2.Подготовка к написанию изложения | -Наш сегодняшний текст называется «Поющее дерево». Как вы думаете, почему название взято в кавычки? -Вы правы. Послушайте текст. Первичное прочтение текста учителем Беседа по тексту -Докажите, что перед нами текст -О чем текст? Отражена ли тема текста в его названии? -Как вы думаете, какой тип текста перед нами? -Сколько частей в тексте? Как догадались? -Поработаем над каждой частью текста Коллективное чтение, словарная работа, составление плана -Читаем первую часть текста. О чем говорится в ней? -Обратите внимание на глаголы, в каком времени они употребляются? -Как мы можем заменить словосочетание «поющее дерево», чтобы не использовать кавычки? ( Можно обратить внимание на постановку запятых при сравнительном обороте) - Как можно озаглавить первую часть? -Читаем вторую часть. О чем мы узнаем из нее? -Как вы думаете, кто такие мастера-одиночки? (Объяснение постановки дефиса) Рассматривают слайды с изображением портрета А.Страдивари и его скрипок. Учитель уделяет 2-3 минуты рассказу о нем. -Какое время глагола используется во второй части? Какие слова дают нам подсказку для ответа? -В это части встречается трижды часть речи, о которой мы недавно говорили? Что это за часть речи? -Давайте подумаем, как нам удобнее изменить последнее предложение, чтобы не допустить лишних ошибок в написании числительных. -Какие синонимы можно использовать вместо глагола «изготовил»? (Числительные 300, 12, 93 можно прописать на доске, еще раз проговорив правила их написания) -Объяснение постановки тире (избежание повтора глагола) -Какие местоимения помогают в этой части избежать повторов (Повторение правила написания местоимений 3 лица с предлогами) -Как озаглавим вторую часть? -Читаем третью часть. Ее тема? -Объясните значение словосочетаний «старые мастера», «певучее дерево» -Докажите, почему в третьей части присутствуют элементы текста-рассуждения. -Расскажите, как выбирают ель для музыкальных инструментов? Какие условия для этого необходимы? -Обратите внимание на глаголы, что вы можете сказать про их время? -Озаглавим третью часть Решение орфографических задач Встретишь, висит, в постели, лежит, лишь, издавна, сегодня, из ели, считается, пригодится, для цели, по ели (наречия и глаголы можно выписать на доску) Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану | -Деревья не поют на самом деле. -Большинство музыкальных инструментов делают из дерева. -Под поющим деревом имеются ввиду инструменты, сделанные из него -Одна тема, предложения связаны по смыслу, мысль закончена - О мастере, который изготавливал скрипки, о том, как выбирают дерево для изготовления инструментов, в названии говорится о том, что инструменты делают из дерева. -Это текст-повествование, так как нельзя сразу все, о чем говорится изобразить в одном кадре фильма -В тексте есть рассуждение о том, почему ель лучше всего подходит для изготовления инструментов. -В тексте 3 части, так как 3 красных строки -В первой части говорится о том, что почти у каждого дома можно встретить музыкальные инструменты. - Глаголы все в первой части в настоящем времени, потому что речь идет о сегодняшнем дне. -Вместо этого можно сказать «музыкальные инструменты» Варианты: «Инструменты в каждом доме», «Поющее дерево в каждом доме» -Кто раньше делал инструменты, кто такой мастер Страдивари. -Это мастера, которые делали работу каждый сам от начала до конца, без помощи других. Каждый инструмент их был не похож на другой.
-Используются глаголы в прошедшем времени. Так как в начале части стоит наречие «раньше», значит все происходило когда-то. -Также есть глагол в настоящем времени – помнят, об этом подсказывает наречие «сегодня» -Это числительные. -Свою первую скрипку он изготовил в двенадцать лет, а последнюю – в девяносто три года. -Смастерил, сделал -Он, из них. Варианты: «Мастер Страдивари», «О великом мастере» -Инструменты делают из ели. Как выбирают ель для инструментов. -Старые – это не только по возрасту, а значит те, которые жили раньше. -Певучее – значит, из него получится инструмент с сильным, громким, певучим звуком -В ней содержится ответ на вопрос: почему именно ель подходит для изготовления музыкальных инструментов. -В ней объясняется, что не каждая ель подходит для изготовления музыкальных инструментов. -В ней рассказывают, почему лесоруб долго выбирает ель для инструментов -В ней рассказывается, почему ель подходит больше всего для изготовления музыкальных инструментов Пересказывают содержание третьей части. -Глаголы употребляются в разном времени. Например: делали- прошедшее, ходит, слушает –настоящее, изготовит – будущее Варианты: «Ель- лучшее «поющее дерево», «Как выбирают ель для изготовления инструментов», «Какая ель подходит для изготовления инструментов» Объясняют написание Читают текст про себя. 2-3 ученика по плану пересказывают текст по частям |