Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – Изобразительное искусство.
Класс -7
Тема – «Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- дать определение вещи как объекта, несущего отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего;
- осознавать и объяснять дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование;
- выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи;
- выявлять слияние художественного и утилитарного в вещи (красоты и пользы);
- дать определение произведений пластического искусства;
- иметь представление о социальной роли вещей во все времена.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
Регулятивные:
- развивать воображение и фантазию при создании творческой работы;
- определять учебную цель и жизненно-практическую проблему.
Познавательные:
-выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций;
Коммуникативные:
- понимать общее и различное во внешнем облике вещи, работать по плану, сверяясь с целью;
- планировать деятельность, излагая свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
3. Личностные:
- понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- формирование чувства красоты и эстетизма;
- формирование умения рационально выполнять работу
__________________________________________________________________________________Словарь урока:
Конструкция вещи – это то, что можно выявить в вещи, вне зависимости от её назначения, взаимное сочетание объёмов простых и сложных.
Форма – это результат наиболее полного выражения сути вещи, ее функции.
Утилитарность - практическое назначение вещи.
Инсталляция – произведение современного пластического искусства.
__________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- учебник «Изобразительное искусство». «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Авторы А.С. Питерских, Г.Е. Гуров
- принадлежности для выполнения аппликации, материалы для монтажа инсталляции, предметы для инсталляции, плоскости для инсталляции
- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран
Наглядно – демонстрационный материал:
- Мультимедийный ряд: авторская презентация по теме: «Красота и целесообразность»
- наглядный материал: простые геометрические объемы, сложные объемы
- принадлежности для практической работы по проверке пройденного материала
- жетоны для подведения итогов практической работы
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
1 этап Орг. момент | - деление класса на три команды - приветствие учащихся, проверка наличие учебников и принадлежностей на рабочем месте (слайд1) | - проверка наличия учебников и принадлежностей на рабочем месте | 1 мин |
2 этап Мотивация | Знакомство с темой урока и введение в суть темы через высказывание древнего философа. (слайд 2) Беседа: - многообразие мира вещей, их роль в жизни человека; - отображение красоты вещей и материалов из которых они изготовлены в живописных произведениях изобразительного искусства; - призыв внимательно приглядеться к вещам, чтобы не упустить их своеобразие и достоинство | - повторение ранее пройденного материала; - отвечают на вопросы 1. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий мир вещей? (слайд 3) 2. Когда и где появился натюрморт в качестве самостоятельной картины? (слайд 4) | 2 мин |
3 этап Актуализация знаний | Формирование чувства уважения и грамотного отношения к окружающему миру вещей: - проектирование, создание нового; - вещь как авторство дизайнера; - необходимость эстетичности восприятия вещей - красота вокруг нас | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - дизайн вещи это искусство - создание нового как старого, но с учетом новых требований | 2 мин |
4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
1 вопрос Конструктивность вещи | Формирование нового знания о конструкции вещей, как взаимном сочетании объемов: - простых геометрических тел; (слайд 6) - сложных форм (слайд 7) Организация промежуточной практической работы. Демонстрация наглядных изображений сложных объемов Задание: Охарактеризовать виды предложенных сложных объемов | Просмотр слайдов. (слайд 5) Анализ предмета с простой геометрической формой. Практическая работа: Выполнение «геометрического портрета» вещи. -выявление составляющих геометрических объемов и подбор соответствующих геометрических фигур. - выполнение схематичной аппликации - подведение итогов практической работы | 5 мин |
2 вопрос Форма вещи | Формирование нового знания о форме, как результате наиболее полного выражения сути вещи, ее функции. - создание вещи для дела; - форма вещи и ее эффективность в работе; - утилитарность; - эстетическое воплощение функции вещи | Просмотр слайда. (слайд 8) - отвечают на вопросы: 1. Чем отличается форма современных самолетов от формы первых самолетов? ( слайд 9) 2. Какова цель конструкторов, создателей самолетов? 3. Приведите примеры вещей, в форме которых отражено слияние утилитарного и художественного | 3мин |
