Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Мценск
Физика - одна из основ современной техники. Это означает, что различные технические устройства основаны на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.
Развитие техники зависит от умения использовать громадную внутреннюю энергию топлива.
Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, солнечная энергия, энергия приливов и отливов.
Поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.
Таким образом, машина– устройство, которое служит для преобразования одного вида энергии в другой. Другого назначения у машин нет.
Разнообразие видов тепловых машин указывает лишь на различие в конструкции и принципах преобразования энергии. Машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию, называются тепловыми двигателями.
Тепловые машины очень сильно изменили содержание человеческого труда. Именно применение этих машин позволило человечеству шагнуть в космос, раскрыть тайны морских глубин. Уровень развития любой страны определяется тем, какое количество различных машин приходится на душу населения.
Наиболее распространённым в настоящее время является двигатель внутреннего сгорания. На уроке физики в 8 классе по теме «Двигатель внутреннего сгорания» учащиеся знакомятся с физическими принципами действия тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания. С целью повышения интереса учащихся на уроке демонстрируется модель двигателя внутреннего сгорания. В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, планируют свою собственную познавательную деятельность и самостоятельно делают выводы о принципе работы и применении двигателя внутреннего сгорания.
Актуальность предлагаемого материала заключается в том, что применение двигателей внутреннего сгорания чрезвычайно разнообразно. Они приводят в движение самолёты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы, автомобили. Мощные двигатели внутреннего сгорания устанавливают на речных и морских судах.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - физика | Класс - 8 | |
Тема урока: «Двигателя внутреннего сгорания.» |
Тип урока: урок «открытие» новых знаний |
Цель урока -. Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания. Развивать умение работать с текстом учебника (находить ответы на предложенные вопросы), пользоваться таблицами; сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя). |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, объяснять полученные результаты и делать выводы, уметь объяснять какие процессы происходят в двигателе в течение каждого из четырёх тактов, использовать полученные знания в повседневной жизни, приводить примеры использования тепловых двигателей. | Регулятивные УУД: - продолжить формирование умений ставить цели, - соотносить свои действия с планируемыми результатами, - осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: - анализировать информацию, - устанавливать причинно-следственные связи, - проводить умозаключение и делать выводы, - вырабатывать умения находить необходимую информацию в тексте. Коммуникативные УУД: - умение общаться в коллективе и строить диалог, - развивать монологическую и диалогическую речь. | - сформировать познавательную активность, - развивать творческие способности и практические умения, - самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий, - развивать творческую инициативу. |
Словарь урока: двигатель внутреннего сгорания, мёртвые точки, ход поршня, |
Ресурсы урока: учебник Физика 8 класс А.В. Перышкин, Сборник задач по физике 7-9 класс А.В. Перышкин, модель двигателя внутреннего сгорания, проектор, презентация, оценочные листы. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент | Определяет готовность учащихся. Создание положительного эмоционального настроя учащихся: - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. | Ответ на приветствие учителя, положительный настрой на урок. |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Эпиграфом урока я взяла стихотворение Валерия Брюсова: Вращайтесь, мощные колеса, Свистите, длинные ремни, Горите свыше, впрямь и косо, Над взмахами валов, огни! Пуды, бросая, как пригоршню, В своем разлете роковом Спешите, яростные поршни, Бороться с мертвым естеством! Повторение материала. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд и назвать ключевое слово по вертикали. Кроссворд. 1.Один из способов изменения внутренней энергии тела(теплопередача). 2. промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо). 3.Кинетическая, потенциальная, внутренняя (энергия). 4.Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь). 5.От этой величины зависит скорость движения молекул (температура). 6.Единица измерения мощности (Ватт). 7.Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение). 8.Единица измерения энергии (Джоуль). 9. Один из видов теплопередачи (излучение). Получили слово-двигатели. | Строить высказывания Выдвигать версии, обнаруживать и формулировать учебную проблему, наблюдать, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения признаков, Отстаивать точку зрения Учащиеся отвечают на вопросы учителя. После разгадывания кроссворда, получили ключевое слово-двигатель. Учащиеся делают вывод, что на уроке будем изучать двигатели. |
