СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. "Вид. Критерии вида." 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. "Вид. Критерии вида." 9 класс. К учебнику: Пасечник В.В., А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник – М.: Дрофа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. "Вид. Критерии вида." 9 класс»

Технологическая карта урока

Класс: 9

Дата:

Предмет: биология

Тема урока: Вид. Критерии вида.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок смешанного типа

Цель урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.



Оборудование: учебник, проектор, компьютер


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Настраиваются на работу, приветствие

Актуализация знаний

- Прежде чем начать изучение новой темы назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой.

 А теперь обратите внимание на следующий слайд: название этого вида животного – медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое – к видовому (проверяем)

.

Медведь бурый

Назовите другой вид животного из этого же рода.

В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

  1. Еж обыкновенный

  2. Лисица обыкновенная

  3. Медведь гималайский

  4. Хомячок джунгарский

  5. Заяц-беляк

  6. Медведь бурый

  7. Хомячок сирийский или золотистый

  8. Заяц-русак

  9. Еж ушастый

  10. Лисица обыкновенная


Обучающиеся называю известные им виды растений и животных.




Обучающиеся отвечают на вопрос.











Перечисляют известные виды медведей.



Обучающиеся отвечают:

Особей – 10

Видов – 10

Родов - 5

Постановка учебной задачи

- Ребята, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Давайте определим цель урока и сформулируем задачи.


На экран выводится слайд с темой урока.


Обучающиеся выводят тему урока, определяют, что речь пойдет о понятии «вид», выводят цель урока, определяют задачи.



Запись темы урока в тетрадь.

«Открытие нового знания»

Рассказ учителя об учёном, который впервые вывел понятие «вид» (Дж. Рей).


Демонстрируется слайд с породами собак.

вопрос:

- Кто изображён на слайде?

Задаёт направляющие вопросы.


Возвращается к теме урока «Вид. Критерии вида»,

- Что такое критерий вида?



- Теперь давайте познакомимся с критериями вида.

Открываем учебник, называем критерии вида.

Л.Р. «Изучение морфологического критерия вида»

Обучающиеся слушают учителя, знакомятся с портретом учёного.

Записывают основные факты в тетрадь.








Отвечают, кто изображён на слайде, отличия и сходства животных. Формулируют отличие двух понятий «вид» и «порода».





Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, используя ранее полученные знания.


Обучающиеся работают с учебником, заполняют характеристику критериев в таблице (рабочая тетрадь стр.78, 79)

Выполняется в рабочей тетради стр. 77.


Первичное закрепление

Обучающимся раздаются карточки с тестовыми заданиями. (Приложение № 1)

Выполняют тестовую работу, проводят самопроверку.

Рефлексия

Учитель напоминает о структуре синквейна.

Обучающиеся пользуясь планом составления синквейна, составляют синквейн в тетради.

По желанию зачитывают вслух.

Обобщение.

Итог урока.

- С какими понятиями познакомились на уроке?

- Что интересного для себя узнали из новой темы?


Примерные ответы:

- С понятием «вид», «критерии вида».

- Узнали, что бывают межвидовые гибриды, что древесные лягушки узнают самцов по «песне».

Обучающиеся оставляют на середине парты листы самооценки.

Домашнее задание.

Задания 149, 151 в рабочей тетради

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.





Приложение № 1

Тест по теме «Критерии вида»

1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

А) генетический критерий;

Б) морфологический критерий;

В) экологический критерий; 

Г) географический критерий.

2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.

А) биохимический критерий;  

Б) генетический критерий;  

В) морфологический критерий; 

Г) физиологический.

3. Сходство химического состава особей одного вида.  

А) морфологический критерий;  

Б) биохимический критерий; 

В) генетический критерий;

Г) экологический критерий.

4. Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида. 

А) биохимический критерий;  

Б) морфологический критерий;  

В) генетический критерий;

Г) физиологический.

5. Обитание особей одного вида в сходных условиях. 

А) морфологический критерий;  

Б) биохимический критерий;  

В) географический критерий; 

Г) экологический критерий.

6. Общий ареал, занимаемый видом в природе.  

А) географический критерий;                    

Б) экологический критерий;  

В) морфологический критерий;  

Г) генетический критерий.

7. Пеночки - теньковки и пеночки - веснички, обитающие в одном  лесу, составляют:

А) одну популяцию одного вида;                        

Б) две популяции двух видов; 

  В) две популяции одного вида;                          

Г) одну популяцию разных видов.

 8.  Исходная единица систематики организмов:

А) вид;               

Б) род;     

В) популяция;   

Г) отдельная особь.                                                 

9. Видом называется группа особей,

А)  обитающих на общей территории;

Б)   появившаяся в результате эволюции;  

В)   скрещивающихся и дающих плодовитое потомство;  

 Г)   созданных человеком на основе отбора. 

10. Ночной образ жизни сурка обыкновенного относится к критерию вида

А)  генетическому;  


Б)  географическому;

В)  морфологическому;   

Г)  экологическому.  


 ответы: 1-б, 2-г,3-б, 4-в, 5-г,6-а,7-б,8-а, 9-в, 10-г.



Литература

  1. Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа 2016

  2. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: методическое пособие – М.: Дрофа, 2016

  3. Пасечник В.В., А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник – М.: Дрофа, 2014

  4. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2016




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!