Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс, УМК «Школа России»
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, рабочая карта урока (для каждого учащегося с учётом разделения на группы), карточки и шапочки для инсценирования.
Приёмы ТРКМ: ассоциация, инсценирование, «круги по воде», кластер, «предъявление контробраза».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
I. Организационный момент Цель: настроить детей на работу. Время: 1 минута. | – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Альбертовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь на вашу поддержку и сотрудничество. Сегодня мы будем работать на специальных листах, которые называются «рабочая карта урока». Проверьте, пожалуйста, есть ли такая карта у вас на рабочем месте. Кроме того, нам потребуется учебник русского языка, хорошее настроение и желание работать. Проверьте, все ли готовы к уроку. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность. | Регулятивные УУД |
II. Самоопределение к деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности и определить содержательные рамки урока. Время: 3 минуты | Чистописание. Словарная работа. – Посмотрите на свои рабочие карты. Определена ли тема сегодняшнего урока? Сформулировать её вам предстоит чуть позже. Сейчас найдите прописанные образцы, работаем на первой строке. – Прочитайте слово, записанное на второй строке. Какая орфограмма встретилась в слове «весна»? Как его можно проверить? Впишите пропущенную букву. – Что вы себе представляете, когда слышите слово «весна»? Запишите ещё два существительных. Какие орфограммы встретились в словах? Как их можно проверить? – На второй строке запишите однокоренные слова, обозначающие признаки предмета. – Слова каких частей речи у нас записаны? Как вы думаете, почему именно существительные и прилагательные мы записали? | Рассматривают рабочие карты. Прописывают по образцу буквы «Вв». Читают слово «весна», определяют вид орфограммы (безударная гласная в корне слова), подбирают проверочное слово, вписывают пропущенную букву. Записывают ещё два существительных, относящихся к теме «весна». Образуют и записывают три однокоренных прилагательных. Высказывают свои предположения, что на уроке будем работать именно с этими частями речи. | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. |
III. Актуализация имеющихся знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Время: 4 минуты Выдвижение гипотезы, формулирование проблемы | – Недавно я совершенно случайно услышала спор имени существительного и имени прилагательного, кто из них главнее, кто командир, а кто – подчинённый? Давайте попробуем инсценировать эту ситуацию. (Выбираются два ученика, которым предлагается ответить на вопросы учителя и выбрать нужную карточку для размещения на доске). – Имя существительное, ты самостоятельная часть речи или нет? – А ты, имя прилагательное, что на это ответишь? – Имя существительное, что ты обозначаешь? – Чем ответит прилагательное? – К какому роду ты принадлежишь, существительное? – А у тебя, имя прилагательное, род является постоянным признаком, или ты изменяешься по родам? – Имя существительное, изменяешься ли ты по числам? – А ты, имя прилагательное? – Имя существительное, изменяешься ли ты по падежам? Склоняешься ли? – Чем ты ответишь, имя прилагательное? – Спор прилагательного и существительного пока не окончен. Какую же гипотезу мы можем выдвинуть? – Запишите эту гипотезу в рабочую карту урока. | Учащиеся, играющие роли существительного и прилагательного, отвечают на вопросы учителя, размещают на доске карточки. Записывают гипотезу в рабочую карту уроку. | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. |
IV. «Открытие» новых знаний Цель: провести наблюдение над изменением имён прилагательных. Время: 10 минут | – Давайте проверим нашу гипотезу, для этого обратимся к стихотворению, которое есть в рабочих картах. (Одновременно идёт работа со слайдом). – Прочитайте стихотворение. – Обратите внимание на слова, выделенные красным цветом. Это слово какой части речи? Что происходит с именем существительным? Определите падеж в каждом случае. – К какой части речи относится слово «зелёный»? – Что происходит с именем прилагательным? – Почему оно изменяется? Оно изменяется само по себе, или в соответствии с изменениями имени существительного? – Какой вывод мы можем сделать? – Существительное «отдаёт команду» имени прилагательному: «Я стою в … падеже, измени и ты падеж!» Как же определить падеж у прилагательного? Проверьте свой вывод на странице 83 учебника. – Вернитесь к гипотезе. Какое предположение мы выдвинули? Подтвердилось ли оно? – Можем ли мы теперь сформулировать тему урока? Запишите её. – Можем ли мы теперь считать, что спор существительного и прилагательного окончен? Кто же командир, а кто подчинённый? | Читают стихотворение (можно использовать хоровое чтение). Отвечают на вопросы. Определяют падежи. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Проверяют выводы по учебнику. Формулируют тему урока, записывают, проверяют по учебнику. | Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. |
Физкультминутка. Время: 1 минута. | – Наши части речи дают вам задание: если вы услышите имя существительное, должны встать девочки и похлопать в ладошки. Если услышите имя прилагательное, должны встать мальчики и потопать. (Слова: школа, урок, интересный, ученик, толковый, умный, весёлый, звонок, громкий, погода, весенняя, настроение, радостное, работа, хорошая). | Выполняют упражнения физкультминутки. | |
V. Развитие умений. Цель: развитие умений в словоизменении прилагательных. Время: 6 минут | Работа в учебнике Упражнение 144 – Я предлагаю выполнить упр. 144. Для удобства работы это упражнение дано в ваших рабочих картах. Посмотрите, что нужно сделать. Пользуясь таблицей, просклоняйте прилагательное. Обратите внимание, с каким существительным это прилагательное связано. Тем, кому досталось существительное среднего и мужского рода, рекомендую прочитать перед началом работы указание на стр. 83. – Проверьте правильность выполнения упражнения по таблице на слайде. Оцените свою работу (выставить оценку в рабочую карту). – Прилагательное в таблице было одно или разные? Почему же получились разные окончания в одних и тех же падежах? | Выполняют упражнение, проверяют себя, пользуясь слайдом. Оценивают работу. Отвечают на вопросы, делают выводы. | Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
VI. Итог урока. Цель: оценивание вклада в достижение поставленных в начале урока целей, активности и эффективности работы класса. Время: 3 минуты | – Знакомо ли вам выражение: «Плясать под чужую дудку»? Что оно означает? Рисунок передаёт прямое или переносное значение этого выражения? «Плясать под чужую дудку» означает действовать не по своей воле, а по воле другого. – Кто из наших частей речи плясал под чужую дудку? Кто командовал? А кто подчинялся? – Командиром является имя существительное, а прилагательное ему подчиняется. – Какие команды отдаёт существительное? Что отвечает прилагательное? | Объясняют значение выражения, делают выводы, пользуясь слайдом. | Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Время: 1 минута | – Дополните предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне понравилось», «Меня удивило», «Мне было трудно». | Дополняют предложения | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VIII. Домашнее задание Время: 1минута. | Задание выполняется по выбору учащихся: Во фразеологизме найти словосочетание «сущ. + прил.», изменить его по падежам. Найти орфограммы, подобрать и записать проверочные слова. -
-
Написать рассказ, используя фразеологизм. | | |