Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству
по теме: «Путешествие в мир искусства. Музеи России»
ТДЦ:
Обучающая:
Знать ведущие художественные музеи России (место нахождение, узнавание по внешнему облику)
Знать виды художественных музеев (народного искусства, дизайна, архитектуры)
Уметь правильно рассматривать картину в музее.
Воспитывающая:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Развивающая:
Уметь ориентироваться в учебнике
Участвовать в беседе о живописи.
Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Получить представление о роли искусства в жизни человека.
Развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Информационные ресурсы: электронная презентация «Музеи России»,набор репродукций большого формата, учебник, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Организационный момент 3 мин | Создать условия для включения в учебно -познавательную деятельность Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи | 1.Визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Проверка наличия принадлежностей. 2.Постановка проблемы: Экскурсия в мастерскую художника И.Шишкина г. Елабуга ( уч. Стр10) Для чего люди создают музеи 3. После ответов учеников конкретизирует тему урока (записывает на доске) Дается определение музею | Организация рабочего места Работа с учебником: рассматривание изображения в учебнике Выводы по работе: Что находится в комнате музея? Какой самый главный экспонат в комнате? Для чего нужны людям музеи? Формулировка определения (фронтальная работа) Формулировка и пояснение темы урока | Организовано внимание учащихся Дети включены в работу Дано определение музея. Определена тема урока |
Актуализация знаний учащихся 10 мин | Участвовать в беседе о живописи высказывать свое мнение. | Показ презентации «Музеи России» Государственный музей изобразительных искусств им.Пушкина (Москва) Третьяковская галерея (Москва) Дом-музей В.Васнецова Эрмитаж (Санкт-Петербург) Русский музей и др. Уч. Стр. 4-5 Задания: Запомнить названия музеев и где они находятся. Для чего люди создали музеи Как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира. | | Дети знают о крупных музеях России, их место нахождении. Получили представление о роли искусства в жизни человека. |
Практическая работа Игра (вместо зарядки) 10 мин 5 минут | Обучение умению правильно рассматривать картину | 1)Игра: как правильно смотреть картину в музее. Напоминает правило, помогает справиться с заданием. Напоминает общие правила поведения в музее. 2) Виды изобразительного искусства. Живопись. | Дети встали из за парт, как на экскурсии подошли к репродукциям (как в музее) и используя правило учебника, стр.5 рассмотрели картины (комментируя свои действия) Самостоятельная работа с учебником стр. 6-9 Работа в парах | Дети научились видеть картину в целом, детали картины и технику исполнения. Дети умеют высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Самостоятельно находить сюжет картины, определять роль цвета, настроение. |
Практическая работа в рабочей тетради 7 мин | Развитие мелкой моторики, навыков работы с графическими материалами | Объясняет этапы выполнения практической работы | Выполняют творческую работу | Научились выполнять ассоциативные упражнения по передаче цвета. |
Подведение итогов урока. 3 мин | Выявить уровень достижения ТДЦ | Выставка достижений учащихся.Комментирует ответы учеников, показывает удачные работы учащихся. | Анализируют работы одноклассников, учатся находить удачные художественные приемы. | Дана объективная оценка и самооценка творческих работ. |
Домашнее задание 2 мин | Применение полученных знаний на практике | Комментирует домашнее задание: Узнать о жизни и творчестве художников: В.Поленова, В.Кандинского, В.Васнецова | Записывают задание в дневник. | Выполнение домашнего задание в соответствие со способностями |
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству
по теме: «Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника - живописца»
ТДЦ:
Обучающая:
Знать живопись, как вид изобразительного искусства. Изучить особенности материалов и инструментов для живописи.
Знать ключевые слова: картина, холст, пятно.
Повторить основы цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, основные и дополнительные цвета, контрасные и нюансные цвета, колорит, теплые и холодные цвета.
Обучение умению работать с живописными материалами.
Воспитывающая:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Развивающая:
Уметь ориентироваться в учебнике
Участвовать в беседе о живописи.
Развивать зрительное восприятие различных цветовых оттенков, умение соотносить вкус и цвет.
Развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Информационные ресурсы: электронная презентация «Цвет в живописи», цветовой круг, учебник, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Организационный момент 3 мин | Создать условия для включения в учебно -познавательную деятельность Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи | 1.Визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Проверка наличия принадлежностей. 2.Постановка проблемы: Экскурсия в мастерскую художника – живописца. Уч. Стр 14 Что пишет художник? Какие художественные материалы есть в мастерской художника? Какие средства живописи вы знаете. 3. После ответов учеников конкретизирует тему урока (записывает на доске) | Организация рабочего места Работа с учебником: рассматривание изображения в учебнике. Выявить главную информацию из текста с. 14. Ответы на вопросы. (фронтальная работа) Формулировка и пояснение темы урока | Организовано внимание учащихся Дети включены в работу Определена тема урока |
Актуализация знаний учащихся 10 мин | Участвовать в беседе о живописи высказывать свое мнение. | Показ презентации «Цвет и свет» Контрастные и нюансные цвета, колорит, теплый и холодный цвет, основные и дополнительные цвета. Задания: Назвать три основных цвета. Назвать теплые и холодные цвета Дать определение контрастным и нюансным цветам Три основные характеристики цвета | Работа в паре : Проверти друг друга на знание Контрастных Нюансных цветов | Дети повторили материал по цветоведению и получили новые знания о цветах |
Физкультминутка 2 мин | Снятие эмоционального напряжения | Наши алые цветки Распускают лепестки. (аскрывают пальчикиРаскрывают пальчики, и кисти рук поворачивают влево-вправо.) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышит. (Пошевелить пальчиками) Наши алые цветки, Закрывают лепестки. | Стоя выполняют упражнения | Снятие эмоционального напряжения. |
Практическая работа в альбоме 15 мин | Развитие мелкой моторики, навыков работы с живописными материалами | Объясняет этапы выполнения практической работы Нарисовать картину, где есть все цвета цветового круга. Придумать рассказ к своему рисунку | Выполняют творческую работу | Научились выполнять ассоциативные упражнения по передаче цвета. |
Подведение итогов урока. 3 мин | Выявить уровень достижения ТДЦ | Выставка достижений учащихся. Комментирует ответы учеников, показывает удачные работы учащихся. | Слушают рассказы по рисункам. Анализируют работы одноклассников, учатся находить удачные художественные приемы. | Дана объективная оценка и самооценка творческих работ. |
Домашнее задание 5 мин | Применение полученных знаний на практике | Комментирует домашнее задание: Что нужно приготовить для занятий живописью. Рис. Стр15 Подготовить все необходимое для живописи, как показано на рисунке. Придумать новые рецепты приготовления красок. | Записывают задание в дневник. | Выполнение домашнего задание в соответствие со способностями |
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству
по теме: «декоративное искусство вокруг нас»
ТДЦ:
Обучающий аспект:
Изучение понятия «декоративное рисование»,
Изучение приемов декоративного рисования
(найти разницу между декоративным и реалистическим рисованием)
Воспитывающий аспект:
Воспитание интереса к изобразительному искусству, аккуратности при работе с художественными материалами.
Развивающий аспект:
Развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний,
Умения использовать в творческой работе графические материалы.
Оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Для учащихся графические материалы (фломастеры, гелевые ручки)
Информационные ресурсы: электронная презентация «Предметы декоративного искусства», учебник, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Организационный момент 3 мин | Создать условия для включения в учебно -познавательную деятельность | Визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Проверка наличия принадлежностей. Постановка проблемы: - рассмотреть изображения ( уч. Стр.72) - сравнить цвет форму изображаемых объектов в жизни и на рисунках - какие ты можешь сделать выводы, - объясни, чем декоративное рисование отличается от реалистического. 3. После ответов учеников конкретизирует тему урока (записывает на доске) Дается определение понятию «декоративное рисование» | Организация рабочего места Работа с учебником: рассматривание и сравнивание изображений в учебнике и в жизни. Выводы по работе Формулировка определения (фронтальная работа) Формулировка и пояснение темы урока | Организовано внимание учащихся Дети включены в работу Дано определение декоративному рисованию. Определена тема урока |
Актуализация знаний учащихся 3 мин | Изучение приемов, с помощью которых художник превратил орнамент на шляпках грибов из природного в декоративный, как изобразил елочки используя фантазию. | Показ презентации «Изделия декоративного искусства» (напольная мозаика, витраж, изделия декоративно – прикладного искусства) Уч. Стр. 70-71 Задания: Рассмотреть изделия декоративно-прикладного искусства. Из какого материала они изготовлены? Как один и тот же образ меняется в зависимости от материала из которого они изготовлены. | Анализируют рисунки художника Уч. Стр 72 | Освоение приемов работы в декоративном стиле. |