3 вопрос Исчезает дело, исчезает и вещь | Сообщение Старые вещи сегодня утратили свою роль и практическое значение. - (шарманка, граммофон, примус) (слайд 10) С развитием прогресса появились новые предметы - ( ракеты, компьютеры, сотовые телефоны и др.) (слайд 11) | Просмотр слайдов Формирование вывода: Надо с уважением относиться к старым вещам, несущим отражение прошлой жизни, дух своего хозяина, красоту прошедшей эпохи | 2 мин |
4 вопрос Вещи, потерявшие утилитарность, но не популярность и любовь | Просмотр слайда (слайд12) (звучит музыка) Слова об уюте в доме с русским самоваром. Форма самовара, слияние красоты и целесообразности Демонстрация красоты русских самоваров (слайд 13, 14, 15, 16, 17 18) Демонстрация ролика (слайд 19) «Посещение магазина тульских самоваров» Цель: - воспитание уважения к русским традициям. - привитие уважения и восхищения к русским мастерам, изготовляющим русские самовары. | Сообщение из рублики (история вещей) «Самовар» Выступление учащейся. | 3 мин |
5 вопрос Мир старых вещей. | Просмотр слайда (слайд 20) Цель: - знакомство с миром старых вещей - знакомство с дизайном вещей прошлых лет - знакомство со свойствами старых вещей: ( предмет искусства) | Выступление учащихся: Чтение стихов о старых вещах. Формирование вывода: Надо с уважением относиться к старым вещам, несущим отражение прошлой жизни, дух своего хозяина, красоту прошедшей эпохи | 1 мин |
5 вопрос Инсталляция | Формирование нового знания: Использование свойств старых вещей в современных видах пластического искусства. Ассоциативно-образное представление созданное предметами в инсталляции. Приобретение предметами художественного смысла и символичности. Инсталляция – это художественно-образный язык монтажа. Логические или образные названия композиций инсталляций. | Просмотр слайдов: (слайд 21, 22) Знакомство с материалом учебника стр 74-75, просмотр инсталляций. Обсуждение: Вопросы: Какие предметы используются в инсталляциях? Как размещены предметы на плоскости? Какой смысл отражают инсталляции? Например: игра, отношение, любимое дело, воспоминание и прочее... | 5 мин |
6 этап Организация практической работы (Выполнение инсталляции) |
1 часть Подготовительная | Проведена работа по сбору предметов для инсталляций каждой группой учащихся по разным темам. Рекомендации по выполнению монтажа предметов: - решение композиции - объемность Всем учащимся раздаются жетоны «симпатии» с пояснением их назначения в подведении итогов практической работы | Работа по группам. (III группы) Распределение обязанностей по выполнению инсталляции. Физкультурная минутка 1.Упражнения для глаз: «Радуга» (не поворачивая головы, рисуем «глазами» радугу, восьмерку) 2.Упражнения для рук: «Восьмерка» (пальцы в замок, вращаем кисти рук) | 3 мин |
2 часть Технологическая | Задание: Составить композицию предметов на плоскости Выполнить крепёж с помощью клея-карандаша, шила, верёвки Проверить качество Придумать название работе - Помощь учащимся в работе. Завершение работы по выполнению инсталляции. | Выполнение учащимися практической работы. (звучит музыка) | 8 мин |
3 часть Заключительная Рефлексия и оценивание | Обсуждение: Представляя инсталляцию, расскажите: - К какому виду искусств относится ваше произведение? -Какой образ вы создали и какие предметы при этом использовали? - Какие ассоциации хотели вызвать у зрителя? -Как назвали свою инсталляцию? - Другие варианты названий? Закрепление основных понятий урока: Конструкция вещи- как сочетание объемов Форма – красота и польза Вещь как образ времен | Представители каждой группы учащихся демонстрируют работу группы. Анализ и оценка инсталляций. Инсталляции под номером (1,2,3) Объявлено коллективное оценивание. Все учащиеся направляются с жетоном «симпатии» к конвертам, прикрепленным на стенах под номерами соответственно (1,2,3) Далее опускают свой жетон в конверт с номером, наиболее понравившейся инсталляции. Подведение итогов голосования. Закрепление основных понятий темы урока: Ответы с места | 4 мин |
7 этап Завершение урока | Домашнее задание | | 1 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщение из рублики (история вещей) «Самовар»
Пётр Первый очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Благодаря ему и появился, доставленный из Голландии, самовар, который в Европе назывался «Чайной машиной».
Самовар стал символом русского застолья. Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях, что неоднократно было отражено в произведениях изобразительного искусства.
Пузатыми самоварами пользовались в домах простых людей, и в царском дворе.
Этот прибор был очень удобным. Вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. На вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже долго не остывал.
Самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно. Сейчас мы приобретаем больше электрические чайники. Но самовары по-прежнему живут в нашей жизни.
Стихи про старые вещи.
Старые вещи, будто бы люди,
В своем особенном мире живут
Пока они новые, все мы их любим,
А после на свалку ждет их маршрут.
Старые вещи - словно живые
Мыслить умеют и даже мечтать,
Но они немы в людском нашем мире
И редко нам могут что-то сказать
Старые вещи, старинные фото,
Вы столько храните тепла и забот,
Ах, выбросить вас! - да мешает нам что-то,
А время незримо ведет свой отсчет.