1. Познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести их к пониманию изменения характера императорской власти в годы его правления.
2. Разъяснить изменения в положении христиан и признании христианской религии императорской властью.
3. Обеспечить понимание изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепить знания, навыки и умение при ответе использовать историческую карту.
Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.
Развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог; формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу, оценивать работу товарищей и свою; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. (2 мин.) | Организует внимание, готовность к уроку. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? | Включаются в учебный ритм урока. Жизнь в Римской империи. Римская империя при Константине | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. Актуализация знаний. (6 мин.) | Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь в Римской империи. Римская империя при Константине» Подготовка ответов по карточкам № 1, № 2. Работа с классом. Решение задачи. В IV в. император Константин изменил отношение государства к христианству, признав её и сделав государственной религией. - почему христианская религия стала государственной в Римской империи? | Отвечающие по карточкам готовятся к ответу Остальной класс отвечает на вопрос задачи Ответы учеников по карточкам Остальные дети слушают отвечающих, анализируют, оценивают полноту ответов | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: оценивание усваиваемого материала |
3. Определение темы урока. Целеполагание. Переход к изучению новой темы. Создание проблемной ситуации. (5 мин.) | Вопрос учителя: О чём, по вашему мнению, пойдёт речь на уроке? Рассказ учителя. Огромная держава управлялась из Константинополя. Племена германцев переправлялись через Рейн и Дунай с набегами, грабя и захватывая области империи. В 395 г. Римская империя была разделена на 2 государства – Восточную империю и Западную империю. В 476 г. Западная империя потеряла свою независимость Проблемный вопрос: Почему Римская империя пала? | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем. Слушают учителя. Отвечают на вопросы: Кого римляне называли варварами? Какое государство называют империей? | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Изучение новой темы. (12 мин.) | Вопросы урока: 1. Римляне и варвары. 2. Падение Западной Римской империи. Работа по карте: - как на карте обозначена граница раздела Римской империи; - какие территории вошли в состав Западной империи, а какие – в Восточной; - какие племена римляне называли варварами, как обозначены направления их вторжений. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: самостоятельно прочитать п.п.1,2,3 § 60 учебника. Выписать главные даты, события, имена | Слушают учителя. Записывают в тетрадь вопросы урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. Усвоение новых знаний. (3 мин.) | 2. Беседа по прочитанному: - какие племена угрожали Риму? - кто поддерживал готов во время их вторжений в империю? - кто служил в римском войске? - почему император казнил военачальника Стилихона? Основные понятия: Аларих, готы, вандалы, Стилихон, Гонорий, Ромул. | Обсуждают прочитанное. Отвечают, предлагают ответы на вопросы, записывают их в карту урока _________________ Записывают в тетрадь основные понятия. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
6. Физкультминутка. (1 мин.) | Ребята, давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять» Всем ребятам надо сесть – это «шесть» | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | |
7. Изучение новой темы. (5 мин.) | Рассказ учителя. После казни Стилихона, Аларих снова пошел на Рим. Приводит фрагмент исторического документа: Зосим. Римская история, V Какие выводы можно сделать из этого документа? Ответьте на вопросы: - что стало с языческими богами римлян? - как римляне это восприняли? - почему с исчезновением богов римляне окончательно лишились сил? - почему бежали рабы? Даты: 395 год, 410 год, 455 год, 476 год. | Слушают учителя. Записывают в тетрадь даты. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
8. Ответ на проблемный вопрос. (3 мин.) | Вопрос учителя: Почему империя пала? Как можно было спасти империю? | По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
9. Рефлексия. (5 мин.) | Учитель выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок. С падением Западной Римской империи закончился период рабовладения в Западной Европе. Какие из перечисленных ниже причин падения империи, являются главными? Выпишите их в тетрадь. А) Взятие Рима готами. Б) Разделение империи на Западную и Восточную. В) Незаинтересованность рабов в труде Г) непрочность императорской власти Д) обострение классовой борьбы рабов и бедноты Е) упадок хозяйства Ж) вторжение варваров З) ослабление римского войска И) разорение крестьян | Учащиеся анализируют свою работу. Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответов. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
10. Подведение итогов урока. (2 мин.) | Подводит итоги работы. Объявление оценок. | | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
11. Инструктаж домашнего задания. (1 мин.) | § 60 учебника, отвечать на вопросы, выполнить задания параграфа; контурная карта. Подготовить устное предположение: Как можно было спасти империю? | | |