СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сжатое изложение по тексту "Мальчик и птичка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Сжатое изложение по тексту"Мальчик и птичка".

Текст взят несложный, потому что дети только осваивают приемы сжатия текста, к уроку есть презентация. К технологической карте прилагаются "Памятки для учащихся", это позволяет детям продуктивно работать.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока "Сжатое изложение по тексту "Мальчик и птичка"»


Аннотация к технологической карте урока русского языка


Учитель Гаврилова Татьяна Владимировна

Класс 5 Предмет русский язык

Тема урока Способы сжатия текста. Сжатое изложение повествовательного текста «Мальчик и птичка» (По М.Зощенко)

Тип урока урок закрепления изученного, открытия новых знаний и применения их на практике.

Цели урока (образовательные): систематизировать знания по теме; научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию; развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации; прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формировать активную жизненную позицию; личностно-ориентированный интерес к природе, воспитывать , эмоционально-ценностное отношение ко всему живому.Регулятивные: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составлять план и последовательности действий. Искать пути решения проблемы. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, выделять ключевые слова, «сжимать текст».

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация PowerPoint ,распечатанный текст изложения «Мальчик и птичка», распечатанные «Памятки ученику».




Технологическая карта урока русского языка


Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

2 минуты

Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!


Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе, самоопределение, определение готовности к уроку, включение в деловой ритм

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку(Л)


II. Актуализация и пробное учебное действие

5 минут

Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Текст изложения

«Мальчик и птичка»

Приложение 1

Приложение 2 ( памятка 1 и

Памятка 2)


Фронтальная,

индивидуальная

Читает текст изложения, показывает презентацию «Блокадный зоопарк»

Воспринимают аудио и видео информацию

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы.

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.

2 минуты

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Подводящий диалог:

- Как вы думаете, если я еще два раза прочитаю вам текст, сможете ли вы написать изложение?

- Что мы должны сделать, чтобы написать изложение?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, формулируют цели урока.

Записывают в тетрадях тему урока.


Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Работа с презентацией mimio studio «Способы сжатия текста».

5 минут

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

1. Словарная работа. Для того, чтобы хорошо и успешно работать сегодня на уроке, нам необходимо вспомнить значение некоторых основных понятий. (Работа с текстом слайдов 2 – 3)

2. Что значит «сжать текст»?

3. Работа с текстом слайда 4. Сжатие текста. От чего мы отказываемся и что сохраняем?


Фронтальная, индивидуальная, парная

Комментирует слайды презентации mimio studio «Способы сжатия текста» Приложение № 3, задает вопросы)







Ставит проблемный вопрос


Отвечают на вопросы, записывают словарные слова в тетрадь





Ищут ответ на проблемный вопрос, опираясь на имеющиеся знания


Отвечают на вопросы, сравнивают свой ответ с текстом слайда.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи (П).


V. Лингво-физкультминутка

3 минуты

Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.

Проблема

Словарь

Вырастать

Разбирать

Изложение

Застелить

Значение

Доказательство

Тезис

Игровой приемКоллективная

Диктует слова










Встают. В соответствии с буквой, которую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища

Понимать значение здорового образа жизни, необходимость чередования физической и умственной активности.

VI. Поиск решения. Открытие новых знаний.

3 минуты

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

На основе полученных знаний сформулируйте правила написания сжатого изложения.

Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение»

Приложение 3

В парах, коллективная, индивидуальная

Ставит вопрос


Организует работу с текстом «Памятки»

Отвечают на поставленный вопрос, формулируют правила написания сжатого изложения.

Корректируют свои знания, анализируют недостатки своих правил.


Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, уметь делать выводы на основе имеющихся знаний. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).

Формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения (К).

VI. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

10 минут


Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.

1. Работа с текстом изложения. Работаем над сжатием текста изложения по плану

2.Составление плана текста и запись ключевых слов. (См. образец слайд 5).

3. Сопоставление своего плана с предложенным.

Коллективная, индивидуальная, фронтальная

Организует работу учащихся.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Работают с заданием, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, задают вопросы для уточнения информации, составляют подробный план текста, сравнивают свой план с предложенным. Делают выводы.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе (Л). Контролировать учебные действия, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности (Р). Задавать вопросы для уточнения последовательности работы (К),


VII. Самостоятельная творческая работа

10 минут

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.

Работа над сжатием текста.


- Как вы понимаете термин «сжатое» изложение?

( Сокращенное, уменьшенное, краткое; главные фрагменты текста передаются подробно, второстепенные – кратко)



Индивидуальная

Организует работу учащихся.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Работают с заданием, формулируют собственные мысли, используют новые открытые знания.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе (Л). Контролировать учебные действия, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности (Р). Задавать вопросы для уточнения последовательности работы (К),


VIII. Рефлексия

3 минуты

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

1. Подводящий диалог

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Чему мы сегодня научились на уроке?

- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

- Кому поставим сегодня отметки?


Коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.


Отвечают на вопросы, подводят итог работы.

Пишут синквейн.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

X.Домашнее задание

2 минуты


Переписать сжатое изложение с черновика в тетрадь.








Приложение 1


МАЛЬЧИК И ПТИЧКА

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками.

Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко.

Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой.

(По М. Зощенко) 


Приложение 2

Памятка 1

- Соответствует ли содержание текста теме?

Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

Выделены ли части текста красной строкой?

Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

Интересно и понятно ли всё изложение слушателю?

Памятка 2

- Проверь, не пропустил ли ты буквы.

Правильно ли написал безударные гласные?

Проверь слова со звонкими и глухими согласными.


Памятка для учащихся 3

"Как писать сжатое изложение"
ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)


1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). 

 

Способы (как сделать):

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора);

по заглавию текста.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 

 

Способы (как это сделать): 

по настроению, которое вызывает прочтение текста;

по отношению автора к событиям, героям;

по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. 

 

Способы (как сделать):

в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;

в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;

в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

 

4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

 

Способы (как сделать):

по выделению главной мысли в абзаце;

по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;

по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

 

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)


1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части. 

 

Способы (как сделать):


по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

 

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 

3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 

 

Способы (как это сделать):

 

использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;

не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки;

пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 


Памятка

Приемы сжатия текста:

1. Исключение:

- исключение повторов;

- исключение одного или нескольких из синонимов или однородных членов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций, вводных слов;

- исключение фрагмента одного или нескольких предложений, содержащий второстепенные факты;

- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

2. Обобщение:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- перевод прямой речи и диалога в косвенную речь.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!