СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку. Повторяем словообразование. 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок №13 по УМК "Начальная школа 21 века" . урок направлен на закрепление частей слова. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. Повторяем словообразование. 3 класс»

МБОУ «Нововасюганская СОШ» Томской области Каргасокского района

Технологическая карта урока русского языка  в 3-м классе по Программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: "Повторяем словообразование"

Название предмета: русский язык

3А класс Учитель: Николаева Наталья Алексеевна

Педагогическая цель

Обобщить и систематизировать знания по словообразованию и правописанию частей слова.


Тип урока

Урок закрепления и обобщения знаний.


Планируемые результаты

(предметные)

Определять и выделять части слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

Личностные результаты

Формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

Универсальные учебные действия(метапредметные)

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника; формировать умения прогнозировать.

Познавательные: формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формировать умение поиска информации в учебном словаре, понимание и преобразование информации;

Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности; формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; формирование навыков сотрудничества


Основное содержание темы, понятия и термины

Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «основа».

Методы обучения

Поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.


Оборудование

Тетради, учебник, компьютер(презентация), карточки, тест. Для рефлексии карточки и смайлики, ступеньки успеха.

Дата проведения: 18. 09. 2015 г.



Технологическая карта урока

п/п Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Форма контроля

I.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.


(1 мин.)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие.

(Слайд1)

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас, какой? …. Всё, что надо, под рукой!


Включение в деловой ритм. Проверяет готовность к уроку.


Подготовка класса к работе.

Проверяют свою готовность к уроку.

Всё, что надо, под рукой!

Записывают число, классная работа.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.



(5 мин.)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Наглядный

1.Словарно-орфографическая минутка

На доске записаны слова:

З…ТОПИЛА

Д…РОГА

РУЧ…И

ВЕС…ЛО

ОБ…ЯВЛЕНИЕ.

У. Молча прочитайте запись на доске и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
У. Какие орфографические правила вам необходимо вспомнить, чтобы  вставить буквы и раскрыть скобки?
У. Предлагаю вам,  объединится в «пары» и вспомнить все перечисленные правила.

-За каждый правильный ответ набираете жетоны, а в конце урока подведем итог, выявим победителя


2. игра «Угадай часть слова»

(У каждой группы листочки с заданием). На работу даю 2-3 минуты.
У. Списать, вставляя буквы, раскрывая скобки, выделяя ту часть слова, в которой пропущена буква. Через 2 минуты проверяем.


1 вар.

(о,а)В..дичка, (о,а)п…дберёзовик, (о.а)лесн..й,

(у,ю) реч..шка, (е,и)п..ресадка.

2 вар.

(и,е)Л..сонька, (е,и) дворн..к, (а,о) п..друга, (и,е) грибн..к, (о,а) п..стройка.


Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.


Д. Сегодня на уроке мы продолжим учиться применять орфографические правила на письме.


Д. Правописание безударных гласных в приставке и в корне, правописание Ъ и Ь разделительных знаков, правописание предлогов и приставок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

Упражнения



























Листочки с заданием

III.Постановка учебной задачи.


(1 мин.)









Словесный.

Сообщение учителя.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Письмо

(слайд 2).


Сообщение темы урока: Повторяем словообразования(1 слайд)Сегодня мы закрепим знания о составе слова; отработаем разбор слова по составу

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока






Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы


IV.Чистописание.


(3 мин.)


Но прежде мы должны провести

минутку чистописания.

Какую букву мы будем писать, вы угадаете сами:

ЧТО У ЗАЙЦА ВПЕРЕДИ, А У МОРОЗА ПОЗАДИ?


завод заяц завтрак

(слайд3)

Буква – З (записывают слова, так как написано у меня, взаимопроверка)

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

V. Построение проекта выхода из затруднения.



  1. Станция «Осмысления» (слайд5)


(7 мин.)


Фронтальная, индивидуальная.

Практичекий.

Работа с учебником.


Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей! (слайд 4)

У. Для того, чтобы вспомнить все виды словобразования, нам необходимо пройти четыре станции станции.

1. Игра « Найди чужака» Работа в паре

-У вас в учебнике есть задание на с.33

-Выберите ту часть слова при помощи, которой новые слова не образуются

-Одна пара работает на доске

-Докажите

2. Грамматические примеры

-Подтвердите свой ответ грамматическими примерами, выделяя корень и ту часть слова при помощи которой слово образовалось

школа+ник=школьник

при+море+ск=приморский

у+бежать=убежать

звезда+падать=зведопад


- Проверьте, как вы выполнили работу и оцените себя

  1. Игра «Пойми меня»

У. Знакомство с новым словом: ладонь (Акст Анастасия) (СЛАЙД 6)

У. Объяснение значения слов, ребенок должен угадать, о чем или о ком идет речь:

волчонок

горошина

охотник

домик

У. Назовите способ образования данных слов

4. Игра «Третий лишний»(слайд7)

У. А здесь надо найти лишнее слово, записать только родственные слова и разобрать по составу:

ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСОК;

ДОРОГА, ПУТЬ, ПОДОРОЖНИК;

РИС, РИСОВАЯ, РИСУНОК.




Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)


(Дети отвечают)


(Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложения двух корней)


( дети приводят примеры по схемам )

(называют способы словообразования)



(учащиеся проверяют и оценивают выполненное задание)

( знакомятся с новым словом)

(дети угадывают и объясняют значение слов)





(дети находят третье лишнее слово и разбирают по составу)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

упражнение

VI.Физкультминутка(музыкальная)

(3мин.)


Фронтальная

Презентация «Кот Леопольд» -(слайд8)

Следят глазами за имитацией движений предмета


Движение глаз под музыку

VII.Первичное закрепление.



Групповая работа 2. Станция «Новые слова»

(слайд9)


(5мин)


Фронтальная, групповая, самостоятельная

У. Прежде вспомним, какие способы образования новых слов в русском языке вам известны?

1.«Эстафета » - Мы с вами вспомнили способы словообразования, а теперь используя данные части слов:

1 группа образует слова – суффиксальным способом;

2 группа образует слова – приставочным способом;

3 группа образует слова – приставочно-суффиксальным способом;

-Записать на лист и выделить ту часть слова, при помощи которой образовалось новое слово. У какой группы будет больше правильных слов

-Проверка (Вывесить листы соответствующему способу образования)


(Предполагаемые ответы: приставочный, суффиксальный, сложение (основ и целых слов)


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Практическая работа в парах, группах.

Обосновывают свой выбор, свои действия.

Дети вывешивают слова на доску


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.

Листы со словами

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


(5мин.)


Групповая работа 3. Станция «Суффиксальная»

(слайд10)


Задание даётся детям по группам:

1 группа – низкий уровень обученности:

Карточка № 1. Выдели суффиксы в словах:

Каменщик, переводчик, грузчик, печник, школьник, радист, пианист, испытатель, писатель, учитель, спасатель.

2 группа – средний уровень обученности:

Карточка № 2. С помощью суффиксов –н-, -ов- образуй имена прилагательные и раскрой скобки:

(мороз) день, (клён) лист, (камень) дом, (берёза) сок, (сад) цветок, (вечер) звон, (малина) сироп.

3 группа – высокий уровень обученности:

Карточка №3

Суффиксы

Значения суффиксов

Примеры

-анин-, -янин-, -ан-, -ян-

Житель какой-либо страны, города, края

?

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-

Уменьшительно – ласкательное

?



?

Профессия или род занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель, писатель

-евн-, -евич-, -иничн-, -овн-, -ович-



?

Алексеевна, Алексеевич, Кузьмич, Кузьминична, Владимировна, Владимирович

На выполнение работы детям дается 3-5 минут. Затем проводится проверка.

Если одна из групп выполнит задание первая, то дается дополнительное задание в виде –теста.(Приложение 1)

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Карточки

IX. Включение в систему знаний и повторение


(5мин.)



4.Станция «Угадай-ка»


(слайд 11)

Фронтальная,

Словесный, наглядный, работа с кроссвордом






























Работа со схемой, наглядный

















КРОССВОРД







3.



















4.












2.

































































1.
























5.





























































1.Изменяемая часть слова.











2. Часть слова без окончания.










3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.




4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.




5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Запиши буквами и соотнеси слово со схемой:

(Слайд 12)






Учащиеся выполняют задания, применяя знания
































(дети записывают слова буквами и соотносят слова со схемой)


Песенка-вторая схема;

Пенал-первая схема;

Подруга-четвертая схема;

Подсказка-третья схема

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;


Заполнение кроссворда



































упражнение

Х.Рефлексия деятельности (итог урока)


(5мин.)















Фронтальная.

Словесный.

Беседа

  1. Домашнее задание дифференцированное

  2. Итог урока. Прием «Чистой доски»

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).(Приложение2)


- Вы в течении урока оценивали себя, посчитайте плюсики и прикрепите смайлик на ступеньку знаний, а за работу возьмите полезную вещь

Спасибо за урок!!!(Слайд 13)


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест

Вариант I

1. Подчеркни слово, в котором правильно выделен корень.

2.  Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

бежал – забежал
плыл – переплыл
мыл – промыл
колол – наколол

3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.

ползает –
летает –
плывёт –

4. Подчеркни слова с приставкой за-.

запад, зашуметь, забава, забег

5. Обведи номер слова, которое правильно разобрано по составу.

6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который "сам летает", "сам катит", сам варит". Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.



Вариант II

1. Подчеркни слово, в котором правильно выделена приставка.

2.  Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

резал – отрезал
стирал – достирал
шёл – ушёл
вязал – перевязал

3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

считал –
рисовал –
читал –

4. Подчеркни слова с приставкой по-.

посадка, помощь, полка, покрасить, полный

5. Обведи номер слова, которое правильно разобрано по составу.

6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -рыб-, -сам-, -вод-. Подчеркни соединительную гласную. Отметь корни.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пока испытываю трудности

Хорошо, но могу лучше

Отлично, хочу знать больше













Урок полезен, всё понятно

____________________________________________________________

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

_____________________________________________________

Ещё придётся потрудиться

______________________________________________

Да, трудно всё-таки учиться!







Список использованной литературы

1. Учебник «Русский язык» для 2 класса авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2008.-ч.1,2

2. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно» рабочие тетради. – М. «Вентана –Граф», 2011 г.

3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя.

4. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 1 класс (1-3)

М. Изд. центр «Владос» 2001 г.

5. О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».

Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.

6. О.В. Узорова «Русский язык правила и упражнения 1 – 5 классы»

М. Изд. АСТ «Премьера» 2000 г.

7. А. Ундзенкова «Русский с увлечением!» ЛТД Екатеринбург 1997 г.

Научно-методический журнал «Начальная школа»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!