СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам". Урок построен в соответствиии с требованиями ФГОС. Рекомендуется использовать вместе с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"»

Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс, УМК «Школа России»


Цель урока: создать условия для формирования представлений о падеже имен прилагательных

Русский язык, урок введения нового знания

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Продолжительность: 1 урок, 30 минут

Класс: 3

Технологии: презентация к уроку

Задачи:

  1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

  2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи; об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

  3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

  4. Обогащать речь учащихся путём введения в неё фразеологизмов.

  5. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

                Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умения: определять род, число, падеж имён прилагательных.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.

Оборудование: 

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, рабочая карта урока (для каждого учащегося с учётом разделения на группы), карточки и шапочки для инсценирования.

Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Приёмы ТРКМ: ассоциация, инсценирование, «круги по воде», кластер, «предъявление контробраза».

Тип урока: урок изучения нового материала



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Организационный момент

Цель: настроить детей на работу.

Время: 1 минута.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Альбертовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь на вашу поддержку и сотрудничество. Сегодня мы будем работать на специальных листах, которые называются «рабочая карта урока». Проверьте, пожалуйста, есть ли такая карта у вас на рабочем месте. Кроме того, нам потребуется учебник русского языка, хорошее настроение и желание работать. Проверьте, все ли готовы к уроку.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.

Регулятивные УУД

II. Самоопределение к деятельности

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности и определить содержательные рамки урока.

Время: 3 минуты


Чистописание. Словарная работа.

– Посмотрите на свои рабочие карты. Определена ли тема сегодняшнего урока? Сформулировать её вам предстоит чуть позже. Сейчас найдите прописанные образцы, работаем на первой строке.

– Прочитайте слово, записанное на второй строке. Какая орфограмма встретилась в слове «весна»? Как его можно проверить? Впишите пропущенную букву.

– Что вы себе представляете, когда слышите слово «весна»? Запишите ещё два существительных. Какие орфограммы встретились в словах? Как их можно проверить?

– На второй строке запишите однокоренные слова, обозначающие признаки предмета.

– Слова каких частей речи у нас записаны? Как вы думаете, почему именно существительные и прилагательные мы записали?

Рассматривают рабочие карты.






Прописывают по образцу буквы «Вв».


Читают слово «весна», определяют вид орфограммы (безударная гласная в корне слова), подбирают проверочное слово, вписывают пропущенную букву.



Записывают ещё два существительных, относящихся к теме «весна».



Образуют и записывают три однокоренных прилагательных.


Высказывают свои предположения, что на уроке будем работать именно с этими частями речи.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  2. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.


III. Актуализация имеющихся знаний

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Время: 4 минуты





























Выдвижение гипотезы, формулирование проблемы

– Недавно я совершенно случайно услышала спор имени существительного и имени прилагательного, кто из них главнее, кто командир, а кто – подчинённый? Давайте попробуем инсценировать эту ситуацию. (Выбираются два ученика, которым предлагается ответить на вопросы учителя и выбрать нужную карточку для размещения на доске).

– Имя существительное, ты самостоятельная часть речи или нет?

– А ты, имя прилагательное, что на это ответишь?

– Имя существительное, что ты обозначаешь?

– Чем ответит прилагательное?

– К какому роду ты принадлежишь, существительное?


– А у тебя, имя прилагательное, род является постоянным признаком, или ты изменяешься по родам?

– Имя существительное, изменяешься ли ты по числам?

– А ты, имя прилагательное?

– Имя существительное, изменяешься ли ты по падежам? Склоняешься ли?

– Чем ты ответишь, имя прилагательное?

– Спор прилагательного и существительного пока не окончен. Какую же гипотезу мы можем выдвинуть?

– Запишите эту гипотезу в рабочую карту урока.















Учащиеся, играющие роли существительного и прилагательного, отвечают на вопросы учителя, размещают на доске карточки.


























Записывают гипотезу в рабочую карту уроку.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  2. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.


IV. «Открытие» новых знаний

Цель: провести наблюдение над изменением имён прилагательных.

Время: 10 минут


– Давайте проверим нашу гипотезу, для этого обратимся к стихотворению, которое есть в рабочих картах. (Одновременно идёт работа со слайдом).

– Прочитайте стихотворение.


– Обратите внимание на слова, выделенные красным цветом. Это слово какой части речи? Что происходит с именем существительным? Определите падеж в каждом случае.

– К какой части речи относится слово «зелёный»?

– Что происходит с именем прилагательным?

– Почему оно изменяется? Оно изменяется само по себе, или в соответствии с изменениями имени существительного?

– Какой вывод мы можем сделать?

– Существительное «отдаёт команду» имени прилагательному: «Я стою в … падеже, измени и ты падеж!» Как же определить падеж у прилагательного? Проверьте свой вывод на странице 83 учебника.

– Вернитесь к гипотезе. Какое предположение мы выдвинули? Подтвердилось ли оно?

– Можем ли мы теперь сформулировать тему урока? Запишите её.

– Можем ли мы теперь считать, что спор существительного и прилагательного окончен? Кто же командир, а кто подчинённый?








Читают стихотворение (можно использовать хоровое чтение).


Отвечают на вопросы.


Определяют падежи.




Отвечают на вопросы.









Делают выводы.








Проверяют выводы по учебнику.





Формулируют тему урока, записывают, проверяют по учебнику.

Коммуникативные УУД

  1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

  1. Выявлять сущность, особенности объектов.

  2. На основе анализа объектов делать выводы.

  3. Обобщать и классифицировать по признакам.


Физкультминутка.

Время: 1 минута.


– Наши части речи дают вам задание: если вы услышите имя существительное, должны встать девочки и похлопать в ладошки. Если услышите имя прилагательное, должны встать мальчики и потопать. (Слова: школа, урок, интересный, ученик, толковый, умный, весёлый, звонок, громкий, погода, весенняя, настроение, радостное, работа, хорошая).

Выполняют упражнения физкультминутки.


V. Развитие умений.

Цель: развитие умений в словоизменении прилагательных.

Время: 6 минут


Работа в учебнике

Упражнение 144

– Я предлагаю выполнить упр. 144. Для удобства работы это упражнение дано в ваших рабочих картах. Посмотрите, что нужно сделать. Пользуясь таблицей, просклоняйте прилагательное. Обратите внимание, с каким существительным это прилагательное связано. Тем, кому досталось существительное среднего и мужского рода, рекомендую прочитать перед началом работы указание на стр. 83.

– Проверьте правильность выполнения упражнения по таблице на слайде. Оцените свою работу (выставить оценку в рабочую карту).

– Прилагательное в таблице было одно или разные? Почему же получились разные окончания в одних и тех же падежах?



Выполняют упражнение, проверяют себя, пользуясь слайдом.














Оценивают работу.





Отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные УУД

  1. Выявлять сущность, особенности объектов.

  2. На основе анализа объектов делать выводы.

  3. Обобщать и классифицировать по признакам.

  4. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.

  2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

  1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VI. Итог урока.

Цель: оценивание вклада в достижение поставленных в начале урока целей, активности и эффективности работы класса.

Время: 3 минуты


– Знакомо ли вам выражение: «Плясать под чужую дудку»? Что оно означает? Рисунок передаёт прямое или переносное значение этого выражения?

«Плясать под чужую дудку» означает действовать не по своей воле, а по воле другого.

– Кто из наших частей речи плясал под чужую дудку? Кто командовал? А кто подчинялся?

– Командиром является имя существительное, а прилагательное ему подчиняется.

– Какие команды отдаёт существительное? Что отвечает прилагательное?

Объясняют значение выражения, делают выводы, пользуясь слайдом.

Познавательные УУД

  1. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

  1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


VII. Рефлексия

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Время: 1 минута


– Дополните предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне понравилось», «Меня удивило», «Мне было трудно».

Дополняют предложения

Регулятивные УУД

  1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


VIII. Домашнее задание

Время: 1минута.


Задание выполняется по выбору учащихся:

  1. Во фразеологизме найти словосочетание «сущ. + прил.», изменить его по падежам.

  2. Найти орфограммы, подобрать и записать проверочные слова.

  1. Написать рассказ, используя фразеологизм.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!