2.Актуализация знаний (5 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Предлагает ответить на вопросы: Беседа по вопросам. Сегодня мы продолжим с вами путешествовать по Царству растения. Все организмы, которые относятся к этому царству, объединяет одно свойство. Вспомните какое? В царстве растения есть низшие и высшие растения. Какие растения относятся к низшим, а какие к высшим? Высшие растения подразделяются на два отдела. Какие это отделы и чем они отличаются друг от друга? Мы с вами изучаем самый многочисленный отдел – покрытосеменные или цветковые растения. Почему они так называются? Все цветковые растения делятся на два класса. Какие? А чем они отличаются? Классы в свою очередь подразделяются на группы, которые различаются по строению цветка. Что это за группы? Какие семейства нами были изучены? | Ответы на вопросы учителя. Вспоминают ранее изученный материал. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (4 мин.) | Демонстрирует представителя семейства. Организует подводящий диалог: Побуждает к высказыванию предложений о том, какая тема урока и что будет изучаться на уроке. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Фиксирует тему и цели урока на доске. (слайд 1) Сегодня на уроке будем изучать семейство Астровые или Сложноцветные, представителем, которого и является подсолнечник. Давайте запишем тему урока в инструктивную карту. -"Семейство Астровые или Сложноцветные". Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Формулируют тему и цели урока. Обсуждают и составляют план работы. Высказывают свои предположения. Озвучивают план работы. | Познавательные УУД: - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. |
4. Первичное усвоение новых знаний (20 мин) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Семейство Астровые – самое большое семейство двудольных. Оно насчитывает около 20 тысяч видов. Сложноцветные заселили всю Землю - от тундры до тропиков, от равнин до снеговой линии в горах. Это обычно травянистые растения, только в тропиках встречаются кустарники и деревья. Мы уже говорили, что семейства различаются строением цветка, т.е числом лепестков, чашелистников, тычинок и пестиков. Можем ли мы посчитать число лепестков у подсолнуха? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим характеристику семейства. Предлагает выполнить задание 1 в инструктивной карте. Организует обсуждение результатов выполнения работы.(слайд 2) Корректирует ответы. Плод астровых — семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние.(слайд 3) Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка. Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным. В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов. (слайд4) Предлагает выполнить задание 2 в инструктивной карте. Прежде чем рассмотреть строение цветков, давайте вспомним, какие цветки называют женскими, мужскими, обоеполыми, бесполыми? Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубчиков венчика. 5 тычинок тоже срастаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые. (слайд 5) Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей. (слайд 6) У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые. (слайд 7) Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими. (слайд 8) У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других - из разных типов, например, у василька : внутри - трубчатые, по краям - воронковидные. (слайд 9). А у подсолнечника внутри трубчатые, а по краям – ложноязычковые. А теперь скажите, можем ли мы посчитать число лепестков в подсолнечнике? Мы уже знаем, что семейство Астровые – самое многочисленное. А знаете ли вы, что растениям всегда находилось место и в войнах, и на банкетах, свадебных церемониях. Растениями украшали алтари и места жертвоприношений. Именно они были предметом исцеления и хранителями домашнего очага. С ними связано очень много легенд, мифов, исторических рассказов. Я предлагаю вашему вниманию несколько историй, посвященных растениях семейства Астровые. Давайте прослушаем несколько легенд, посвященных растениях семейства Астровые. (заслушиваются сообщения). (слайды 10-14). Растений в этом семействе очень много и потому их объединили в группы. Это могут быть и декоративные, и лекарственные, и сельскохозяйственные, и сорные растения. Учащиеся рассматривают предложенные учителем слайды с изображением растений и определяют, к какой группе они могут принадлежать.(слайды 15-18).
| Отвечают на вопросы. Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Выполняют задание в инструктивной карте и корректируют свои записи. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
5.Первичная проверка понимания.(5 мин) | Предлагает выполнить лабораторную работу. Задание 3 (инструктивная карта). | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения. | Познавательные УУД - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
6. Первичное закрепление. (5 мин) | Предлагает выполнить тестовые задания. (приложение 2) | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Выполняют задание в инструктивной карте и корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
7.Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | Подводит общий итог урока. Комментирует домашнее задание: Изучить параграф 28. Ответить на вопросы 6-7. Подготовить 5-10 загадок о представителях семейства сложноцветные. Подготовить сообщения о сложноцветных, занесенных в Красную книгу Курской области. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
8.Рефлексия (3 мин) | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог . - Обратите внимание на наши записи! - Как вы думаете, всё мы выполнили? Предлагает работу с инструктивной картой (раздел «Рефлексия» ) | Отвечают на вопросы раздел «Рефлексия» в инструктивной карте. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Регулятивные: осознание обучающегося, что усвоено, а что нет. Осознание качества усвоения материала урока. Оценка своей деятельности. |