СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста на основе отрывка из произведения Ю. Яковлева «Багульник»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан учителем начальных классов Новиковой Н.Н. для 4 класса по УМК "Школа России" (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Тип урока - урок развития речи. Продуманы УУД по каждому этапу урока. Указаны в ходе урока используемые технологии (в том числе ИКТ и ЭОР).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста на основе отрывка из произведения Ю. Яковлева «Багульник»".»

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 4В.

Учитель: Новикова Н.Н.

Тема: «Подробное изложение повествовательного текста на основе отрывка из произведения Ю. Яковлева «Багульник».

Тип урока

Урок развития речи.

Цели
деятельности
учителя

  • создать условия для развития умение определять тему и главную мысль текста;

• развивать умение составлять план текста;

• развивать умение самостоятельно готовиться к написанию

изложения с опорой на памятку;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • продолжать работу над формированием умения работать с текстом.

Решаемая учебная проблема

Учиться оформлять письменный связный пересказ.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

  • определять тему и главную мысль текста;

• составлять план текста;

• соблюдать нормы построения текста;

• подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• строить речевое монологическое высказывание;

• осуществлять деятельность в соответствии с планом;

• оценивать правильность написанного текста.

Личностные:

• учиться доброжелательному отношению к окружающему миру;

• учиться видеть необычное в каждом предмете и радоваться тому, что происходит вокруг.

методы

обучения

  • словесные (беседа, фронтальный опрос);

  • наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

  • деятельностный метод обучения;

  • практические;

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • методы само- и взаимоконтроля;

  • метод рефлексии.

Формы
обучения

  • коллективная;

  • индивидуально-групповая;

  • работа в парах.

Ключевые понятия урока

  • изложение;

  • подробное изложение;

  • текст;

  • виды текста;

  • повествовательный текст;

  • тема и главная мысль текста;

  • части текста;

  • план изложения текста.

Современные образовательные технологии

  • системно-деятельностный подход;

  • технология сотрудничества;

  • технология проблемного обучения;

  • технология интегрированного обучения (связь с музыкой, технологией, литературным чтением, ОРКСЭ, окружающим миром);

  • здоровьесберегающая технология: использование интерактивной доски на уроке не превышает допустимого по СанПину времени, проведение физминутки, проветривание класса, мебель по ФГОС (регулируемые парты, стулья), в классе комнатные растения (кислород),

расписание уроков в соответствии с СанПином;

  • ИКТ (устройства: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера; программы: SMART-Тechnologies (для работы с интерактивной доской), Microsoft Office (для создания текстов и таблиц к уроку), OpenOffice (для создания презентации к уроку), Applied Vision 4 (для работы с документ-камерой)).

Материально-техническое оснащение

Интерактивная доска, компьютер; ученическая доска; наглядно-дидактический материал, приложение для обучающихся, презентация для работы на интерактивной доске, аудиозапись песни «Верь в чудеса».

Программное обеспечение

  • Рабочая программа к учебнику «Русский язык» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) по УМК «Школа России»);

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П.– М. : Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

  • Русский язык, 4 класс, Поурочные разработки, Технологические карты уроков. Бубнова И.А., Роговцева Н.И., 2014;

  • Толковый словарь С.И. Ожегова;

  • Справочный материал по русскому языку.

Образовательные интернет-ресурсы

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru



организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Технология обучения (в том числе ИКТ и ЭОР)

1

2

3

4

5

6

7

  1. Орг. момент.


Настрой детей на урок. Нацеленность на плодотворную активную работу.

Организует приветствие учителей-гостей.

Сообщает обучающимся о групповой форме работы, о необходимости назначить в каждой группе командира, дает возможность детям самостоятельно разделиться на группы.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителей.

Делятся на группы, коллективно распределяют свои ролевые обязанности. (Примечание: дети за 4 года обучения привыкли к частому делению на группы, поэтому потребовалось минимальное количество времени на этот этап урока.)

Проверяют готовность к уроку.

Коллективная


Групповая


Индивидуальная

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками.

