Технологическая карта учебного занятия по обществознанию 6 класс Тема учебного занятия: НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ Класс: 6 Учитель: Затолокина Л.А. Тип учебного занятия: комбинированный Цель учебного занятия: Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха.
Уроки 9–10
Тема урока | НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха |
Образовательные ресурсы | Презентация «На пути к жизненному успеху» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/urok-na-puti-k-zhiznennomu-uspekhu |
План урока | 1. Слагаемые жизненного успеха. 4. Поддержка близких – залог успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 5. Выбор жизненного пути 3. Готовимся выбирать профессию. |
Личностно значимая проблема | «Человек, которому повезло, – это человек, который делал то, что другие только собирались сделать» (Бернард Шоу) |
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
Основные понятия | Жизненный успех |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа на тему «Слагаемые жизненного успеха» | Организует беседу по вопросам: – как распознать свои способности? – Что вы знаете о разных профессиях? – Что побуждает человека к деятельности? – Как найти дело по душе? Нужно ли планировать свою жизнь? В чем смысл поговорки «Терпение и труд все перетрут»? какой образ жизни можно назвать достойным? | Рассуждают, выказывают свою точку зрения при ответах на поставленные вопросы | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «На пути к жизненному успеху». 2. Работа с текстом учебника 3. Анализ высказываний 4. Прочтение и обсуждение притчи и стихотворения (Приложение). 5. Работа с учебником, рубрика «Жил на свете человек» | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Делит учащихся на группы, организует самостоятельную работу по материалам рубрик, проводит обсуждение. 1-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Жил на свете человек», с. 44; 2-я группа – отвечает на вопросы рубрики «Путешествие в прошлое», с. 41. 3. Организует работу по обсуждению высказываний: «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его» (Библия. Пр. 16. 9); «Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают» (М. Горький); «Человек, однажды победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе» (Г. К. Жуков); «Недалекие люди верят в удачу, сильные люди – в причину и следствие» (Р. Эмерсон). – Из чего складывается жизненный успех человека? 4. Знакомит учащихся с притчей и стихотворением, создает условия для проведения дискуссии по вопросам: – Какова основная мысль притчи и стихотворения? Что помогло лягушке спастись? В чем смысл жизни видит автор стихотворения? А в чем вы видите свой смысл жизни? 5. Знакомит с биографией дворянина А. С. Норова (1795–1869), предлагает учащимся обсудить, что помогло ему добиться успеха в жизни | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Выполняют задания, обсуждают новую информацию, отвечают на вопросы. 3. Знакомятся с высказываниями, объясняют их смысл, анализируют, отвечают на поставленные вопросы. 4. Знакомятся с притчей и стихотворением, высказывают свое мнение, рассуждают, участвуют в дискуссии. 5. Читают и анализируют текст, активно принимают участие в обсуждении проблемного вопроса | 1. Индивидуальная работа 2. Групповая работа. 3. Фронтальная работа 4. Фронтальная работа. 5. Групповая работа | Личностные: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | 2. Устные ответы. 3. Устные ответы 4. Устные ответы. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, № 1–2, 4–5, с. 23–25 | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания в рабочей тетради | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Что такое профессиональный успех? – Любыми ли средствами можно идти к желаемому успеху? Почему? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 5. задания рубрики «В классе и дома», с. 47–48 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение
Материал для дискуссии Лягушка*
Лягушка в грязную попалась колею,
И не могла оттуда выбраться никак...
Она все пробовала эдак и вот так...
Но... ничего: – Ах, помогите, я молю!
И помогали ей друзья и все, кто мог.
Но, видно, волею судьбы она попалась,
Как будто смерть к ней потихоньку подобралась,
И этот вечер был – ее последний срок.
Но поутру друзья увидели ее
Не в колее, а на веселенькой полянке!
– Как уцелела ты? – спросили обезьянки...
(Да, что за чудо совершилось для нее!)
– По колее шел грузовик и приближался...
А я обязана была себя спасти,
Из колеи дорожной ноги унести.
Так, он спасителем невольным оказался!
Какое чудо помогает человеку, Когда друзья не в состоянии помочь? Когда он в грязной колее, когда невмочь... Таким же способом является он в Мекку.
Эдуард Асадов «о смысле жизни»
– В чем смысл твоей жизни? – меня спросили, –
Где видишь ты счастье свое, скажи?
– В сраженьях, – ответил я, – против гнили
И в схватках, – добавил я, – против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.
И в том я свое назначенье вижу,
Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
Сражаясь с цинизма колючим льдом,
С предательством, наглостью, черным злом,
Со всем, что до ярости ненавижу!
Еще я хочу, чтоб моя строка
Могла б, отверзая тупые уши,
Стругать, как рубанком, сухие души
До жизни, до крохотного ростка!
Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
И в том моя вера и жизнь моя.
И, в грохоте времени быстротечного,
Добавлю открыто и не тая,
Что счастлив еще в этом мире я
От женской любви и тепла сердечного...
Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ.
И, счастлив от мысли, что нужен людям,
Плевал на бураны и шел вперед.
От горя – к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался в бой.
Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу!