| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1 | Организационный момент | Долгожданный дан звонок – Начинается урок! | Проверяют готовность к уроку | Слайд №1 |
2 | Эмоциональный настрой | Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем свои умения и навыки при изучении новой темы. - Откройте тетради, запишите число и классную работу – Ребята подумайте, на какую оценку вы хоте ли бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях. | Записывают число и классную работу Ставят оценку на полях | Слайд № 2 |
3 | Актуализация опорных знаний | – Кто изображен на экране? - Анастасия подготовила вам информацию об этом ученом.
Греческий механик, физик, математик, инженер. Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы. С помощью системы зеркал, сжег римский флот. Считается изобретателем катапульты. Архимед посвятил себя математике и механике. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками как чудеса техники. Он открыл закон об удельном весе и изучал теорию подъемных механизмов. Среди его изобретений – Архимедов винт, устройство для поднятия воды или сыпучих материалов, таких как песок. Архимед говорил о рычаге, теорией которого он занимался: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».
- Мы с вами до сих пор пользуемся в жизни его законами. В старших классах вы узнаете больше. - С одним из его законов вы познакомитесь сегодня на уроке. | Ответы детей. Слушают выступление ученика | Слайд № 3, 4 |
4 | Определение темы урока и постановка учебных задач | В одной сказке хозяин нанимал работника и предложил ему следующее испытание. Если справишься, то я возьму тебя на работу. - Вот тебе две разные бочки, меньшую бочку наполнили водой до краев, а большую только наполовину. Узнай, в какой бочке воды налито больше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или еще каким-нибудь предметом для измерения не пользуйся. Работник справился с заданием, как он это сделал?
– Рассмотрите на слайде сосуды (блюдце, кружка, банка, ведро) – Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой. – Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости (блюдце, кружка, банка, ведро) - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о вместимости сосудов. Тема нашего урока так и звучит «Какой сосуд вмещает больше? – Какие учебные задачи вы поставите пред собой на уроке? – узнать, что такое ВМЕСТИМОСТЬ….. – научиться сравнивать вместимость двух сосудов … | Предположения детей Ответы учеников Высказывания учащихся | Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 |
5 | Работа по теме урока | - Откройте учебник на стр. 86 задание № 291 Бабушка налила молоко из пакета Мише в стакан, Маше – в чашку, а кошке – в блюдце. Всем – до краёв. Миша заинтересовался, кому бабушка налила молока больше? Он решил, что ему, т.к. стакан выше чашку и уж тем более выше блюдца. Маша с этим не согласилась. Кто из них прав? Как сравнить ВМЕСТИМОСТЬ стакана, чашки и блюдца? Предложи свой способ сравнения. Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана? Вместимости чашки? Вместимости блюдца? Вместимости стакана и чашки вместе? Почему? - задание № 292 (устно) Мама варила варенье в большом тазу, а потом разлила его в три банки, наполнив их до краёв. Вместимость чего больше: таза или одной банки? - задание № 293 (устно) Чтобы заполнить бочку с водой, нужно налить в неё 20 вёдер воды. Для заполнения ванны нужно 15 таких вёдер воды. Вместимость чего меньше: бочки или ванны? Почему? При каком условии? | Предположения детей Ответы учащихся | |
6 | Динамическая пауза | Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой) Килограмм конфет (хлопок) Красная ленточка (хлопок) Банка молока (приседание) Пакет печенья (хлопок) Бутылка кваса (приседание) Ящик яблок (хлопок) Канистра с бензином (приседание) | Выполнение упражнений | Слайд № 8 |
| Работа по теме урока | - задание № 294 Реши задачу. Вычисли и запиши ответ. Сколько полных вёдер воды ВМЕЩАЕТ детский бассейн, если для его заполнения потребовалось принести 32 одинаковых бидона с водой, а для наполнения водой ведра нужно три таких бидона? Бассейн – 32 бидона 1 ведро – 3 бидона Бассейн - ? полных вёдер Решение: (столбиком) 32 : 3 = 10 (ост.2) Ответ: бассейн вмещает 10 полных вёдер - задание № 295 (устно) Номер бассейна | Длина | Ширина | Глубина | 1 | 10 м | 4 м | 2 м | 2 | 10 м | 4 м | 1 м |
- задание № 296 Решение: 1) 12 : 2 = 6 (раз) по 3 стакана в 1 кастрюле. 2) 6 * 3 = 18 (ст.) – помещается в 1 кастрюлю. 3) 18 ст. Ответ: вторая кастрюля больше. - задание № 297 Решение: 1) 12 : 6 = 2 (раза) меньше вёдер потребовалось 2) 20 : 2 = 10 (б) Ответ: 10 бидонов нужно влить. - задание № 298 1 кастрюля – 15 стаканов Решение: 1) 15 : 5 = 3 (раза) по 4 чашки 2 кастрюля - ? чашек 2) 3 * 4 = 12 (чаш.) 4 чашки – 5 стаканов Ответ: 12 чашек помещается в кастрюле - задание № 299 (устно) Аквариум имеет форму куба с длиной ребра 60 см. До какой высоты нужно наполнить аквариум водой, чтобы заполнить его наполовину? На треть? На четверть? | Выполнение заданий письменно в тетради. Проверка выполнения задания с доской | Слайд № 9, 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 |
7 | Закрепление | Выполнение задания в парах на карточках. Двум сестричкам Ане и Тане мама налила на завтрак по стакану сока. Девочки спешили, и сок не допили. На рисунке в стакане слева остался сок Ани, а справа – Тани. Кто из них выпил больше сока? А Т Ответ: Таня выпила больше сока, т.к. у нее осталось меньше сока. А Аня выпила меньше сока, т.к. у нее осталось больше сока. 1. Уровень воды в этих сосудах одинаковый. Можно ли утверждать, что в них содержится одинаковое количество воды? Ответ: Нет. Нельзя утверждать, что в этих сосудах содержится одинаковое количество воды. Т.к. у них разная вместимость или разный объем. Это мы определяем на глаз. Проверь, какая схема подходит к этому рисунку? Ответ: К данному рисунку подходит схема II. Что изменилось, что осталось без изменений? Ответ: Изменился только уровень воды. А количество воды осталось без изменений. И объем сосудов не изменился. | Выполнение задания на карточка. Учащиеся дописывают ответы на поставленные вопросы. | Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 |
8 | Подведение итогов | – Что же такое вместимость? Вместимость – это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд. Измерить объем стакана можно способом, который предложил Архимед: для этого достаточно полностью погрузить стакан в воду и измерить объем вытесненной им воды. Таким образом, объем стакана равен объему воды, вытесняемой этим стаканом при полном погружении, а вместимость стакана равна объему воды, которой этот стакан можно наполнить. – Справились ли мы с поставленными задачами в начале урока? – Поднимите руку, кто запомнил, что такое ВМЕСТИМОСТЬ и научился сравнивать вместимость разных сосудов? – Какие трудности возникали? – Кто на уроке был самый активный? – Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока? | Ответы учащихся | Слайд № 20 Слайд № 21 |
9 | Рефлексия | - С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Поднимите свои сигнальные карточки в соответствии с смайликом на слайде. - В конце хотелось вам сказать одну арабскую пословицу: Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний, он постепенно расширяется.
| Поднимают сигнальные карточки | Слайд № 22 Слайд № 23 |
10 | Домашнее задание | Печатная тетрадь с. 67 – 68 № 124, 126 | Записывают домашнее задание | Слайд № 24 |