СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме:«Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по физике для 8 класса.Оценочный лист. кроссворды.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме:«Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №7»











Урок физики

по теме

«Двигатель внутреннего сгорания»

7 класс











Разработала:

Горбачева Лидия Кузьминична,

учитель физики













2017 год

г. Мценск

Оглавление


1.

Введение

3

2.

Основная часть (технологическая карта урока)

4-7

3.

Список использованной литературы

8

4.

Приложение

9-10














































Введение

Физика - одна из основ современной техники. Это означает, что различные технические устройства основаны на использовании явлений и законов природы, открытых и изученных в физике.

Развитие техники зависит от умения использовать громадную внутреннюю энергию топлива.

Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, солнечная энергия, энергия приливов и отливов.

Поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.

Таким образом, машина– устройство, которое служит для преобразования одного вида энергии в другой. Другого назначения у машин нет.

Разнообразие видов тепловых машин указывает лишь на различие в конструкции и принципах преобразования энергии. Машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию, называются тепловыми двигателями.

Тепловые машины очень сильно изменили содержание человеческого труда. Именно применение этих машин позволило человечеству шагнуть в космос, раскрыть тайны морских глубин. Уровень развития любой страны определяется тем, какое количество различных машин приходится на душу населения.

Наиболее распространённым в настоящее время является двигатель внутреннего сгорания. На уроке физики в 8 классе по теме «Двигатель внутреннего сгорания» учащиеся знакомятся с физическими принципами действия тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания. С целью повышения интереса учащихся на уроке демонстрируется модель двигателя внутреннего сгорания. В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, планируют свою собственную познавательную деятельность и самостоятельно делают выводы о принципе работы и применении двигателя внутреннего сгорания.

Актуальность предлагаемого материала заключается в том, что применение двигателей внутреннего сгорания чрезвычайно разнообразно. Они приводят в движение самолёты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы, автомобили. Мощные двигатели внутреннего сгорания устанавливают на речных и морских судах.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - физика

Класс - 8


Тема урока: «Двигателя внутреннего сгорания.»

Тип урока: урок «открытие» новых знаний

Цель урока -. Формирование понятий и представлений о тепловом двигатели, его видах, принципе действия двигателя внутреннего сгорания.

Развивать умение работать с текстом учебника (находить ответы на предложенные вопросы), пользоваться таблицами; сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, объяснять полученные результаты и делать выводы,

уметь объяснять какие процессы происходят в двигателе в течение каждого из четырёх тактов,

использовать полученные знания в повседневной жизни, приводить примеры использования тепловых двигателей.

Регулятивные УУД:

- продолжить формирование умений ставить цели,

- соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- анализировать информацию,

- устанавливать причинно-следственные связи,

- проводить умозаключение и делать выводы,

- вырабатывать умения находить необходимую информацию в тексте.

Коммуникативные УУД:

- умение общаться в коллективе и строить диалог,

- развивать монологическую и диалогическую речь.

- сформировать

познавательную активность,

- развивать творческие способности и практические умения,

- самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий,

- развивать творческую инициативу.

Словарь урока: двигатель внутреннего сгорания, мёртвые точки, ход поршня,

Ресурсы урока: учебник Физика 8 класс А.В. Перышкин, Сборник задач по физике 7-9 класс А.В. Перышкин, модель двигателя внутреннего сгорания, проектор, презентация, оценочные листы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Определяет готовность учащихся. Создание положительного эмоционального настроя учащихся:

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Ответ на приветствие учителя, положительный настрой на урок.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Эпиграфом урока я взяла стихотворение Валерия Брюсова:

Вращайтесь, мощные колеса,

Свистите, длинные ремни,

Горите свыше, впрямь и косо,

Над взмахами валов, огни!

Пуды, бросая, как пригоршню,

В своем разлете роковом

Спешите, яростные поршни,

Бороться с мертвым естеством!

Повторение материала.