Коммуникативные:

слушать и слышать собеседника, вести диалог; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Здоровьесберегающая технология

(проветривание перед началом урока)

Технология сотрудничества

  1. II. Мотивация.


Вызвать интерес к уроку, к учебному материалу урока, формировать представление об актуальных сторонах затронутой на уроке темы.

Включает аудиозапись современной песни для детей «Верь в чудеса». Организует беседу о содержании песни, теме и ее главной мысли. Подводит детей к теме и цели урока.

Слушают аудиозапись песни.

Определяют тему и главную мысль песни (тема: «Чудеса», главная мысль: «Чудеса ты можешь совершать сам»).

Коллективная


Личностные:

• учиться доброжелательному отношению к окружающему миру.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

слушать и слышать.

Технология интегрированного обучения (связь с музыкой, ОРКСЭ)

ИКТ

Аудиозапись песни «Верь в чудеса»

III. Определение цели урока. Проблема урока.


Цель урока позволит обучающимся предварительно представить то, к чему они должны прийти в конце данного урока, какой продукт своего труда должны получить.


Организует работу с учебником «Русский язык» (упр. 99 на стр. 46): на основе прочитанного задания к упражнению сформулировать самостоятельно тему и цель урока.





Дает возможность сформулировать проблемный вопрос урока.

Организует запись обучающимися в тетрадях даты и вида работы (изложение).

(Все этапы работы на уроке демонстрирует на слайдах презентации.)

Читают задание к указанному упражнению и формулируют тему и цель урока (тема урока – «Изложение повествовательного текста на основе отрывка из произведения Ю. Яковлева», цель урока – учиться оформлять письменный связный пересказ).

Формулируют проблему урока: «Как писать изложение повествовательного текста?».

В тетрадях для творческих работ записывают дату и ниже слово «Изложение» (вид работы).

Индивидуально-групповая


Коллективная










Индивидуальная

Предметные: определять тему и главную мысль текста.

Регулятивные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные:

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Технология сотрудничест-ва

ИКТ

Презентация (слайд 1)

Технология проблемного обучения

IV. Актуализация опорных знаний.


Знание ключевых терминов, понятий поможет качественно и осмысленно усвоить новый учебный материал, при изучении которого непосредственно сталкиваешься с данными понятиями, которые являются как бы кирпичиками построения нового знания.

Дает задание выделить ключевые слова и словосочетания слов урока (на доске вывешивает поочередно).











- Охарактеризуем каждое из них.

(Все сказанное подтверждает слайдами.)

Дети находят ключевые слова и словосочетания, необходимые в ходе урока:

  • изложение;

  • подробное изложение;

  • текст;

  • виды текста;

  • повествовательный текст;

  • тема и главная мысль текста;

  • части текста;

  • план изложения текста.

На основе имеющихся знаний обучающиеся характеризуют каждое понятие. (Примечание: все понятия, перечисленные здесь, детям знакомы из предыдущих уроков русского языка.)

Индивидуально-групповая












Групповая

Коллективная





Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные:

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Технология сотрудничест-ва

Системно-деятельност-ный подход








Технология сотрудничест-ва

ИКТ Презентация (слайды 2-6)

V.Алгоритм написания изложения. Подготовительная работа к написанию изложения.


Алгоритм позволит грамотно подойти к написанию изложения. В дальнейшем обучающийся будет опираться на него и не упустит ничего важного при своем изложении материала.

Подготовитель-ная работа строится на основе выполнения действий по заданному алгоритму. Грамотно построенная такая работа поможет подготовиться к дальнейшей письменной работе каждому обучающемуся, не зависимого от того, сильный он, или слабый.

Организует работу с памяткой.

(Слайд презентации + стр. 150-учебник или «Приложение».)


Проводит работу по заданному алгоритму.

  • 1 пункт:

- Прочитай текст. Что тебе было не понятно? Какие незнакомые слова, словосочетания встретились в тексте? Выясни их лексическое значение.

(С помощью представленных слайдов, доп. литературы помогает обучающимся найти лексическое значение каждого представленного понятия.)








  • 2 пункт:

- Определите тему текста и основную (главную) мысль.

(Тему и главную мысль текста в дальнейшем учитель демонстрирует на слайдах презентации к уроку.)








