Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. | Подготовка класса к работе. Включаются в деловой ритм урока. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Клён, берёза, дерево, липа 2.Стол, диван, мебель, шкаф 3.Окунь, щука, рыба, сом | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами. | Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Самоопределение уч-ся на основе предугадывания Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию -Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)? - Составьте устно предложения, используя данные слова? - Что вызвало затруднение? - А теперь поставьте лишнее слово впереди группы? -Какой знак препинания вы поставите? - Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу? -Сформулируйте проблемный вопрос. | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Этап овладения новыми знаниями Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1. Учитель предлагает понаблюдать над материалом (текст проецируется на доску). - Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. - Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? - Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. -Сравните свой вывод с текстом определения на с. 96. | Составляют план достижения цели. На основе наблюдения делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм: Найду в предложении однородные члены. Определю, есть ли обобщающее слово. Выберу нужный знак препинания. . | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Учитель организует физминутку. | 1.Работают с учебником (упр.210 и 209) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами. 2. Работают в паре, выполняя упр. 211. 3. Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: реки, города, овощи, фрукты, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. | Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует деятельность по применению новых знаний, само- и взаимопроверку учащихся. | Самостоятельная творческая работа по составлению предложений ( по выбору - дифференцированная работа): 1.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, одежда и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; 2.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию и самооценку результатов уч-ся. Просит продолжить незаконченные предложения. Организует итоговый диалог. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся: Упр.212. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Написать мини-сочинение на тему «Осень в лесу», используя предложения с обобщающими словами. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, продолжают предложения. Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |