Технологическая карта урока
Класс: 9
Дата:
Предмет: биология
Тема урока: Вид. Критерии вида.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Вид урока: урок смешанного типа
Цель урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | Настраиваются на работу, приветствие |
Актуализация знаний | - Прежде чем начать изучение новой темы назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой. А теперь обратите внимание на следующий слайд: название этого вида животного – медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое – к видовому (проверяем) . Медведь бурый Назовите другой вид животного из этого же рода. В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов. Еж обыкновенный Лисица обыкновенная Медведь гималайский Хомячок джунгарский Заяц-беляк Медведь бурый Хомячок сирийский или золотистый Заяц-русак Еж ушастый Лисица обыкновенная | Обучающиеся называю известные им виды растений и животных. Обучающиеся отвечают на вопрос. Перечисляют известные виды медведей. Обучающиеся отвечают: Особей – 10 Видов – 10 Родов - 5 |
Постановка учебной задачи | - Ребята, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Давайте определим цель урока и сформулируем задачи. На экран выводится слайд с темой урока. | Обучающиеся выводят тему урока, определяют, что речь пойдет о понятии «вид», выводят цель урока, определяют задачи. Запись темы урока в тетрадь. |
«Открытие нового знания» | Рассказ учителя об учёном, который впервые вывел понятие «вид» (Дж. Рей). Демонстрируется слайд с породами собак. вопрос: - Кто изображён на слайде? Задаёт направляющие вопросы. Возвращается к теме урока «Вид. Критерии вида», - Что такое критерий вида? - Теперь давайте познакомимся с критериями вида. Открываем учебник, называем критерии вида. Л.Р. «Изучение морфологического критерия вида» | Обучающиеся слушают учителя, знакомятся с портретом учёного. Записывают основные факты в тетрадь. Отвечают, кто изображён на слайде, отличия и сходства животных. Формулируют отличие двух понятий «вид» и «порода». Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, используя ранее полученные знания. Обучающиеся работают с учебником, заполняют характеристику критериев в таблице (рабочая тетрадь стр.78, 79) Выполняется в рабочей тетради стр. 77. |
Первичное закрепление | Обучающимся раздаются карточки с тестовыми заданиями. (Приложение № 1) | Выполняют тестовую работу, проводят самопроверку. |
Рефлексия | Учитель напоминает о структуре синквейна. | Обучающиеся пользуясь планом составления синквейна, составляют синквейн в тетради. По желанию зачитывают вслух. |
Обобщение. Итог урока. | - С какими понятиями познакомились на уроке? - Что интересного для себя узнали из новой темы? | Примерные ответы: - С понятием «вид», «критерии вида». - Узнали, что бывают межвидовые гибриды, что древесные лягушки узнают самцов по «песне». Обучающиеся оставляют на середине парты листы самооценки. |
Домашнее задание. | Задания 149, 151 в рабочей тетради | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение № 1
Тест по теме «Критерии вида»
1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
А) генетический критерий;
Б) морфологический критерий;
В) экологический критерий;
Г) географический критерий.
2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.
А) биохимический критерий;
Б) генетический критерий;
В) морфологический критерий;
Г) физиологический.
3. Сходство химического состава особей одного вида.
А) морфологический критерий;
Б) биохимический критерий;
В) генетический критерий;
Г) экологический критерий.
4. Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида.
А) биохимический критерий;
Б) морфологический критерий;
В) генетический критерий;
Г) физиологический.
5. Обитание особей одного вида в сходных условиях.
А) морфологический критерий;
Б) биохимический критерий;
В) географический критерий;
Г) экологический критерий.
6. Общий ареал, занимаемый видом в природе.
А) географический критерий;
Б) экологический критерий;
В) морфологический критерий;
Г) генетический критерий.
7. Пеночки - теньковки и пеночки - веснички, обитающие в одном лесу, составляют:
А) одну популяцию одного вида;
Б) две популяции двух видов;
В) две популяции одного вида;
Г) одну популяцию разных видов.
8. Исходная единица систематики организмов:
А) вид;
Б) род;
В) популяция;
Г) отдельная особь.
9. Видом называется группа особей,
А) обитающих на общей территории;
Б) появившаяся в результате эволюции;
В) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство;
Г) созданных человеком на основе отбора.
10. Ночной образ жизни сурка обыкновенного относится к критерию вида
А) генетическому; | |
Б) географическому; В) морфологическому; Г) экологическому. | |
ответы: 1-б, 2-г,3-б, 4-в, 5-г,6-а,7-б,8-а, 9-в, 10-г.
Литература
Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа 2016
Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: методическое пособие – М.: Дрофа, 2016
Пасечник В.В., А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник – М.: Дрофа, 2014
Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2016