Организует беседу о чудесах, совершенных самими детьми, которые вызвали радость у окружающих.

Проводит физминутку с использованием электронного ресурса. Переключает внимание детей на другой вид деятельности.

  • 3 пункт:

Организует работу по составлению плана для изложения текста.

Каждый пункт плана размещает на доске.











  • 4 пункт:

- Найди в каждой части текста опорные слова.

(Размещает поочередно опорные слова на доске.)












  • 5 пункт:

Организует словарную работу в «Приложении» и параллельно на интерактивной доске с дальнейшей коллективной проверкой.


Дает задание найти трудные слова и словосочетания, которые нужно запомнить, и проговорить их несколько раз.

  • 7 пункт:

- Внимательно читай текст по частям с последующим пересказом.

  • 8 пункт:

- Прочитай весь текст. Перескажи.


Последовательно читают пункты памятки с последующей детальной работой по каждому из них.



Называют непонятные слова, словосочетания с дальнейшим раскрытием их смыслового значения (при помощи слайдов педагога, толкового словаря и др. доп. источников информации):

  • пучок;

  • багульник (дети на карте «Природа России» пробуют найти места ареала багульника);

  • лиловый;

  • фиалки;

  • набухшие;

  • кристалл;

  • уходящий (снег);

  • аромат.

Называют тему и основную мысль отрывка из произведения Ю. Яковлева (возможные темы: «Костя-волшебник», «Костя и веточки багульники», «Обыкновенное чудо»; основная мысль: «Чудеса мы можем делать своими руками. Делай чудеса, добрые дела для окружающих тебя людей, чтобы они почувствовали себя хоть немного счастливее»).

Рассказывают случаи из своей жизни.



Выполняют физические упражнения под музыку, снимают усталость, напряжение мышц тела.



Составляют план изложения с учетом количества частей текста и подтем текста.


План.


Обыкновенное чудо.

  1. Ежедневный уход Кости за пучком тонких прутиков.

  2. Прутики зацвели.

  3. Костя-волшебник.


  • 1 часть: пучок тонких прутиков, багульник, банка с водой;

  • 2 часть: зацвели, светло-лиловые цветы, фиалки, набухшие почки-узелки, прорезались, светло-зеленые листья, кристаллики уходящего последнего снега;

  • 3 часть: толпились у окна, тонкий сладкий аромат (запятой нет между этими словами), Костя, волшебник.


Выполняют упражнение «Вставь пропущенные орфограммы в словах» в «Приложении». Коллективно проверяют написанное.


Работают с трудными словами по заданному алгоритму учителя.



Читают текст по частям и пересказывают их.



Читают целиком текст, пересказывают.

Индивидуальная






Коллективная

Индивидуальная

















Коллективная













Индивидуальная




Коллективная






Индивидуально-групповая



Коллективная










Коллективная
















Индивидуальная

Индивидуально-групповая Коллективная



Коллективная





Парная




Индивидуальная

Групповая


Регулятивные: осуществлять деятельность в соответствии с планом.

Познавательные:

владеть навыками смыслового чтения текстов,

извлекать информацию из карты «Природные зоны России», других источников информации (в том числе словарей и справочников),

владеть навыками смыслового чтения текстов, извлекать необходимую информацию из представленного текста.

Коммуникативные:

слушать и слышать собеседника, вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

учиться доброжелательному отношению к окружающему миру;

учиться видеть необычное в каждом предмете и радоваться тому, что происходит вокруг.

Коммуникативные:

строить речевое монологическое высказывание.

Предметные: составлять план текста, соблюдать нормы построения текста.



Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения,

интерес к чтению,

учебно-познавательный интерес.







Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.











Предметные: подробно излагать содержание повествовательного текста по плану.

ИКТ Презентация (слайд 7)


Системно-деятельност-ный подход

ИКТ Презентация (слайды 8-12)



Технология интегрирован-ного обучения (связь с уроками окружающего мира)






Технология интегрирован-ного обучения (связь с уроками литературного чтения)

ИКТ Презентация (слайды 13-14)








ЭОР (электронная физминутка)

Здоровьесберегающая технология





ИКТ Презентация (слайд 15)








ИКТ Презентация (слайд 16)














ИКТ

Интерактивная доска

Презентация (слайды 17-18)

ИКТ Презентация (слайд 19)



Технология сотрудничест-ва

Технология интегрирован-ного обучения (связь с уроками литературного чтения)

VI. Практическая работа.

Практическая работа позволит каждому ученику выразиться, закрепить полученные знания на практике, показать свою индивидуаль-ность.

- Закрываем учебники. Пишем подробное изложение текста в тетрадях для творческих работ.

Пишут изложение в тетрадях.

Индивидуальная


Познавательные: составлять тексты в письменной форме.

Личностные:

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

Здоровьесберегающая технология

(осанка при письме, приподнятые крышки у парт по СанПину)

VII. Самопроверка и взаимопроверка.

Данный этап поможет контролировать свою деятельность, сравнивать свою работу с работой других, видеть свои ошибки и недочеты, положительные стороны.

Дает возможность проверить написанное у обучающегося и своего товарища.


Демонстрирует всему классу через документ-камеру по желанию самих обучающихся 2-3 выполненные работы. Указывает на положительные моменты, дает рекомендации о том, над чем можно еще поработать.

Проверяют работу у себя и соседа.







Участвуют в анализе выполненных работ своих товарищей.

Индивидуальная

Парная







Коллективная


Регулятивные: оценивать правильность написанного текста.

Коммуникативные:

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.


Технология сотрудничест-ва

ИКТ

Документ-камера


VIII. Рефлексия.

Итог урока.


На этом этапе урока ребенок учится делать выводы о проделанной работе (достигнута ли цель, какие умения приобрел), давать качественную оценку своей деятельности, деятельности других (ведь именно в сравнении человек познает мир, себя как часть этого мира), задумываться о том, над чем надо поработать ему в будущем.

Организует анализ и самоанализ работы обучающихся на уроке.

- Какая проблема урока была?

- Научились писать изложение повествовательного текста?

- Какие затруднения встретились при подготовке к изложению? Как удалось преодолеть их?

- Чему следует учиться ещё?

- Какая главная мысль урока была?

(- Чудо в наших руках.)

- Понравился ли урок?

- Какую отметку поставите себе?

Проводят самоанализ своей работы. Дают оценку своей деятельности. Участвуют в рефлексии деятельности на уроке.

Индивидуальная

Коллективная


Коммуникативные:

строить речевое монологическое высказывание, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.




Технология проблемного обучения

IХ.Домашнее задание. Вручение подарков-сюрпризов гостям-учителям.


Задание на дом по теме урока позволит ребенку еще раз осмыслить все, о чем шла речь на уроке.

Вручение подарков, сделанных руками самих обучающихся, поспособствует воспитанию у детей уважения к окружающим нас людям, доброты, отзывчивости, чуткости и заботливости.

Дает задание на дом.

- Дома подумайте и напишите сочинение на тему «Я волшебник» (какое чудо могу совершить я для других).

Организует вручение подарков-сюрпризов гостям-учителям, сделанных руками учеников.

- Давайте друг другу дарить чудеса! Спасибо всем за урок и за внимание!

Записывают домашнее задание.




Вручают подарки-сюрпризы присутствующим учителям.

Индивидуальная





Коллективная


Личностные:

учиться доброжелательному отношению к окружающему миру.

Регулятивные: планировать деятельность в соответствии с выделенными учителем ориентирами действий.







Технология интегрирован-ного обучения (связь с уроками технологии)

ИКТ Презентация (слайды 20-21)











ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Костя менял воду.

Однажды прутики зацвели. Они покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Ребята толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладкий аромат. Спрашивали, что за растение и почему оно цветет. Все подумали, что Костя волшебник.



















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


ПАМЯТКА

для написания изложения




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Пуч_к, б_гульника, мал_нькими, светло_лиловыми, п_хож_ми, ф_алки, н_бухш_х, поч_к_узелк__, прор_зались, светло_зеленые, лож_ч_кой, п_блеск_вали, кр_ста__ики, в_лшебник, разгляд_в_ли, _р_мат.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!