содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;
формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.
продолжить работу по формированию представлений об особенностях авторской сказки;
способствовать формированию у учащихся умений выделять главную мысль прочитанного произведения.
содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, пользоваться словарём учебника и толковым словарём, понимать вопросы к тексту; анализировать доступные по содержанию художественные тексты (познавательные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, работать со словарем и с материалом предварительного чтения (регулятивные).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Работа с текстом до чтения |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте, И на уроке не зевайте! | чему учит этот текст, какие слова употребляет автор в своём произведении |
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | -Давайте проверим домашнее задание, как вы его выполнили? -А теперь вспомним, из каких произведений эти главные герои? -С каким героем вы еще не знакомы? | Ответы детей Соединяют на доске: Бульдозер Шумный Ба-бах Бегемот Буль-буль Ба-бах Как ловкий бегемот… Пудик ? |
III. Выявление места и причины затруднения. | -Сможете ли вы сказать из какого произведения этот герой? -Как вы думаете , о ком пойдет речь на нашем уроке? -А что вы хотите о нем узнать? -Чтобы вы хотели узнать, кроме содержания этого текста сегодня на уроке? -Т.е. другими словами вы желаете познакомиться с художественными особенностями этого произведения и выяснить, чему оно учит. -Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. | -нет -о Пудике -Кто это? Какой он? Что с ним случилось? -Чему нас учит это произведение. Какие особенности у этого произведения. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. | -Что нам поможет дать ответы на эти вопросы? -А что же для этого надо делать? | -учебник, тетрадь, наши знания, учитель. -Думать, анализировать, слушать, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать |
V. Реализация построенного проекта | Словарная работа - Отгадайте загадку: Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? -Ребята, кто такой Пудик? -А что вы знаете о воробьях? -Найдите по содержанию произведение, которое мы будем сегодня изучать на уроке. -Откройте тетрадь для самостоятельных работ с.28, давайте прочитаем слова, которые встретятся в этом тексте. -Что обозначают эти слова? -Кроме этих слов в тексте вам встретятся и такие слова:, чересчур, чадо, чин. Что они обозначают, найдите в сносках учебника. | -Воробей. Ответы детей М .Горький «Воробей» с. 42 Жёлтый и рот- желторотый Глянет- выглянет- выглядывал Бей- робей- воорбей- воробьиха Чур- чересчур Чванство- чваниться Совы- высовывал Покой- покоится-беспокоится Бурак- чебурашка- чебурахнешься |
Работа с текстом во время чтения. |
| Усвоение новых знаний и способов действий. 1 часть –чтение учителем -Итак, предлагаю вам послушать произведение. Я читаю начало, а вы внимательно слушайте. -Кто главный герой произведения? Запишите на карточке. -Каким вы представили воробья? Запишите на карточке, используя слова для справок. 2 часть- чтение учителем -Какое главное качество вы увидели в этой части? -Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи. -Что общего в этих словах? Что обозначает слово «Чив?» 3 часть- чтение учителем -А каким вам запомнился воробей в 3 части? -Глядя на его качества , какой мы можем сделать вывод? Он положительный или отрицательный герой? -А кого он вам очень напоминает? – Подумайте, с кем сравнивает Пудик человека? -Как он объяснил тот факт, что у человека нет крыльев? - Почему Пудик сказал: Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали? Физкультминутка: Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. | Работают в парах по карточкам: _________________________ Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный горделивый, воспитанный, любознательный. Чересчур, черна, чив, чем ч. чванятся, чудо, чебурахнешься Звук Ч -С птицами -Их оборвала кошка. -По его мнению, в воздухе лучше, чем на земле. |
Работа с текстом после чтения. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи | -А теперь давайте выполним работу в группе. Прочитайте задание. Читаем текст на стр.42 по цепочке. -Выполните следующее задание в группе. Прочитайте по ролям разговор Пудика и мамы. | Чтение в группах |
VII.Включение в систему знаний | -К какому жанру относится это произведение и почему? - Прочитайте в конце произведения вопрос, который задал кот. -Прочитайте вопрос, который задал Миша? Ответьте на него. - Кого вам напоминает мама воробьишки? – Что общего между воробьихой и вашей мамой? -Самое первое чувство , которое познает человек-это любовь к своей маме. Чему учит нас это произведение? -Это произведение мы прочитали в сокращении. А как вы думаете , что могло произойти с Пудиком дальше? -Ваши предположения подтвердятся, если вы прочитаете это произведение целиком. | -авторская сказка -наших мам -Мама Пудика и наши мамы все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. -Всегда слушаться свою маму, беречь её , помогать ей. Высказывают свои мнения. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | -Что нового вы узнали на уроке? Закончите высказывание : На уроке я узнал… -Оцените свою работу на уроке, поднимаясь по лесенке: 1 ответ- 1 ступенька 2 ответа-2 ступенька 3 ответа-3 ступенька 4 ответа- 4 ступенька 5 ответов-5 ступенька | анализ собственной деятельности на уроке |
Информация о д\з | -Каким вы представляете главного героя? -Нарисуйте его портрет дома. -Молодцы, благодарю вас за урок. | Ответы детей |