СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Семейство Сложноцветные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока "Семейство Сложноцветные"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Семейство Сложноцветные"»



МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема «Семейство Сложноцветные»

(6КЛАСС)




Разработала

Блинова Марина Владимировна

учитель биологии МКОУ «Курбакинская

средняя общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»










П. Магнитный, 2017 г.



Технологическая карта урока

Тема урока

Семейство «Сложноцветные».

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Дата

5 мая 2017 год

Информационно – методическое обеспечение (образовательные ресурсы)

  • В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014

  • В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс» М.: Экзамен, 2014.

  • В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». М.: Дрофа, 2013.


Цель

Расширить и углубить знания о классе Двудольные, познакомиться с основными признаками представителей семейства Астровые, узнать о значении этих растений в природе и жизни человека.

Задачи

  1. Познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Сложноцветные.

  2. Показать значение растений этого семейства для человека.

  3. Продолжить формирование умение составлять морфологическое описание растения.

Формы и методы обучения

Методы: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические.

Формы: коллективно-индивидуальная, групповая.


Формы организации учебной деятельности: 


Беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в инструктивных картах, работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.

Основные понятия, термины

Семейство Сложноцветные, соцветие – корзинка, плод – семянка, язычковые, воронковидные, трубчатые, ложноязычковые цветки.

Планируемые результаты обучения

Предметные: обучающиеся знают отличительные признаки растений семейства Сложноцветные.

Метапредметные: развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями, гербарием и натуральными объектами; умения сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные.




Организационная структура урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

(1 мин)

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Предлагает ознакомиться с инструктивной картой.(приложение 1)

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

2.Актуализация знаний

(5 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Предлагает ответить на вопросы:

Беседа по вопросам.

Сегодня мы продолжим с вами путешествовать по Царству растения. Все организмы, которые относятся к этому царству, объединяет одно свойство. Вспомните какое?

В царстве растения есть низшие и высшие растения. Какие растения относятся к низшим, а какие к высшим?

Высшие растения подразделяются на два отдела. Какие это отделы и чем они отличаются друг от друга?

Мы с вами изучаем самый многочисленный отдел – покрытосеменные или цветковые растения. Почему они так называются?

Все цветковые растения делятся на два класса. Какие? А чем они отличаются?

Классы в свою очередь подразделяются на группы, которые различаются по строению цветка. Что это за группы?

Какие семейства нами были изучены?

Ответы на вопросы учителя.

Вспоминают ранее изученный материал.  

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения.          


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (4 мин.)


Демонстрирует представителя семейства.

Организует подводящий диалог:

Побуждает к высказыванию предложений о том, какая тема урока и что будет изучаться на уроке.

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Фиксирует тему и цели урока   на доске. (слайд 1)

Сегодня на уроке будем изучать семейство Астровые или Сложноцветные, представителем, которого и является подсолнечник.

Давайте запишем тему урока в инструктивную карту.

-"Семейство Астровые или Сложноцветные". Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

Высказывают свои предположения.

Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Формулируют тему и цели урока. Обсуждают и составляют план работы.

Высказывают свои предположения.

Озвучивают план работы.



Познавательные УУД:

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся выражать свои мысли.

4. Первичное усвоение новых знаний (20 мин)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Семейство Астровые – самое большое семейство двудольных. Оно насчитывает около 20 тысяч видов. Сложноцветные заселили всю Землю - от тундры до тропиков, от равнин до снеговой линии в горах.
Это обычно травянистые растения, только в тропиках встречаются кустарники и деревья.

Мы уже говорили, что семейства различаются строением цветка, т.е числом лепестков, чашелистников, тычинок и пестиков. Можем ли мы посчитать число лепестков у подсолнуха? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим характеристику семейства.

Предлагает выполнить задание 1 в инструктивной карте.

Организует обсуждение результатов выполнения работы.(слайд 2)

Корректирует ответы.

Плод астровых — семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние.(слайд 3)

Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.

Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.

В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов. (слайд4)

Предлагает выполнить задание 2 в инструктивной карте.


Прежде чем рассмотреть строение цветков, давайте вспомним, какие цветки называют женскими, мужскими, обоеполыми, бесполыми?

Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубчиков венчика. 5 тычинок тоже срастаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые. (слайд 5)

Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей. (слайд 6)

У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые.

(слайд 7)

Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими. (слайд 8)

У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других - из разных типов, например, у василька : внутри - трубчатые, по краям - воронковидные. (слайд 9). А у подсолнечника внутри трубчатые, а по краям – ложноязычковые.