Физкульт минутка 2 мин | Снятие эмоционального напряжения | Ну, волшебные дела! Пишет палочка сама! На листе и на газете, Пишут взрослые и дети, Пишут в школе, пишут в доме, И в тетрадке, и в альбоме. Пишет Слава, пишет Коля, Старшая сестренка Оля… Пояснил мне папа наш: Это просто карандаш! | Стоя выполняют упражнения | Снятие эмоционального напряжения |
Практическая работа 25 мин | Закрепление учебного материала | Постановка учебного задания 1 этап практической работы выполняется в рабочих тетрадях 2 этап работы – творческое задание в альбоме: нарисовать декоративные овощи и фрукты фломастером или гелевыми ручками . (по образцу или самостоятельно Пусть сосед по парте отгадает, какие фрукты ты нарисовал. | Выполнение работы в рабочей тетради: дорисовать поднос, раскрасить овощи и фрукты. Стр. 12 - 13 Работа в паре | Приобретение навыков декоративного рисования |
Подведение итогов урока 4 мин | Выявить уровень достижения ТДЦ | Организует рефлексивную деятельность учащихся Игра: Учитель выбирает самые интересные творческие работы детей. Чем мне понравилась эта работа? | Дети, отвечая на вопрос учителя, учатся анализировать работы, замечать удачные декоративные приемы, находить достоинства в работе товарища и использовать их в своей работе | Дана объективная оценка и самооценка творческих работ. |
Домашнее задание 3 мин | Применение полученных знаний на практике | Комментирует домашнее задание: Нарисовать декоративные деревья. - по образцу в учебнике, - самостоятельно, используя творческие приемы. | Записывают задание в дневник | Выполнение домашнего задание в соответствие со способностями |
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству
по теме: «Народное искусство. Росписи Северной Двины.»
ТДЦ:
Обучающая:
Знать мир народного искусства, как часть народной культуры.
Выделять и оценивать цветовую гамму изделий.
Изучать последовательность работы и образцы.
Уметь искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины.
Воспитывающая:
Воспитание интереса к изобразительному искусству, к мастерам народного искусства, уважения к их труду.
Развивающая:
Уметь ориентироваться в учебнике
Участвовать в беседе о живописи.
Умение выполнять задание по образцу, в определенной последовательность
Получить представление о роли искусства в жизни человека.
Развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Информационные ресурсы: электронная презентация «Пермогорская роспись», учебник, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Организационный момент 3 мин | Создать условия для включения в учебно -познавательную деятельность Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи | 1.Визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Проверка наличия принадлежностей. 2.Постановка проблемы: В час раздумий, в час мечтаний, В тихий отдых от забот, В свете северных сияний У мятежных вод Кто-то создал эту сказку… В.Брюсов Учитель знакомит детей с образцами росписи Северной Двины Как ты думаешь, как северная природа отразилась в этих росписях? 3. После ответов учеников конкретизирует тему урока (записывает на доске) Дается определение музею | Организация рабочего места Работа с учебником: Стр. 94 – 95 рассматривание изображения в учебнике. Сравнивание различных видов росписи (Пермогорской, Ракульской, Борецкой) Выводы по работе. По элементам По форме По цвету (фронтальная работа) Формулировка и пояснение темы урока | Организовано внимание учащихся Дети включены в работу Дети научились сравнивать различные виды росписи |
2.Актуализация знаний учащихся 7 мин | Участвовать в беседе о живописи высказывать свое мнение. | Показ презентации «Пермогорская роспись» Основные элементы росписи Задания: Назвать основные цвета росписи Назвать основные элементы росписи | | Дети знают об особенностях Пермогорской росписи, ее основных элементах. Получили представление о роли народного искусства в жизни человека. |
3.Физкульт минутка 2 мин | Снятие эмоционального напряжения | | Стоя выполняют упражнения | Снятие эмоционального напряжения |
4.Практическая работа 1) в рабочей тетради 2) В альбоме 25 мин | Развитие мелкой моторики, навыков работы с графическими материалами Восстановить самостоятельно элементы пермогорской росписи. Используя инструкцию учебника. | Объясняет этапы выполнения практической работы Расписать кухонную доску ракульскими узорами Расписать туесок пермогорскими узорами. Контролирует выполнение работы. Проводит индивидуальную работу с учениками. | Выполняют работу по инструкции Повторяют на альбомном листе элементы пермогорской росписи Используя инструкцию учебника. | Научились выполнять ассоциативные упражнения по передаче цвета. Получили навыки северодвинской росписи |
5.Подведение итогов урока. 3 мин | Выявить уровень достижения ТДЦ | Выставка достижений учащихся. Комментирует ответы учеников, показывает удачные работы учащихся. | Анализируют работы одноклассников, учатся находить удачные художественные приемы. | Дана объективная оценка и самооценка творческих работ. |
6.Домашнее задание 2 мин | Применение полученных знаний на практике | Комментирует домашнее задание: Найти информацию о мастерах, живущих на берегах реки Северная Двина | Записывают задание в дневник. | Выполнение домашнего задание в соответствие со способностями |
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству
по теме: Росписи Северной Двины. Пермогорские узоры. Птица сирин»
ТДЦ:
Обучающая:
Знать мир народного искусства, как часть народной культуры.
