(учебник Е.А. Быстровой)
Этапы урока | Обучающие и развива-ющие ком-поненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащих-ся | Фор-мы орга-низа-ции взаи-модействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме-жуточ-ный конт-роль |
1.Мотивация к деятельности. | Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивацион-ная подготов-ка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: - Ребята, мы каждый день общаемся друг с другом в школе, на улице, в кружках и секциях, которые посещаем, общаемся дома с близкими нам людьми. В наших беседах принимают участие одновременно и два, и три и более человек. - Сегодня наш урок будет как раз касаться именно этого. - Но сначала мне хочется узнать, как вы справились с домашним заданием. | Слушают учителя, участву-ют в диалоге с учителем Размещают учеб-ные ма-териалы на рабо-чем мес-те, де-монстри-руют го-товность к уроку. | Фрон-таль-ная | Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах. | Листы обрат-ной связи 1 мин. |
2.Актуа-лизация знаний и пробное учебное дейст-вие. | Проверка домашнего задания. Инсценировка сказки Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» | - Сейчас давайте прослушаем ваши мини-сочинения. Проверка домашнего задания упр. 21 (небольшое сочинение «Чем для меня является компьютер – помощником или нет?») заслушать 1-2 сочинения. - Речь скольких учеников мы слышим в каждом из сочинений? - Одного ученика. - А есть ли такая речь, где говорят два героя? - Да, есть. - Приведите примеры (ученики приводят примеры) – Сейчас наша задача будет состоять в следующем: внимательно посмотрите наш мини-спектакль и ответьте на вопросы. Жила-была однажды маленькая девочка, и звали её Жёлтая шапочка, - начал свой рассказ дедушка. - Не Желтая, а Красная! – перебил его внук. - Ах да! Красная Шапочка…Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая шапочка…» - продолжал дедушка. - Да нет же, Красная! – воскликнул мальчик. - Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху… – Сколько персонажей участвует в разговоре? – Можно ли эту сказку назвать юмористической и почему? - А домашнее сочинение – это речь скольких людей? - Одного. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказы-вания | Фронталь-ная, индивиду-аль-ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы 6 мин. |
3.Выяв-ление места и причины затруднения | Эвристичес-кая беседа, составление связных рассказов | Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. - Так о какой речи мы будем говорить сегодня? (О такой, где участвуют один человек или два). - Как раз именно об этом я и говорила в начале урока. - Верно, мы будем говорить о диалоге и монологе. На доске записаны слова ДИАЛОГ и МОНОЛОГ. Словарная работа. - Чем похожи и чем различаются эти слова? - А что мы знаем об этих словах? - Какие у вас возникают трудности в связи с моими вопросами? | Обдумы-вают ответы на вопро-сы и понима-ют, что знаний у них недоста-точно для полных ответов | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Задают вопросы для уточне-ния инфор-мации. Устные ответы 3 мин. |
4.Целеполагание и постро-ение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельнос-ти учащихся. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. Цель: проговаривание и закрепление новых знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. - Прочитайте в учебнике о происхождении этих слов на стр. 24 в рамочках. Запишите их. - Где встречается диалог и монолог в речи? Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 24. - Составьте толстые и тонкие вопросы по прочитанному. Работайте в парах. Толстые: - Что такое реплика? - Как пишутся слова автора после реплики? - Как выделяются слова автора, если они находятся в середине реплики? Тонкие: - Реплика – это слова каждого участника диалога? - Каждая реплика пишется с новой строки?) - Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы? - Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие? - Для чего используются слова автора в диалоге? (Поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героя). | Формулируют цель учебной деятель-ности в диалоге с учителем Читают учебник, осваива-ют лингвис-тические термины | Индивиду-аль-ная, груп-повая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Задают вопросы для уточне-ния инфор-мации Листы обрат-ной связи 5 мин. |
5.Практическая деятельность по реализации постро-енного проекта | Работа с текстом. Подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах Физкультминутка | 1. Упражнение 27 (рисунки). Работа в парах. - Пофантазируйте, о чем могут разговаривать ребята? А учитель с учеником? Озвучьте диалоги героев рисунков (устно) 2. Из чего состоит диалог? Ответьте на вопрос, прочитав теоретический материал на стр. 25-26. 3. Прослушайте в аудиозаписи басню (И. А. Крылова «Ворона и Лисица») и ответьте на вопрос, какой вид речи дан? - Знакомо ли вам это произведение? - Каково его название и кто автор? - Диалог или монолог в произведении? - По каким признакам это определили? - Какие знаки препинания ставятся при репликах и словах автора? - Постройте схему диалога, данного в теоретической части на стр. 25, где А (а) - слова автора, Р – реплика. Сравните с моей схемой. - Кто ошибся? Что упустили? Кто справился без ошибок? 