Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Россия весной-летом 1917 года"»
Конспект открытого урока по курсу История России XX – начало XXI века. «Россия весной – летом 1917 года» 9 класс.
Тема урока: Россия весной – летом 1917 года.
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть развитие политических событий весной и летом 1917 г., определить причины падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета, показать исторические условия, которые привели к событиям Октября.
Воспитательная: формировать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, свое понимание демократии и свою позицию по отношению к политическим событиям весны – лета 1917 года.
Развивающая: развивать навыки групповой работы, самостоятельной работы с историческими документами, таблицами, схемами, формировать свою точку зрения, делать выводы, обосновывая их; актуализировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся, желание заниматься научно-исследовательской работой.
Оборудование: базой данного урока является презентация, выполненная в программе Power Point. Работа учителя и учащихся строится на ее основе; учебник под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд (История России XX – начало XXI века - М.,2007); тексты документов: «Декларация Временного правительства», «Манифест российской социал-демократической партии»; сравнительная таблица «Кризисы Временного правительства»; фрагмент из видеофильма «Россия XX век. От февраля к Октябрю» о лидере большевистской партии В.И.Ленине.
Опережающее задание: 1. Подготовка сообщений по параграфу 11 учебника с использованием дополнительной литературы по теме: «Апрельский кризис власти», «Июньский кризис власти», «Июльский кризис власти».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Тема урока, план урока | Россия весной – летом 1917 года. 1.Расстановка политических сил после Февраля 2.Деятельность Временного правительства после Февраля 3. «Апрельские тезисы» 4.Апрельский кризис власти 5.Июньский кризис власти 6.Июльский кризис власти |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся осознают, что с весны по лето 1917 г. в России не было согласия между основными политическими силами по вопросу о преобразованиях в стране, разрушалось государственное управление, армия, экономика, обострялись основные вопросы революции. Нарастал кризис Российского государства. Учащиеся понимают, что причины нарастания и углубления кризиса Российского государства кроются в нерешительности, непоследовательности действий Временного правительства, откладывании решения основных вопросов революции до созыва Учредительного собрания, созыв которого Временное правительство так же откладывало. Учащиеся осознают, что данная позиция Временного правительства привела к его краху. В ходе кризисов власти правительства быстро менялись, а решения всех главных вопросов продолжали откладывать до Учредительного собрания, одновременно ухудшалось социально-экономическое положение в стране. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный и частично поисковый метод. Вариант проблемного задания: почему произошло падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, работа со схемами «Политические партии России в начале XX века», «Расстановка политических сил после Февраля», размышление, проблемная беседа, лабораторная работа с текстами документов (программные документы Временного правительства и российской социал-демократической партии), рассказ (о нарастании кризиса Российского государства), просмотр видеофрагмента и работа с вопросами, к просмотренному материалу, опережающие задания (Апрельский, Июньский, Июльский кризисы власти) и организация групповой работы со сравнительной таблицей «Кризисы Временного правительства», решение проблемных задач (общее и различное в трех кризисах власти, определение причин падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета). |
Развитие умений учащихся | Учатся работать в группе, с документами, текстом учебника, схемами, таблицами, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее изученное, сравнивать и обобщать, анализировать изучаемый материал, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы и предъявлять результаты своей работы |
Основные понятия и термины | Революция, Временное правительство, двоевластие, коалиционное правительство |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России 20-начало 21 века. 9 класс История России. Поурочные планы к учебнику «История России» Н.В. Загладина С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России 20-21 века, 9 класс. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев Поурочные разработки по истории России 20- начало 21 века, 9 класс Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 9 класс. |
Ход урока:
На экране выводится содержание презентации.
Часть урока, время | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент, 1 мин. | Проверка отсутствующих, готовности к уроку. | Учащиеся делятся на три группы, выбирают ответственного за работу группы |
Введение в новую тему 9 мин. | Зачитывается тема урока. Обозначаются проблемные вопросы к уроку. Дается инструкция по работе в группах | Учащиеся записывают тему и план урока. |
Новый материал 30 мин. | Учитель рассказывает о расстановке политических сил после февраля. Организует работу с документами Учитель комментирует деятельность Временного правительства в условиях кризиса Рассказ учителя о приезде лидеров большевиков в Петроград Организация просмотра видеофрагмента Эвристическая беседа о программе партии большевиков «Апрельские тезисы» Учитель организует работу в группах со сравнительной таблицей «Кризисы Временного правительства» Комментирует выводы групп по сравнительному анализу кризисов Временного правительства | Сообщение «Апрельский кризис власти» «Июньский кризис власти» «Июльский кризис власти» |
Закрепление 5 мин. | Проблемная беседа по вопросам, обозначенным в начале урока | Учащиеся отвечают, дополняют друг друга, вносят коррективы в свои записи. |
Домашнее задание | | |