Автор | Влазнев Пётр Васильевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СШ № 34» города Смоленска |
Предмет | ОБЖ Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, |
Класс | 7 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология урока | Технология развития критического мышления, ИКТ |
Цель | формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора обучающихся, проектирование правил безопасного поведения в лесу в пожароопасный сезон. |
Тема | «Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация». |
Задачи | 1.Образовательные (предметные результаты) Дать представление о лесных и торфяных пожарах. Научить различать типы пожаров. Научить учащихся выявлять основные причины лесных пожаров, развитие самостоятельной деятельности, усиление активации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; 2. Развивающие (метапредметные результаты): Развитие познавательного интереса посредством ИКТ Осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека. Содействие формированию пониманию и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру; Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 3. Воспитательные (личностные результаты) Научить оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека Прививать навыки осторожного обращения с огнём Ориентироваться на месте, вырабатывать мужество, находчивость и самоотверженность. Воспитывать культуру общения при работе в мини группах и коллективе; Воспитывать бережное отношение к природе и необходимости её охране; Воспитывать настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов. |
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: технологии развивающего обучения; игровые технологии; технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного диалога (постановка проблемы; актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; побуждающий или подводящий диалог для совместного открытия знаний; работа с учебником – продуктивное чтение, работа с практикумом – самостоятельное применение знаний); технология оценивания учебных достижений; алгоритм самооценки. Планируемые образовательные результаты |
Предметные Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Метапредметные Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные УУД: изучить виды пожаров, познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, познакомиться с последствия возникновения лесных пожаров. Коммуникативные УУД: владение приемами и навыками общения со взрослыми; : владение приемами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения. слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные результаты: Сформировать познавательный интерес к предмету, позитивное отношение к природе необходимости её охраны и бережном отношении. учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров; сформировать представление о важности бережного отношения к природе; осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии |
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Лесной пожар, противопожарный сезон, низовой пожар, верховой пожар, подземный или торфяной пожар. |
Вид используемых на уроке ИКТ | Мультимедийная установка , слайд-презентация поясняющая основные понятия |
Образовательные ресурсы | Учебник: |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
1.Организационный этап. | |
Деятельность учителя. Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих | Деятельность учащихся. Приветствуют учителя, слушают, принимают участие в диалоге. | Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; | Предметные результаты | Метапредметные УУД. Познавательные УУД: Слушают учителя Коммуникативные УУД: Принимают участие в диалоге с учителем Регулятивные УУД: Демонстрируют готовность к уроку: Готовят рабочее место к уроку. | Личностные результаты: Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы,. |
Деятельность учителя. (Звучит пожарная сирена).Учитель спрашивает: «?то случилось?» Учитель ведет беседу: Когда звучит пожарная сирена? А, где может произойти пожар? Да, вы правы. Пожары могут произойти везде. Я и ты за все в ответе, Так не забудь об одном: Не стоит никому на свете Шутить с огнем! Скажите, пожайлуста, как называется тема нашего урока. Предлагает учащимся разбиться на пары, для ответа на проблемы. | Деятельность учащихся.Дети отвечают: «Звучит пожарная сирена». Дети продолжают беседу: Когда случается пожар. В школе, дома, на улице, в лесу. Дети отвечают название темы урока. Дети разбиваются на пары. | Озвучивает тему урока. Предлагает разбиться на пары. В парах ответить на поставленные проблемные ситуации. . | Работают в парах. Рассказывают алгоритм действий. Отчет по парам. Работа с таблицей по заполнению 1 колонки таблицы. | | |
3.Постановка учебных задач. Формулировка образовательных, развивающих, воспитательных задач; мотивация на их принятие; планируемые результаты. |
Деятельность учителя. Задает вопросы. Как вы думаете, что какое пожар? Что в основном в лесу может гореть? Что такое торф? А что вам о нем известно? | Дети отвечают. Пожар –это неконтролируемый процесс горения. Лес, торф. Торф – это горючее полезное ископаемое Торф образовался из остатков мха, без доступа кислорода. | Предлагает заполнить 1 колонку таблицы
|
| Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных. |
4.Изучение нового материала. |
Объяснение нового материала, сопровождаемое показом презентации «Лесные и торфяные пожары и их характеристика». | 1.Просмотр презентации и прослушивание доклада. 2. Выполняют задание. 3.Последствия пожаров. Оформляют кластер. Работают в парах.
| 1.Делятся впечатлениями по теме доклада. 2.Задание. Заполните схему «Причины массовых пожаров в лесах и на торфяниках» (учебник, стр. 122).
3. Оформите свои предположения с помощью кластера
| Предметные: изучают правила поведения. | Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные:познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; ,готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми); |
Предлагает выполнить практическую работу. Задание. Составление таблицы – памятки « Характеристика различных типов лесных пожаров».
| Выполняют практическую работу. Составляют таблицу - памятку. Отвечают на задаваемые вопросы | Предлагает заполнить 2 колонку таблицы
|
|
|
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Физкультминутка! Мы с вами много работали, устали, а теперь все дружно встали. Так давайте отдохнём, физкультминутку для глаз проведем. Посмотрите вверх-вниз. Посмотрите направо, налево. Посмотрите вдаль – на кончик носа. Закройте глаза, не открываете, пока не досчитаете до 20. |
|
5. Первичное закрепление. |
Раздает ученикам карточки с ситуационными задачами.
| Работают в парах. Отвечают на вопросы по карточкам. | Задача 1. Вы находитесь в лесу с друзьями. Неожиданно вы видите дым и языки пламени, которые лижут стволы и кроны деревьев. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации? Задача 2. Находясь в сельской местности, вы увидели, что горит хлебное поле. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?
|
| Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации Познавательные: познакомиться с последствия возникновения пожаров.лесных | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных. |
6.Закрепление материала. |
Задание. Игра «Запрещено –разрешено» Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете зеленые | Учащиеся выполняют указания учителя. Изучают правила поведения. | 1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 ( + ) 2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара ( + ) 3. Бросать горящие спички, окурки. ( - ) 4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( - ) 5. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. ( + ) 6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - ) 7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - ) 8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + ) карточка, если оно разрешено и красные – если запрещено. 9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. ( + ) 10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). ( + ) 11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - ) 12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. ( + ) 13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )
|
| Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими. Познавательные: выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных. |
6.Рефлексия. |
Деятельность учащихся. Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос. Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполнения задания. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Деятельность учителя. 1.Самостоятельное применение знаний. Работа в паре. 2.Взаимопроверка. Организует беседу с классом по вопросам:
3.Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе объективную оценку за урок. Критерии: Оценка «5» , если нет ошибок; Оценка «4», если допущена незначительная ошибка; Оценка «3», если допущены две ошибки. (слайд) 4 Задает задание на дом: § 5.1, . Выставление оценок в журнал и дневник. | Предлагает заполнить 3 колонку таблицы Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились Творческие задания: 1) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара; 2) подобрать материал о лесных пожарах Смоленской области | | Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими. Познавательные: выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Личностные: социально-психологические ( качество отношений с окружающими людьми). |