3 этап. Актуализация знаний. | А сейчас ребята, вам нужно дать определения понятий, которые записаны на доске. Энергия-физическая величина, характеризующая способность тела, совершать работу. Механическая энергия – сумма кинетической и потенциальной энергии тел. Кинетическая энергия – это энергия, которой обладает тело вследстиве своего движения. Потенциальная энергия – это энергия которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. Внутренняя энергия - это сумма кинетической энергии всех молекул из которых состоит тело и потенциальной энергии их взаимодействия. 6. Назовите способы изменения внутренней энергии. 7. Как вы думаете о каком способе изменения внутренней энергии пойдет речь сегодня на уроке. | Вспоминают, изученный ранее материал, отвечают на вопросы. Выдвигают версии, уточняют, дополняют. Отстаивают свою точку зрения, делать выбор, строят логические цепочки рассуждений. |
4 этап. Целеполагание и планирование. | Вопрос: Как можно с помощью данных приборов (пробирка с водой, пробка, спиртовка, штатив с лапкой) преобразовать внутреннюю энергию топлива в механическую. Тема нашего урока: Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Учащиеся обсуждают и делают выводы. Здесь энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершил работу-поднял пробку. Следовательно, газ и пар совершили работу. Составляют примерный план урока: На уроке будем изучать работу газа и пара, двигатели. Записывают тему в тетрадь |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Как вы считаете, если стеклянную пробирку заменить прочным металлическим цилиндром, а пробку – поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то какое устройство можно получить? Какие превращения энергии происходили в пробирке с водой, закрытой пробкой, при её нагревании на спиртовке? Учитель называет виды тепловых двигателей, показывает модель двухтактного двигателя внутреннего сгорания, знакомит учащихся с устройством двигателя внутреннего сгорания. Почему так его называют, на каком топливе работает, где устанавливают, каковы основные части двигателя. Сейчас каждый работает с учебником. Нужно найти в учебнике определения следующих понятий. Мертвые точки – крайние положения поршня в цилиндре. Ход поршня – расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой. Почему двигатель называется четырехкратным? Одни рабочий цикл в двигателе происходит за четыре хода поршня, как говорят за четыре такта. Один такт двигателя – один ход поршня, совершающийся за пол-оборота коленчатого вала. Дальше работаем в группах. Заполняем таблицу. Первая группа заполняет- 1 столбец. вторая -2 столбец, третья группа заполняет -3, четвёртая -4 столбец. Для этого прочитайте текст п.22 стр. 66 (п.1-4) и выпишите необходимую информацию по плану. (оценочная таблица) | Находят ответ в п.21 стр.64-1абз. (двигатель) Внутренняя энергия превращается в механическую. Учащиеся записывают в тетрадях название основных частей ДВС, знакомятся с работой ДВС. Учащиеся работают в малых группах, находят ответы по учебнику Учащиеся выпишите необходимую информацию, заполняют таблицу. Каждая группа объясняет, что происходит в одном из тактов. Учащиеся уточняют, дополняют. Отстаивают свою точку зрения. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (первичное закрепление) | Итог. 1. Назовите 4 такта работы двигателя внутреннего сгорания. 2. Какой из тактов двигателя совершает механическую работу? 3. Что происходит с энергией топлива? Первичное закрепление изученного материала. Каждой группе дается по два рисунка. На рисунках показаны различные положения поршня и клапанов. Определите, какой такт показан на рисунке. | Учащиеся отвечают на вопросы. Рисунки, на которых показаны различные положения поршня и клапанов. Определяют, какой такт показан на рисунке. (на оценочном листе) |
7 этап. Рефлексия и оценивание. | рефлексия: 1 такт - я пассивно слушал 2 такт – я не все понял 3 такт – я все понял 4 такт – я ничего не понял При выходе из класса оставьте один такт, который к вам подходит на своем рабочем месте. Предлагаю вам продолжить фразы для того чтобы оценить чему вы научились сегодня на уроке: Сегодня я узнал… Теперь я могу… Было трудно… Оцените свою работу и работу своих партнеров на уроке. Выставление оценок. Подведение итога урока: О чем сегодня шла речь на уроке. | Записывают продолжение фраз (в оценочных листах.) Определяют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы, сверяют заполненные таблицы с таблицей на экране сегодня на уроке изучили устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего сгорания. |
8 этап. Домашнее задание. | §21,22 Подготовить сообщение с презентацией о других видах тепловых машин. Реактивные двигатели, турбины, паровые машины По плану: 1) история развития; 2) современное применение двигателей; 3) их влияние на окружающую среду. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Подписать такты двигателя. 1-в Подписать такты двигателя. В-2
Кроссворд.
1.Один из способов изменения внутренней энергии тела(теплопередача).
2. промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо).
3.Кинетическая, потенциальная, внутренняя (энергия).
4.Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь).
5.От этой величины зависит скорость движения молекул (температура).
6.Единица измерения мощности (Ватт).
7.Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение).
8.Единица измерения энергии (Джоуль).
9. Один из видов теплопередачи (излучение).