Выделять и оценивать цветовую гамму изделий.
Изучать последовательность работы выполнения птицы Сирин.
Уметь выполнять работу по образцу, используя инструкции.
Уметь самостоятельно выполнять творческую работу.
Воспитывающая:
Воспитание интереса к изобразительному искусству, уважение и восхищение трудом мастеров народного искусства.
Развивающая:
Уметь ориентироваться в учебнике
Участвовать в беседе о живописи.
Умение выполнять задание по образцу, в определенной последовательность
Получить представление о роли народного искусства в жизни человека.
Развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Информационные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Организационный момент 3 мин | Создать условия для включения в учебно -познавательную деятельность Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи | 1.Визуальная проверка готовности учащихся к уроку. Проверка наличия принадлежностей. 2.Постановка проблемы: В час раздумий, в час мечтаний, В тихий отдых от забот, В свете северных сияний У мятежных вод Кто-то создал эту сказку… В.Брюсов Учитель знакомит детей с образцами росписи Северной Двины Как ты думаешь, как северная природа отразилась в этих росписях? 3. После ответов учеников конкретизирует тему урока (записывает на доске) Дается определение музею | Организация рабочего места Работа с учебником: Стр. 94 – 95 рассматривание изображения в учебнике. Сравнивание различных видов росписи (Пермогорской, Ракульской, Борецкой) Выводы по работе. По элементам По форме По цвету (фронтальная работа) Формулировка и пояснение темы урока | Организовано внимание учащихся Дети включены в работу Дети научились сравнивать различные виды росписи |
2.Актуализация знаний учащихся 7 мин | Участвовать в беседе о живописи высказывать свое мнение. | Показ презентации «Пермогорская роспись» Основные элементы росписи Задания: Назвать основные цвета росписи Назвать основные элементы росписи | | Дети знают об особенностях Пермогорской росписи, ее основных элементах. Получили представление о роли народного искусства в жизни человека. |
3.Физкульт минутка 2 мин | Снятие эмоционального напряжения | | Стоя выполняют упражнения | Снятие эмоционального напряжения |
4.Практическая работа 1) в рабочей тетради 2) В альбоме 25 мин | Развитие мелкой моторики, навыков работы с графическими материалами Восстановить самостоятельно элементы пермогорской росписи. Используя инструкцию учебника. | Объясняет этапы выполнения практической работы Расписать кухонную доску ракульскими узорами Расписать туесок пермогорскими узорами. Контролирует выполнение работы. Проводит индивидуальную работу с учениками. | Выполняют работу по инструкции Повторяют на альбомном листе элементы пермогорской росписи Используя инструкцию учебника. | Научились выполнять ассоциативные упражнения по передаче цвета. Получили навыки северодвинской росписи |
5.Подведение итогов урока. 3 мин | Выявить уровень достижения ТДЦ | Выставка достижений учащихся. Комментирует ответы учеников, показывает удачные работы учащихся. | Анализируют работы одноклассников, учатся находить удачные художественные приемы. | Дана объективная оценка и самооценка творческих работ. |
6.Домашнее задание 2 мин | Применение полученных знаний на практике | Комментирует домашнее задание: Найти информацию о мастерах, живущих на берегах реки Северная Двина | Записывают задание в дневник. | Выполнение домашнего задание в соответствие со способностями |