4.На экране демонстрируется текст. - Ребята, здесь дан диалог без знаков препинания. Спишите только выделенную часть текста и расставьте знаки препинания. Мама приходит с работы, мама снимает боты, мама приходит в дом, мама глядит кругом. Был на квартиру налёт? Нет. К нам заходил бегемот? Нет. Может быть, дом не наш? Наш. Может, не наш этаж? Наш. Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко…(Э. Успенский) Сравните (демонстрируется правильный вариант через мультимедиапроектор). - Кто ошибся? Назовите, пожалуйста, причину, почему ошиблись? Вот мы руки развели, словно удивились, И друг другу до земли в пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись. | Работа-ют с задани-ем. Отвеча-ют на вопросыи выпол-няют упраж-нения Выполня-ют эле-ментар-ные физи-ческие уп-ражнения | Групповая, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Листы обрат-ной связи 8 мин. 1 мин. |
6.Первичное закреп-ление с коммен-тирова-нием во внешней речи 7.Само-стоятельная работа с самопроверкой | Обобщение, систематиза-ция знаний, формирова-ние рацио-нальных способов применения их на практике. Беседа по теме урока, выполнение разноуров-невых обучающих упражнений на основе текстов учебника, письменная работа, взаимопроверка. | На экране демонстрируется незаконченный текст. - Прочитаем его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (Есть только вопросы, но нет ответов) - Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. - Какие черты характера Руслана ты хотел бы видеть в себе? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал. - Давайте устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. - А теперь обратите внимание на слова автора, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки? - Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? (Подобрать слова, близкие по значению). - Ребята, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы вести диалог со сверстниками или со взрослыми людьми? (Быть вежливыми, предупредительными) - Вот об этом мы сейчас прочитаем в учебнике. Усвоение норм речевого этикета. Чтение материала на стр. 27 в рубрике «Говори правильно» и выполнение упр. 32. (устно) - Какие правила этикета нарушены в телефонном диалоге? (Нет форм приветствия, вежливых слов) | Работают с зада-нием. Формулируют собственные мысли, высказы-вают и обосно-вывают свою точку зрения. В сотруд-ничестве с учите-лем и одноклассниками делают выводы. Работают с задани-ем. Отвечают на вопросы | Рабо-та в парах, инди-видуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе Познавательные: выполняют учебные действия, осуществляют операции синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Листы обратной связи 4 мин. 3 мин. |
8.Вклю-чение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | - А теперь дружно поработаем в группах. На доске представлены диалоги, состоящие только из двух реплик. Первые реплики пропущены. Сейчас мы поработаем редакторами. - А кто такой редактор? 1. Работа с толковыми словариками. - Посмотрите на стр. 273 в толковом словарике учебника, что означает это слово? Ну теперь можем продолжать нашу работу. 2. Составьте устно диалоги, состоящие из двух реплик. 1 группа - …………. - Конечно, помогу, о чём разговор! 2 группа - .............. - Спасибо! Обязательно прочитаю! 3 группа - …………. - С удовольствием! 4 группа -………….. - Сегодня, к сожалению, не могу! 3. Игра «Самый быстрый и находчивый». - А сейчас мы с вами немного поиграем. Я вам показываю фразы, которые являются репликами из диалога, а вы добавьте либо начальную фразу (реплику), либо конечную. На доске через мультимедиапроектор последовательно показываются предложения: 1.Как дела? 2.У меня сегодня прекрасное настроение! 3.Который час? 4.На каникулах я отдыхал на море. 5.Мне нравится урок физкультуры. 6.Когда ты поедешь в гости к бабушке? - Мы поработали устно, а теперь усложним нашу задачу. 4. Снова поработаем в группах. Составьте и запишите диалог на тему: 1 группа – «Разговор пассажиров в автобусе» 2 группа – «Встреча друзей после каникул» 3 группа – «Диалог покупателя и продавца» 4 группа – «Телефонный разговор» При составлении диалогов соблюдайте правила этикета. 5. Прослушивание диалогов с объяснением постановки знаков препинания. - Чьи диалоги вам особенно понравились? - Не нарушены ли были правила этикета? - Соблюдены ли пунктуационные правила? | Выполняют инди-видуаль-ные задания, оценива-ют себя и товари-щей | Груп-повая | Личностные: понимают, в чем значение знаний Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащих-ся на уроке Листы обрат-ной связи 11 мин. |
9.Реф-лексия учебной деятельности | Заключитель-ная работа и беседа | - Ребята, что вы нового сегодня узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Опреде-ляют свое эмоцио-нальное состоя-ние | Инди-виду-аль-ная, групповая | Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обрат-ной связи 2 мин. |
Домашнее задание | (Упр. 31). Прочитайте рассказ и запишите его в форме диалога. Для тех, кто затрудняется выполнить это задание, необходимо составить и записать диалог на тему «На уроке физкультуры». | 1 мин. |