СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре-при-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлена технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре-при-»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка в 6 классе

Образовательное учреждение: МБОУ Еловская СОШ с.Еловое Емельяновского района Красноярского края.

Учитель: Дружинина Светлана Федоровна


ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.

Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»


Цели урока:

Содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-».

Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее обобщать;

развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.


Планируемые результаты:

Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.


Универсальные учебные действия:

Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Познавательные: 

-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: 

- осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные:

-  организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;

- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока: 

Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.

  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.

  3. Развить умение формулировать определение понятий.

  4. Обогащать словарный запас учащихся.

  5. Совершенствовать орфографические навыки и умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно - деятельностного подхода.

  2. Развитие внимания.

  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

  2. Воспитание ценностного отношения к слову;

  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Тип урока: «Открытие» нового знания и освоение способа действия при выборе гласных е - и в приставках.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.

- компьютер,

- проектор,

- интерактивная доска,

- учебник,

- раздаточный материал (таблица, алгоритм),

- словари русского языка (орфографический, толковый);


Используемая литература:

  1. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

  2. «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005

  3. Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.

  4. Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2014, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.


Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)


ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  


Межпредметные связи: литература, искусство, физкультура.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентированный

Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать работу друг друга по критериям.    

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

Принцип психологической комфортности.

Коммуникативные:

- умение слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные:

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Словарная работа.

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.


- Запишите словарные слова столбиком:

Диктует словарные слова:

Поддаваться

Репертуар

Изображение

Соломенный

Телефон

Акварель

Великолепие

Карикатура

Интересный

Проверьте диктант друг у друга, оцените.

- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Записывают словарные слова столбиком.









Взаимопроверка

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»


Принцип деятельности.

Познавательные:

  • общеучебные :

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

  • логические:

- анализ объектов с целью определения темы урока;

Коммуникативные:

-умение строить связное высказывание.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия.

Организует повторение:

Но прежде чем мы запишем тему полностью, вспомним, на какие группы делятся все приставки в русском языке, опираясь на опорный конспект (ОК), записанный в 5 классе? (ОК имеется и на маршрутных листах)

- Правописание каких приставок мы уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

Готовит к восприятию нового материала:

- Мне только что пришло СМС (Слайд) Пр…бываем в Красноярск на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непр…двиденные обстоятельства, в 12.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-

- Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать?

(В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (Нет).

- Допишем тему урока. Как она будет звучать? (Приставки пре- и при-).

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ?


Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок.














Формулируют тему и цель урока.

Познавательные:

  • -общеучебные:

- структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно строить высказывание

  • -логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-обобщение наблюдений;

Регулятивные:

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-целеполагание

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-.

Организует самостоятельную работу обучающихся в группах.

. Поработаем в группах, разработать ОК правила и записать (в рабочей папке)

- У вас на столах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Обратимся  к учебнику(стр. 128-129) и выполним задание (слайд № 6)

1,4 группы: найдите значения приставки при-, приведите примеры

2 группа: значение приставки пре- примеры. 3 группа: Возьмите на заметку! (Стр 129, 131), примеры

Что нового узнали из учебного материала? (Слайд) некоторые значения приставок
установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому. словарю и запоминать - преследовать;

- приставка пре- входит в состав корня – преподаватель, приключение .

 А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни?

Обобщение и выводы. 1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему  по презентации, а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос: «О каком значении приставки не шла речь в этой сценке?»( неполнота действия). ДЕЛАЕМ вывод  

Работают самостоятельно в группах по маршрутным листам

Разрабатывают ОК правила,

заполняют таблицу.

Работают с информацией, представленной в форме текста.

Передают знания друг другу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

Оцените работу друг друга (на полях карандашом).

Составление рассказа на лингвистическую тему.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

Познавательные:

  • -общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию для решения практических задач.

-структурирование знаний;

-умение адекватно, осознанно строить устное высказывание.

Регулятивные:

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

-коррекция;

-контроль.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнёра;

- умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

5. Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения.

После физкультминутки настраивает на следующий этап урока.
















Перед следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»


Физкультминутка «Приставочки».

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

присесть,

привстать,

принагнуться,

снова приосаниться

да призадуматься:

«А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.


Регулятивные:

-саморегуляция;

Коммуникативные:

- управление поведением партнёра

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе).


6.Применения знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-.

2) -Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (1 – на интерактивной доске)

Оцените свою работу

3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС . Вставьте пропущенные буквы, объясните.

4) Работа в группах.

1 группа: «Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить


2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте
лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел
прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.


3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

Вдруг о полночь конь заржал...      Караульщик наш __________,     

Посмотрел под рукавицу     

И увидел кобылицу.


-Здравствуй, князь ты мой _____________

Что ты тих, как день ненастный?


  Лишь игрушка-горбунок

 У его вертелся ног,

  Хлопал с радости ушами

Да _______________ногами.


Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.


________________к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,


Только поп один Балду не любит,
Никогда его не _______________

                                               

Пирожок лишь разломила
Да кусочек ____________________.


4 группа: «Заблудившиеся слова» Задание: исправьте ошибки  

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

Оценка

5) «Собери текст»

У вас на столах есть рассыпанные предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

4.Я всегда радуюсь пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

пр…огромные тучи, дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.

(Ответ: 3, 4, 7, 6, 2, 1, 8, 5)

6) Собрали? А теперь запишите по порядку буквы, которые вы вставите на месте пропуска.

(Ответ: И И Е Е И И И И Е)


Строят монологическое высказывание по теме.

С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.


Работают группой (задание 4)




Работают группой и индивидуально (задание5)




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

Познавательные:

  • общеучебные:

- умение применять информацию для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно строить устное высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

  • логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

- развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления.

7. Домашнее задание.


Даёт комментарий к выполнению задания.

Записывают домашнее задание:

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Для всех: § 31;

На выбор:

1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

3.Упр. в рабочей тетради


Принцип психологической комфортности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

Регулятивные:

- прогнозирование;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самооценка на основе успешности

8. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Сложите оценки, полученные за урок, и поделите сумму на количество оценок. Средний балл поставьте в тетрадь.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Уходя с урока, обучающиеся выбирают смайлик, соответствующий их настроению.

Принцип обратной связи.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!