Прежде, чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд и назвать ключевое слово по вертикали.

Кроссворд.

  1. 1.Один из способов изменения внутренней энергии тела(теплопередача).

  2. 2. промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо).

  3. 3.Кинетическая, потенциальная, внутренняя (энергия).

  4. 4.Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь).

  5. 5.От этой величины зависит скорость движения молекул (температура).

  6. 6.Единица измерения мощности (Ватт).

  7. 7.Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение).

  8. 8.Единица измерения энергии (Джоуль).

9. Один из видов теплопередачи (излучение).

Получили слово-двигатели.


Строить высказывания

Выдвигать версии, обнаруживать и формулировать учебную проблему, наблюдать, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения признаков,

Отстаивать точку зрения










Учащиеся отвечают на вопросы учителя. После разгадывания кроссворда, получили ключевое слово-двигатель.

Учащиеся делают вывод, что на уроке будем изучать двигатели.

3 этап. Актуализация знаний.

А сейчас ребята, вам нужно дать определения понятий, которые записаны на доске.

  1. Энергия-физическая величина,

характеризующая способность тела, совершать работу.

  1. Механическая энергия – сумма кинетической и потенциальной энергии тел.

  2. Кинетическая энергия – это энергия, которой обладает тело вследстиве своего движения.

  3. Потенциальная энергия – это энергия которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.

  4. Внутренняя энергия - это сумма кинетической энергии всех молекул из которых состоит тело и потенциальной энергии их взаимодействия.

6. Назовите способы изменения внутренней энергии.

7. Как вы думаете о каком способе изменения внутренней энергии пойдет речь сегодня на уроке.


Вспоминают, изученный ранее материал, отвечают на вопросы.

Выдвигают версии,

уточняют, дополняют.

Отстаивают свою точку зрения,

делать выбор,

строят логические цепочки рассуждений.


4 этап. Целеполагание и планирование.

Вопрос: Как можно с помощью данных приборов (пробирка с водой, пробка, спиртовка, штатив с лапкой) преобразовать внутреннюю энергию топлива в механическую.








Тема нашего урока: Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Учащиеся обсуждают и делают выводы. Здесь энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершил работу-поднял пробку. Следовательно, газ и пар совершили работу.

Составляют примерный план урока:

На уроке будем изучать работу газа и пара, двигатели.


Записывают тему в тетрадь


5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Как вы считаете, если стеклянную пробирку заменить прочным металлическим цилиндром, а пробку – поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то какое устройство можно получить?

Какие превращения энергии происходили в пробирке с водой, закрытой пробкой, при её нагревании на спиртовке?


Учитель называет виды тепловых двигателей, показывает модель двухтактного двигателя внутреннего сгорания, знакомит учащихся с устройством двигателя внутреннего сгорания.

Почему так его называют, на каком топливе работает, где устанавливают, каковы основные части двигателя.


Сейчас каждый работает с учебником. Нужно найти в учебнике определения следующих понятий.

Мертвые точки – крайние положения поршня в цилиндре.

Ход поршня – расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой.

Почему двигатель называется четырехкратным? Одни рабочий цикл в двигателе происходит за четыре хода поршня, как говорят за четыре такта.

Один такт двигателя – один ход поршня, совершающийся за пол-оборота коленчатого вала.


Дальше работаем в группах. Заполняем таблицу. Первая группа заполняет- 1 столбец.

вторая -2 столбец, третья группа заполняет -3,

четвёртая -4 столбец.

Для этого прочитайте текст п.22 стр. 66 (п.1-4) и выпишите необходимую информацию по плану.

(оценочная таблица)


Находят ответ в п.21 стр.64-1абз. (двигатель)




Внутренняя энергия превращается в механическую.



Учащиеся записывают в тетрадях название основных частей ДВС, знакомятся с работой ДВС.





Учащиеся работают в малых группах, находят ответы по учебнику












Учащиеся выпишите необходимую информацию, заполняют таблицу.




