Педагогические цели | Создать условия для обучения составлению «семьи слов» по аналогии с данным объектом, презентации обучающимися своих достижений |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову |
Личностные результаты | Имеют мотивацию к творческому труду ( в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осознают познавательную задачу, решают её; используют знаково-символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. Регулятивные: планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его |
Основное содержание темы, понятия и термины | Корень, слова, однокоренные слова, «дерево» слов; словообразовательный словарь, морфемный словарь |
Образовательные ресурсы | Словообразовательный словарь, морфемный словарь, учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России») |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! - Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Постановка учебной задачи. Работа с учебником (с.101) | Инсценировка. Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова. - Здравствуй, я корень, а ты кто? - Я тоже корень. - Я в земле живу, а ты где живёшь? - А я в словах живу. - Ну какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. - Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть1 - А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя! Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно! - Попробуйте объяснить, о чём у нас с вами будет разговор на уроке? | Слушают учителя; соотносят содержание инсценировки и учебный материал; отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель деятельности на уроке | Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
Закрепление знаний и способов действий.
Работа по учебнику (с.101) | - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101). Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов. - Составьте предложение с любым словом, которое вы нашли на рисунке. - Выполните упражнение 3 на с.101 учебника | Слушают учителя, отвечают на вопросы; составляют предложение с выбранным словом. Работают со схемами слов, подбирая к ним слова с аналогичной структурой
| Пр. – отрабатывают умения выполнять разбор слова по составу, составлять (подбирать) слова в соответствии с предложенной схемой. Р - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
Защита проектов | - Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов», и в качестве эксперта, который оценивает увиденную презентацию. Будьте настоящими знатоками изучаемого вопроса, внимательными и доброжелательными слушателями | Слушают учителя, защищают свои исследовательские проекты, в отведенное учителем время комментируют представленные работы | К – приобретают опыт публичного выступления, оформление и представление своего исследования |
Физкульт-минутка | А теперь, ребята, встали, Ручки дружно вверх подняли, Наши пальчики размяли, А потом опять их сжали. Кулачками повращали, Головою покачали И ногами постучали. Отдохнули! Помолчали! И опять работать стали! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке |
Обсуждение проектов. | - Итак, все проекты представлены. Предлагаю высказать своё мнение о том, что понравилось, что удивило, что показалось интересным. | Высказывают свои мнения о представленных проектах. | К – размышляют, высказывают мнение, представляют и аргументируют свою позицию, приобретают опыт ведения корректного спора |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какая задача стояла перед нами? - Удалось ли её решить? - Кто справился с задачей? - Кто испытывал затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения. Мне понравилось… Я повторил… Я научился… Я запомнил… Дети оценивают себя. | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, адекватно понимают оценку учителя и сверстников; Л -адекватное понимание успешности или неуспешности выполнения задания. |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упражнение 99, 103) | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |