СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Дробь как результат деления натуральных чисел" для 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: введение понятия обыкновенной дроби, апробирование этой записи на практике. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  Предметные: знать, что такое «дробь», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; уметь решать задачи, содержащие дроби.  Метапредметные: регулятивные - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности в решении;  коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме;  познавательные –- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Личностные: формирование адекватной оценки других учащихся; Формирование положительного отношения к урокам математики. Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, половина, треть. Межпредметные связи: с русским языком, историческим материалом, окружающей действительностью.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Дробь как результат деления натуральных чисел" для 5 класса»

Технологическая карта урока

Учитель: Левшинская Ольга Николаевна

МОУ Октябрьская СОШ

Тема: Дробь как результат деления натуральных чисел.

Класс: 5

Цель: введение понятия обыкновенной дроби, апробирование этой записи на практике.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: знать, что такое «дробь», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; уметь решать задачи, содержащие дроби.

Метапредметные: регулятивные - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности в решении;

коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме;

познавательные - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные: формирование адекватной оценки других учащихся;

Формирование положительного отношения к урокам математики.

Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, половина, треть.

Межпредметные связи: с русским языком, историческим материалом, окружающей действительностью.

Ресурсы: пособие для учителя, учебник, карточки.















Технологическая карта урока


Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.



Деятельность обучающихся.

Формирование УУД.

1 этап

Организация познавательной деятельности.

Сегодня нам предстоит сделать новое открытие. Но прежде, чем это произойдёт, давайте немного поработаем устно.

Выполните устно:

Задача 1.

Дениска, герой рассказа В.Драгунского, задал однажды приятелю Мишке задачу: как разделить два яблока на троих?

И когда Мишка, наконец, сдался, торжествующе объявил ответ: «Сварить компот!». Мишка с Денисом не проходили дробей и твердо знали, что два на три не делится.

Задача 2.

Кусок проволоки 1м разрезали на 2 равные части. Какова длина одной части? (схема + решение)



Учащиеся вычисляют устно примеры и называют ответы:

А) 24

Б)5

В)18

Г)63






Учащиеся формулируют проблему: Как можно записать результат такого деления? Потом записывают тему урока: Дробь как результат деления натуральных чисел.


Ребята решают 2 задачи и вызывается 1 человек к доске.













Регулятивные УУД (контроль, коррекция); Познавательные УУД (логический выбор);

Познавательные УУД (постановка и решение проблемы); Личностные УУД (смыслообразования).

2 этап

Принятие учебных целей и условий их достижения.

Задача 3 . Кусок проволоки разрезали на три равные части. Какова длина одной части? (схема + решение)


Во всех случаях получились остатки, но в условии сказано, что проволоку разрезали и ничего не осталось. Как же можно записать результат такого деления? В русском языке есть известное вам слово треть, которое используется, чтобы обозначить результат деления целого на три части. Разрезав кусок проволоки длиной один метр на 3 равные части, мы получаем три одинаковых куска проволоки, длиною в треть метра каждый.

Как треть записывается на математическом языке?

В математике треть записывается в виде обыкновенной дроби . Мы получим число, которое называется дробью. С дробями вы знакомились и в начальной школе. В 5 классе будем изучать дроби подробно.


Вспомните, как прочитать дробь . Как называется число, стоящее над чертой дроби?

Как называется число, стоящее под чертой дроби?

Что означает черта дроби?

Задача 4.


Кусок проволоки 3м разрезали на 5 равных частей. Какова длина одной части?

Каким компонентам деления соответствует числитель и знаменатель дроби?

Как прочитать дробь ? Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?













1- Числитель

3-знаменатель

Действие деление




числитель дроби это делимое, а знаменатель – делитель.



знаменатель показывает на сколько равных частей делят, а числитель показывает сколько таких равных частей выбирают

Гипотеза

Если я буду использовать запись обыкновенных дробей и апробировать их на практике, то научусь использовать обыкновенные дроби при решении задач.

Регулятивные УУД (контроль); Коммуникативные УУД (владение диалогической формы речи; Познавательные УУД (логические); доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).

3 этап

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формирование выводов.

Закрепление материала; № 303




Задания на карточках

Задача 1. Запишите в виде дроби, какая часть фигуры закрашена.




А)

Б)

В)

Г)

1/6

3/6

3/6

4/6

Задача 2.Определите, какая часть фигуры закрашена.


3/16

4/8

Задача 3. Изобразите дроби: ;  .

Задача 4. Сравните дроби:  и   . В случае затруднения воспользуйтесь чертежом.

Вернемся к 1 задаче какой ответ будет?

Историческая справка:


Дроби появились в глубокой древности. Египтяне уже знали, как поделить два яблока на троих, для этого числа­­ - - у них был даже специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица,- все остальные употреблявшиеся дроби непременно имели в числителе 1. Если египтянину нужно было использовать другие отношения, он их представлял в виде суммы основных дробей.

Интересно, что вавилоняне предпочитали наоборот, постоянный знаменатель. Римляне тоже пользовались только одним знаменателем, равным 12.

Особое место занимали дроби ½; ¼; 1/8; 1/16 и т.д.. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам. Эти дроби сыграли определяющую роль в музыке. И сейчас в общепринятой нотной записи длинная нота – целая – делится на половинки, четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые. Таким образом, ритмический рисунок любого музыкального произведения, созданного европейской культурой, каким бы сложным он ни был, определяется двоичными дробями.

Дроби и действия с ними не всем легко даются. Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудную ситуацию.

  1. Какую запись дроби знали в Древнем Египте?

  2. Какие дроби занимали особое место в древности?

  3. Какую роль сыграли дроби в музыке?

  4. Что означает поговорка «попасть в дроби»?


№ 303- у доски 1 человек

А) ¾

Б) 1/7

В) 15/31

Г) 17/83

Выполняют самостоятельно, взаимопроверка и выставление оценок.

Оценка 5 – 12

Оценка 4 – 11,10,9

Оценка 3 – 8,7,6

Оценка 2 – 5-0




















































2/3

Прочитать и ответить на вопросы


Познавательные УУД (общеучебные: выделение необходимой информации)

Коммуникативные УУД (владение диалогической формы речи)

4 этап

Итоговый самоконтроль, самооценка.

Задание на дом №305,306

Стр. 86-88 (изучить)

Рефлексия


Дополнительные задания: сборник задач и упражнений № 380, 383,384

Фронтальная работа, продолжить фразы.

Личностные УУД (смыслообразования) Регулятивные УУД (оценка)



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!