А теперь скажите, можем ли мы посчитать число лепестков в подсолнечнике?

Мы уже знаем, что семейство Астровые – самое многочисленное.
А знаете ли вы, что растениям всегда находилось место и в войнах, и на банкетах, свадебных церемониях. Растениями украшали алтари и места жертвоприношений. Именно они были предметом исцеления и хранителями домашнего очага.
С ними связано очень много легенд, мифов, исторических рассказов.
Я предлагаю вашему вниманию несколько историй, посвященных растениях семейства Астровые.

Давайте прослушаем несколько легенд, посвященных растениях семейства Астровые. (заслушиваются сообщения). (слайды 10-14).

Растений в этом семействе очень много и потому их объединили в группы. Это могут быть и декоративные, и лекарственные, и сельскохозяйственные, и сорные растения.

Учащиеся рассматривают предложенные учителем слайды с изображением растений и определяют, к какой группе они могут принадлежать.(слайды 15-18).




Отвечают на вопросы.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                

Выполняют задание в инструктивной карте и корректируют свои записи.

Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.      

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 


5.Первичная проверка понимания.(5 мин)


Предлагает выполнить лабораторную работу.

Задание 3 (инструктивная карта).

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.    

Выполняют упражнения.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 


6. Первичное закрепление.

(5 мин)

Предлагает выполнить тестовые задания. (приложение 2)

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                

Выполняют задание в инструктивной карте и корректируют свои записи.


Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

7.Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 мин)

Подводит общий итог урока. Комментирует домашнее задание:

  1. Изучить параграф 28. Ответить на вопросы 6-7.

  2. Подготовить 5-10 загадок о представителях семейства сложноцветные.

  3. Подготовить сообщения о сложноцветных, занесенных в Красную книгу Курской области.


Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            


8.Рефлексия

(3 мин)


Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

  - Как вы думаете, всё мы выполнили?

Предлагает работу с инструктивной картой (раздел «Рефлексия» )  


Отвечают на вопросы раздел «Рефлексия» в инструктивной карте.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Регулятивные: осознание обучающегося, что усвоено, а что нет.

Осознание качества усвоения материала урока. Оценка своей деятельности.



























Приложение 1

Инструктивная карта урока



Тема урока______________________________________________



1.Прочитайте текст ученика на с.164-165 и заполните таблицу.

Формула цветка

Соцветие

Плод







2. Заполните схему «Типы цветков»



Типы цветков





  1. 4.



2. 3.






3. Рассмотрите предложенные растения и выполните задание.


Название растения

Виды цветков в соцветии


Тип плода

Значение











Рефлексия

Заполнить анкету (нужное подчернуть):


1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Сегодня я знал(а)……………………………………………………………………
3.Было интересно (что?)………………………………………………………………
4.Было трудно (что?)…………………………………………………………………..

5.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

6.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным

7 .За урок я не устал / устал

8.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен

9.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным

10.Мое настроение стало лучше / стало хуже











Приложение 2

Выполните тестовые задания.

1.Выберите признаки, характерные для семейства сложноцветные

  1. Плод коробочка. 7. Соцветие кисть.

  2. Формула цветка: Ч 0 Л (5) Т(5) П1 8. Жилкование параллельное.

  3. Соцветие корзинка. 9. Корневая система мочковатая.

  4. Корневая система стержневая. 10. Стебель прямостоячий.

  5. Плод семянка. 11. Жилкование сетчатое.

  6. Формула цветка: Ч 4 Л 4Т 4+2 П1 12. Плод боб.


Ответ ____________________________

  1. Выберите из предложенных растений те, которые относят к семейству сложноцветных.

1 .Редька дикая 6. Бархатцы отклоненные.

  1. Лапчатка прямостоячая. 7. Сурепка обыкновенная.

  2. Ромашка аптечная. 8. Цинния изящная.

  3. Горох посевной. 9. Вишня садовая.

  4. Пижма обыкновенная. 10. Георгина садовая.


Ответ ___________________________

3.Систематизируйте растение семейства сложноцветных:

Вид

гвоздика китайская

Род


Семейство


Класс


Отдел


Царство


4.Логические цепочки.

1.Из предложенной цепочки выберите растение, принадлежащее к семейству сложноцветных.

Яблоня - ромашка - вишня - роза - лапчатка.

  1. Из предложенной цепочки выберите лишнее растение

Цикорий - пижма - горох - георгина - бархатцы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!