СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Тема урока «Римская империя при Константине. Взятие Рима готами»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине; подвести учащихся к пониманию причин падения Римской империи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Тема урока «Римская империя при Константине. Взятие Рима готами»»

Технологическая карта урока

Учителя истории и обществознания МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Егиоя Сергея Николаевича

5 класс

УМК А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира». 5 класс. Издательство «Просвещение». М., 2012



Тема урока «Римская империя при Константине. Взятие Рима готами»



Цель урока: подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине; подвести учащихся к пониманию причин падения Римской империи.

Задачи:

Предметные

1. Познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести их к пониманию изменения характера императорской власти в годы его правления.

2. Разъяснить изменения в положении христиан и признании христианской религии императорской властью.

3. Обеспечить понимание изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепить знания, навыки и умение при ответе использовать историческую карту.

Метапредметные

Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.

Личностные

Развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог; формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Регулятивные

Способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу, оценивать работу товарищей и свою; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-дискуссия.

Методы работы: групповой, индивидуальный, фронтальный.

Используемые педагогические технологии: развивающее обучение.



Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД


1. Организационный момент. (2 мин.)

Организует внимание, готовность к уроку.


Какую тему мы изучали на прошлом уроке?


Включаются в учебный ритм урока.



Жизнь в Римской империи. Римская империя при Константине


Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация знаний. (6 мин.)

Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Жизнь в Римской империи. Римская империя при Константине»

Подготовка ответов

по карточкам № 1, № 2.

Работа с классом. Решение задачи.

В IV в. император Константин изменил отношение государства к христианству, признав её и сделав государственной религией.

- почему христианская религия стала государственной в Римской империи?







Отвечающие по карточкам готовятся к ответу


Остальной класс отвечает на вопрос задачи

Ответы учеников по карточкам

Остальные дети слушают отвечающих, анализируют, оценивают полноту ответов

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3. Определение темы урока. Целеполагание. Переход к изучению новой темы. Создание проблемной ситуации. (5 мин.)

Вопрос учителя:

О чём, по вашему мнению, пойдёт речь на уроке?

Рассказ учителя. Огромная держава управлялась из Константинополя. Племена германцев переправлялись через Рейн и Дунай с набегами, грабя и захватывая области империи. В 395 г. Римская империя была разделена на 2 государства – Восточную империю и Западную империю. В 476 г. Западная империя потеряла свою независимость

Проблемный вопрос:

Почему Римская империя пала?


Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Слушают учителя.


Отвечают на вопросы:

Кого римляне называли варварами?

Какое государство называют империей?

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Изучение новой темы. (12 мин.)

Вопросы урока:

1. Римляне и варвары.

2. Падение Западной Римской империи.

Работа по карте:

- как на карте обозначена граница раздела Римской империи;

- какие территории вошли в состав Западной империи, а какие – в Восточной;

- какие племена римляне называли варварами, как обозначены направления их вторжений.


Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: самостоятельно прочитать п.п.1,2,3 § 60 учебника. Выписать главные даты, события, имена

Слушают учителя.


Записывают в тетрадь вопросы урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Усвоение новых знаний. (3 мин.)


2. Беседа по прочитанному:

- какие племена угрожали Риму?

- кто поддерживал готов во время их вторжений в империю?

- кто служил в римском войске?

- почему император казнил военачальника Стилихона?


Основные понятия:

Аларих, готы, вандалы, Стилихон, Гонорий, Ромул.

Обсуждают прочитанное. Отвечают,

предлагают ответы на вопросы, записывают их в карту урока

_________________






Записывают в тетрадь основные понятия.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;

логические - формулирование проблемы.

6. Физкультминутка. (1 мин.)

Ребята, давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»
Всем ребятам надо сесть – это «шесть»



Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.



7. Изучение новой темы. (5 мин.)

Рассказ учителя.

После казни Стилихона, Аларих снова пошел на Рим. Приводит фрагмент исторического документа:

Зосим. Римская история, V

Какие выводы можно сделать из этого документа? Ответьте на вопросы:

- что стало с языческими богами римлян?

- как римляне это восприняли?

- почему с исчезновением богов римляне окончательно лишились сил?

- почему бежали рабы?

Даты:

395 год, 410 год, 455 год, 476 год.

Слушают учителя.

















Записывают в тетрадь даты.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

8. Ответ на проблемный вопрос.

(3 мин.)

Вопрос учителя:

Почему империя пала?

Как можно было спасти империю?





По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

9. Рефлексия. (5 мин.)

Учитель выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок.

С падением Западной Римской империи закончился период рабовладения в Западной Европе.

Какие из перечисленных ниже причин падения империи, являются главными? Выпишите их в тетрадь.

А) Взятие Рима готами.

Б) Разделение империи на Западную и Восточную.

В) Незаинтересованность рабов в труде

Г) непрочность императорской власти

Д) обострение классовой борьбы рабов и бедноты

Е) упадок хозяйства

Ж) вторжение варваров

З) ослабление римского войска

И) разорение крестьян

Учащиеся анализируют свою работу.









Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответов.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

10. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Подводит итоги работы.

Объявление оценок.


Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.


11. Инструктаж домашнего задания.

(1 мин.)

§ 60 учебника, отвечать на вопросы, выполнить задания параграфа; контурная карта.

Подготовить устное предположение:

Как можно было спасти империю?





Карточки №1-2

Карточка № 1

Подготовить ответы на вопросы:

Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры?

Что изменилось в Римской империи в период правления Константина? Для этого вспомните:

- когда и после, каких событий Константин начал править в Римской империи?

- кто стал служить в армии кроме римлян?

- как изменилось положение колонов?

Карточка № 2

Подготовить ответ на вопрос:

Что изменилось в Римской империи в период правления Константина? Для этого вспомните:

- какие перемены и когда произошли в положении христиан?

- почему Константин убедился, что христиане не опасны императорской власти?

- из каких частей состоит Библия?

- какой город и когда стал столицей империи?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!