Актуализация знаний | Организуется самостоятельная работа и фронтальная беседа. Давайте вспомним: Какие это листья по способу крепления к стеблю? Подпишите части листа. А какие ОСНОВНЫЕ функции выполняет лист? А как вы думаете, везде ли на нашей планете одинаковые условия для жизни растений? | Называют листья: с черешком и сидячие. Работают индивидуально по карточкам. Фотосинтез, газообмен, испарение воды Нет, есть места с засушливым климатом, с избыточным увлажнением |
Постановка учебной задачи. | Создается проблемная ситуация. - Рассмотрите предложенные вам растения кактус, барбарис, росянка, алоэ, побег гороха с усиками. - Как вы думаете, что необычного у этих растений? - Почему у них возникли эти особенности? Сегодня мы с вами узнаем, как растения с помощью листьев приспосабливаются к тем условиям, в которых они и живут и как это отражается на их внешнем виде? Предлагается сформулировать тему и цель урока. - Как вы думаете, какова тема урока? - Что нам предстоит узнать? Озвучивает тему и цель урока. | Высказывают свои предположения, почему так выглядят листья у этих растений. У кактуса и барбариса есть колючки, у алоэ – утолщенные листья, у гороха – усики, росянки – листья в виде капелек. Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания. Формулируют тему и цель урока. Тема урока «Видоизменение листьев». Предстоит узнать, влияние факторов среды на строение листьев. Записывают тему урока в тетрадь «Видоизменение листьев». |
«Открытие нового знания» | Организуется работа с текстом учебника. 1. Работа с учебником. Используя текст учебника (§8), сравните световой и теневой лист. Выделите особенности строения. Объясните их. Выполните задание № 31 в рабочей тетради (стр.17). 2. Закройте глаза. Представьте, что вы идете по пустыне. Вы пробираетесь по пескам, вы идете очень, очень долго. Что вы чувствуете? Какие температурные условия в пустыне? А света много в пустыне? А кислорода хватает? А много ли в пустыне воды? Чего же не хватает растениям пустыни? Давайте посмотрим, как это возможно. Посмотрите на одно из растений пустыни. Это кактус. Его внешний вид совсем изменен. У него листья видоизменились в колючки. Площадь поверхности листа резко уменьшилась, а значит, драгоценная влага будет испаряться меньше. (Слайд № 1) А теперь мы с вами переносимся на болото. Скажите, здесь много воды, а света, тепла, кислорода? А чего здесь не хватает? Оказывается, на болотах малоплодородные почвы. В них не хватает азота. Представьте, вода кислая; отмершие растения в ней не разлагаются, а только темнеют, потому что кислая болотная вода убивает бактерий, при помощи которых разрушаются растительные остатки. Получается торф, состоящий из спрессованных мхов, осок. Но здесь нет плодородного перегноя с минеральными солями, нужными растениям. И здесь мы видим растение-хищник. Это росянка круглолистная. Она ловит насекомых и так добывает соли, особенно соли азота. Лист видоизменен в ловчий аппарат, листовая пластина покрыта волосками, выделяющими клейкую жидкость. На листе насекомое увязает, пластинки листа загибаются и охватывают жертву. Растения выделяют сок, похожий на сок в желудке животного. Все ткани насекомого лист растения переваривает и всасывает. Такой лист называют ловчий аппарат. (Слайд № 2)
Мы идем и приходим на большой раздольный луг. Давайте посмотрим, в каких условиях растут здесь растения. (Перечисление условий). Казалось бы, все условия для роста растений есть. Но давайте посмотрим на растение, встречающееся здесь. Это мышиный горошек. У него очень слабый стебель и он не может самостоятельно поддерживать вертикальное положение. А если он будет стелиться по земле, чего ему не будет хватать света. Поэтому верхняя листовая пластина его листа видоизменена в усики, которыми он хватается за опору, поднимается выше. (Слайд № 3)
А теперь, пройдя по лугу, мы заходим в лес, это хвойный лес. Над нами возвышаются ели. Посмотрите на их листву. Какая она? Это хвоинки, листья-иголки. Какое значение имеют листья-иголки? Кроме того, что листья имеют меньшую поверхность, снаружи они покрыты восковым налетом, который тоже способствуют уменьшению испарения. И поскольку листья, так видоизменившись, приобрели такую защиту, они могут не сбрасывать листву на зиму. (Слайд № 4) Самостоятельно изучите видоизменения листьев барбариса, венериной мухоловки и пузырчатки (Слайды № 5-7) | 1. Работают с текстом учебника. Выделяют отличительные особенности в строении светового и теневого листа. Выполняют задание в рабочей тетради. 2.Отвечают на вопросы и заполняют таблицу. Растения пустыни с трудом добывают влагу. И поэтому они приспособились сохранять влагу. Название растения | Видоизменения листьев | Значение | 1. Кактус | Листья видоизменились в колючки | уменьшение испарения воды, -защита от поедания | 2. Росянка | Лист - ловушка с клейкими капельками на кончиках волосков | приспособление для ловли и переваривания насекомых | 3. Горох | Верхние листовые пластинки (листочки) сложного листа видоизменились в усики | лазание, поддержание стебля в вертикальном положении | 4. Ель обыкновенная | Хвоинки или листья-иголки | Уменьшение испарения воды | 5. Барбарис | Листья на длинных побегах видоизменились в колючки | -защита от поедания | 6. Венерина мухоловка | Листья имеют две лопасти с чувствительными щетинками - ловушки | приспособление для ловли и переваривания насекомых в условиях недостатка азота | 7. Пузырчатка | Листья рассечены на узкие нитевидные дольки, на концах которых находятся ловчие пузырьки (ловушки) с клапаном | приспособление для ловли и переваривания насекомых , рачков в условиях недостатка азота | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | - А теперь, ребята, давайте проверим насколько внимательными вы были на предыдущих уроках и сегодня при заполнении таблицы. Мы поиграем с вами в игру - цепочка. Один из вас получает игровое поле. На игровом поле представлены растения, имеющие видоизмененные листья. Напротив каждого растения вы должны написать, как называются их видоизмененные листья. Каждый из вас записывает ответ только в одну любую строку и передает лист соседу по парте, затем сидящим сзади и так далее. Как только кто- то из вас заполнит последнюю пустую строку - поднимите руку. (Работа с гербарием). | | Растение | Видоизменения листьев | 1. | Белая акация рисунок | колючки | 2. | алоэ | сочные листья | 3. | чина | усики | 4. | венерина мухоловка | ловушки | 5. | чертополох | колючки | 6. | очиток | сочные | 7. | пузырчатка | ловушки | 8. | росянка | ловушки | |
Рефлексия деятельности | Организуется фронтальная беседа. Обучающиеся побуждаются к высказыванию своего мнения. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Какие испытали затруднения? - Можете ли вы ответить на вопрос: почему возникают видоизменения листьев у растений? - Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? | Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради. Высказывают свое отношение к данной теме урока. |