1 этап Организация познавательной деятельности. | Сегодня нам предстоит сделать новое открытие. Но прежде, чем это произойдёт, давайте немного поработаем устно. Выполните устно: Задача 1. Дениска, герой рассказа В.Драгунского, задал однажды приятелю Мишке задачу: как разделить два яблока на троих? И когда Мишка, наконец, сдался, торжествующе объявил ответ: «Сварить компот!». Мишка с Денисом не проходили дробей и твердо знали, что два на три не делится. Задача 2. Кусок проволоки 1м разрезали на 2 равные части. Какова длина одной части? (схема + решение) | Учащиеся вычисляют устно примеры и называют ответы: А) 24 Б)5 В)18 Г)63 Учащиеся формулируют проблему: Как можно записать результат такого деления? Потом записывают тему урока: Дробь как результат деления натуральных чисел. Ребята решают 2 задачи и вызывается 1 человек к доске. | Регулятивные УУД (контроль, коррекция); Познавательные УУД (логический выбор); Познавательные УУД (постановка и решение проблемы); Личностные УУД (смыслообразования). |
2 этап Принятие учебных целей и условий их достижения. | Задача 3 . Кусок проволоки разрезали на три равные части. Какова длина одной части? (схема + решение) Во всех случаях получились остатки, но в условии сказано, что проволоку разрезали и ничего не осталось. Как же можно записать результат такого деления? В русском языке есть известное вам слово треть, которое используется, чтобы обозначить результат деления целого на три части. Разрезав кусок проволоки длиной один метр на 3 равные части, мы получаем три одинаковых куска проволоки, длиною в треть метра каждый. Как треть записывается на математическом языке? В математике треть записывается в виде обыкновенной дроби . Мы получим число, которое называется дробью. С дробями вы знакомились и в начальной школе. В 5 классе будем изучать дроби подробно. Вспомните, как прочитать дробь . Как называется число, стоящее над чертой дроби? Как называется число, стоящее под чертой дроби? Что означает черта дроби? Задача 4. Кусок проволоки 3м разрезали на 5 равных частей. Какова длина одной части? Каким компонентам деления соответствует числитель и знаменатель дроби? Как прочитать дробь ? Что показывает числитель? Что показывает знаменатель? | 1- Числитель 3-знаменатель Действие деление числитель дроби это делимое, а знаменатель – делитель. знаменатель показывает на сколько равных частей делят, а числитель показывает сколько таких равных частей выбирают Гипотеза Если я буду использовать запись обыкновенных дробей и апробировать их на практике, то научусь использовать обыкновенные дроби при решении задач. | Регулятивные УУД (контроль); Коммуникативные УУД (владение диалогической формы речи; Познавательные УУД (логические); доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование). |
3 этап Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формирование выводов. | Закрепление материала; № 303 Задания на карточках Задача 1. Запишите в виде дроби, какая часть фигуры закрашена. | | | | А) | Б) | В) | Г) | 1/6 | 3/6 | 3/6 | 4/6 | Задача 2.Определите, какая часть фигуры закрашена. 3/16 4/8 Задача 3. Изобразите дроби: ; . Задача 4. Сравните дроби: и . В случае затруднения воспользуйтесь чертежом. Вернемся к 1 задаче какой ответ будет? Историческая справка: Дроби появились в глубокой древности. Египтяне уже знали, как поделить два яблока на троих, для этого числа - - у них был даже специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица,- все остальные употреблявшиеся дроби непременно имели в числителе 1. Если египтянину нужно было использовать другие отношения, он их представлял в виде суммы основных дробей. Интересно, что вавилоняне предпочитали наоборот, постоянный знаменатель. Римляне тоже пользовались только одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби ½; ¼; 1/8; 1/16 и т.д.. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам. Эти дроби сыграли определяющую роль в музыке. И сейчас в общепринятой нотной записи длинная нота – целая – делится на половинки, четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые. Таким образом, ритмический рисунок любого музыкального произведения, созданного европейской культурой, каким бы сложным он ни был, определяется двоичными дробями. Дроби и действия с ними не всем легко даются. Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудную ситуацию. Какую запись дроби знали в Древнем Египте? Какие дроби занимали особое место в древности? Какую роль сыграли дроби в музыке? Что означает поговорка «попасть в дроби»? | № 303- у доски 1 человек А) ¾ Б) 1/7 В) 15/31 Г) 17/83 Выполняют самостоятельно, взаимопроверка и выставление оценок. Оценка 5 – 12 Оценка 4 – 11,10,9 Оценка 3 – 8,7,6 Оценка 2 – 5-0 2/3 Прочитать и ответить на вопросы | Познавательные УУД (общеучебные: выделение необходимой информации) Коммуникативные УУД (владение диалогической формы речи) |
4 этап Итоговый самоконтроль, самооценка. | Задание на дом №305,306 Стр. 86-88 (изучить) Рефлексия Дополнительные задания: сборник задач и упражнений № 380, 383,384 | Фронтальная работа, продолжить фразы. | Личностные УУД (смыслообразования) Регулятивные УУД (оценка) |