, зарисовывают диаграммы и расставляют % и названия газов
Читают текст учебника и выписывают ответы на поставленные вопросы
Смотрят видеофильм и делают соответствующие записи в рабочих программах
Отвечают на поставленные вопросы. | Зарисовывают, расставляют правильные ответы
Читают, ищут ответы и выписывают их.
смотрят, записывают названия слоев на соответствующей высоте | Составляет свое определение термину «вулкан» |
Рефлексия деятельности | Приём "Телеграмма" Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание другу. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. | Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, познакомились с определением в словарь терминов, провели опыт демонстрирующий образование вулкана | | |
3.Этап закрепления |
Закрепление и первичный контроль | Вставить пропущенные слова Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. Он содержит почти весь ____________ _____________. Выше, до высоты 50—55километров находится ___________________________. В ней температура ______________________________ от 0 до 100С. Верхние слои атмосферы это: ________________,_________________,________________. | Вписывают пропущенные слова | Самоконтроль | |
Подведение итогов | Чему вы научились на этом уроке и что научились делать? | Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности | Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоциональная | Передается воздушный шарик через каждого ученика, который, получив шарик, говорит: «Сегодня на уроке я узнал… Я научился…» | Анализируют свою деятельность на уроке. Анализируется урок, достижение целей, общий результат. | - Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие - Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в письменной форме | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Изучите параграф «Воздушная оболочка Земли – атмосфера» стр.64-69. Проведите опыт со стаканом воды и листом бумаги. Что он демонстрирует? Ответьте на вопросы 1-4 после параграфа. | - Проводят домашний опыт и описывают явление, которое он демонстрирует. | | |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | 1.Составьте кроссворд «Атмосфера», используя слова из параграфа 2. Сочинить стихотворение об атмосфере. | - выбирают необходимый материал и составляют кроссворд | | Подготовка кроссворда, написание стихотворения |