Каждая группа объясняет, что происходит в одном из тактов.

Учащиеся уточняют, дополняют.

Отстаивают свою точку зрения.


6 этап. Включение нового знания в систему знаний (первичное закрепление)

Итог. 1. Назовите 4 такта работы двигателя

внутреннего сгорания.

2. Какой из тактов двигателя совершает

механическую работу?

3. Что происходит с энергией топлива?


Первичное закрепление изученного материала.

Каждой группе дается по два рисунка. На рисунках показаны различные положения поршня и клапанов. Определите, какой такт показан на рисунке.


Учащиеся отвечают на вопросы.





Рисунки, на которых показаны различные положения поршня и клапанов.

Определяют, какой такт показан на рисунке. (на оценочном листе)


7 этап. Рефлексия и оценивание.

рефлексия: 1 такт - я пассивно слушал

2 такт – я не все понял

3 такт – я все понял

4 такт – я ничего не понял

При выходе из класса оставьте один такт, который к вам подходит на своем рабочем месте.


Предлагаю вам продолжить фразы для того чтобы оценить чему вы научились сегодня на уроке:

  • Сегодня я узнал…

  • Теперь я могу…

  • Было трудно…


Оцените свою работу и работу своих партнеров на уроке. Выставление оценок.




Подведение итога урока:

О чем сегодня шла речь на уроке.







Записывают продолжение фраз (в оценочных листах.)

Определяют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели.


Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы, сверяют заполненные таблицы с таблицей на экране

сегодня на уроке изучили устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего сгорания.

8 этап. Домашнее задание.

§21,22 Подготовить сообщение с презентацией о других видах тепловых машин. Реактивные двигатели, турбины, паровые машины

По плану:

1) история развития;

2) современное применение двигателей;

3) их влияние на окружающую среду.


Записывают домашнее задание в дневник.




















Список использованной литературы


  1. Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. - 224 с. : ил.

  2. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 269. (3) с. (Серия «Учебно – методический комплект)






































Приложение


Заполнить таблицу: 1-В. заполняет 4-6 строки, 2-В. заполняет 1-3 строки


№ п/п



1 такт


2 такт


3 такт


4 такт

1.

Движение поршня





2.

1 клапан





3.

2 клапан





4.

Цилиндр





5.

Горючая смесь





6.

Продукты сгорания





7.

Название такта

впуск

сжатие

Рабочий ход

выпуск


Подписать такты двигателя. 1-в Подписать такты двигателя. В-2




  1. Продолжи фразы:

  • Я научился____________________________________________________

  • Было трудно__________________________________________________

  • Сегодня я узнал_______________________________________________

  • У меня получилось_____________________________________________

  • Теперь я могу_________________________________________________


Подчерните один такт, который к вам подходит

1 такт - я пассивно слушал

2 такт – я не все понял

3 такт – я все понял

4 такт – я ничего не понял

Кроссворд

  1. Рабочий ….

  2. Коленчатый ….

  3. Корпус двигателя внутреннего сгорания (и по форме и по названию).

  4. Какое еще топливо кроме горючей жидкости часто используется в двигателе внутреннего сгорания?

  5. Устройство, подающее искру в камеру сгорания.

  6. Что соединяет коленчатый вал и поршень?

  7. Рабочая….

  8. Впускной и выпускной….

  9. Тело, перемещающееся внутри цилиндра.
















Кроссворд.

1.Один из способов изменения внутренней энергии тела(теплопередача).

2. промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту (топливо).

3.Кинетическая, потенциальная, внутренняя (энергия).

4.Дерево даешь – съедает, от воды – умирает (огонь).

5.От этой величины зависит скорость движения молекул (температура).

6.Единица измерения мощности (Ватт).

7.Процесс соединения молекул горючего с кислородом, при котором выделяется энергия (горение).

8.Единица измерения энергии (Джоуль).

9. Один из видов теплопередачи (излучение).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!