СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по истории "Общественные движения при Александре I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по истории России для учащихся 8 класса с учетом ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории "Общественные движения при Александре I»

Конспект образовательного мероприятия


Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность)

Зятикова Светлана Андреевна, учитель

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 74

Республика/край

РФ

Город/поселение

Воронеж

Предмет

История России

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа

8 класс, общеобразовательный

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

«Общественное движение при Александре I»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» XIX век

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний и умений и навыков, полученных ранее в процессе учебы.

Краткая характеристика класса /коллектива/группы

Класс средних способностей. Среди них (приблизительно30%) лидеры с ярко выраженными гуманитарными способностями. Есть отстающие, со слабыми способностями, плохой памятью, слабым вниманием. Степень активности была достигнута делением класса на рабочие группы, в которых были объединены учащиеся с разными образовательными возможностями.

Цели урока/ занятия/ мероприятия


  • Познакомиться с программами коренных преобразований в России,

разработанными декабристами.

  • Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

  • Определять и аргументировать свое отношение к ним и оценку их деятельности.


Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Развивать индивидуальные особенности школьников, их коммуникативность, умение мыслить, обобщать и делать вывод.

Развивать умение грамотно излагать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Воспитывать гражданственность, преданность отечеству на примерах исторических личностей

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Предполагается, что в результате изучения данного материала учащиеся овладевают: знанием исторических фактов, умением сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, умением грамотно излагать изученный материал, определять и объяснять свое отношение к нему и давать оценку. Овладевают навыками работы с учебной информацией, формулировать и обосновывать выводы

На данном уроке приобретают следующие качества: способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Образовательный процесс на уроке направлен на развитие следующих компетенций: социально-адаптивной - эта компетенция достигается развитием личностно-индивидуальных возможностей каждого. Учитель обращает внимание учеников к гражданской позиции декабристов, к пониманию их роли гражданина страны, необходимости уважение прав и свобод человека. Пример социально- нравственного опыта предшествующих поколений, постепенно должен развить чувство ответственного поведения в современном обществе. Изучение истории направлено на освоения гуманистических ценностей и традиций народа.

коммуникативной – работа в группах, опыт делового общения на уроках, умение распределять обязанности, нести ответственность за порученную работу вырабатывает толерантность, опыт взаимодействия учеников не только в школе, но и другой социальной среде.

познавательной – эта компетенция развивается овладение историческими знаниями, необходимыми для развития широкого кругозора, мировоззрения и миропонимания, использование знаний по истории в общении с людьми.


Необходимое оборудование и материалы

Карточки с пословицами, карточки с девизом, цветные кружочки для рефлексии, цветная бумага для кластера, фломастеры, карточки с тестом.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)

Этап урока/занятия/мероприятия

Время, продолжите-льность этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме1 (если есть)

Описание действий участников образовательного процесса

Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)

Инициация


этот этап проходит на перемене за 3-4 минуты до начала урока




















1мин на уроке

Метод «Найди свою половинку»:

Разделение класс на группы, выделение лидера,

Цель: формирование групп,

4-е группы по 4-6 человек.

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы: карточки, на одних написаны начало, а на других конец пословиц.

Подготовка: организация групп.

4-ре ученика с хорошими способностями собирают группу.

Проведение:

Карточки с окончанием пословиц раздаются остальным ученикам класса. Карточки приготовлены учителем заранее, они могут пригодиться для других уроков.

Ученики собирают группу, найдя свою половину

пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученых тьма», «Делу время, а потехе час», «Назвался груздем, полезай в кузов», «Сделал дело, гуляй смело».

Метод «Найди похожих»: Цель: знакомство участников группы и выработка чувство команды

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы: карточки с девизом разложены на столе.

Проведение:

Группы рассаживаются по периметру класса так, чтобы не мешать друг другу в работе. Для каждой группы на столах карточка с девизом: «Один за всех и все за одного», «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», «Мы с тобой одной крови - ты и я», «Не можешь, научим, не хочешь заставим».

Подготовка: Учитель заранее выделяет

4 -х учеников с хорошими способностями, выдает карточки с началом пословиц.


















Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.



Ученики в группах берутся за руки и произносят свой девиз.


Вхождение или погружение в тему


1 мин.

















5мин.

.Метод «Учи имена»: вспомнить материал прошлого урока

Цель: Включить учащихся в работу, актуализировать у учащихся уже имеющиеся знания и мотивацию к дальнейшей работе.

Участники: все обучающиеся

Проведение: Учитель объявляет тему: «Декабристы - взгляд через столетия». Предлагает ученикам в каждой группе протянуть друг другу руку и познакомиться, назвав себя по фамилии одного из декабристов.

Метод «Кластера»:

Цель: представление новой темы, структурирование материала, привлечение внимания учащихся.

На доске составлен кластер

( приложение № 1)

Участники: Учитель и все обучающиеся

Проведение:

Объяснение учителя:

В соответствии со схемой (кластером) группы делятся на изучения аграрной, национальной программы и реформы политического строя. Четвертая группа - группа экспертов, которая будет анализировать и оценивать программы с современных позиций.

Названия групп и вопросы для работы уже лежат на столе.

Для актуализации уже имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос

  • Кто такие декабристы?

  • Какие тайные организации были созданы?

  • Какие главные цели преследовали члены тайного общества?

  • Дайте определение самодержавию.

  • Что такое крепостное право?

  • Как назывались программы тайных обществ и кто был разработчиком?








Ученики пожимают друг другу руку и представляются.
















Учитель объявляет тему, задаёт вопросы, ученики отвечают.


Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

1.5мин.

Метод: «Я хочу научиться

Цель: Осмыслить и сформулировать для себя зачем он пришел на урок, какой результат он ожидает получить от работы на уроке.

Участники : все обучающиеся

Проведение:

Ученик пишет на заранее приготовленном учителем листочке, какие знания он предполагает получить на этом уроке. Эти записи не будут зачитываться. В конце урока каждый ученик для себя должен осознать научился ли он чему – нибудь или нет.

Такой метод формирует ответственность перед самим собой, т.к знания нужны в первую очередь ему.

Ученики, каждый для себя, обдумывают и заполняют листочки со своими ожиданиями от урока.


Интерактивная лекция





Этот этап на уроке отсутствует, так как предполагается самостоятельная работа с текстом учебника. Уровень сложности материала не требует объяснения учителя и доступен для самостоятельного усвоения.

Проработка содержания темы


















































Эмоциональная разрядка (разминка)












Продолжение работы


10-15минут



















































1 минута















8 минут



Метод ульи:

Цель: получение новой информации, осмысление содержания, распределение обязанностей в группе: поиск информации, оформление информации для кластера, сравнение полученных данных, представление работы группы(т.е. каждый член группы имеет свой объем работы, в зависимости от способностей)

Участники: все ученики и учитель.

Проведение: Все участники групп работают по материалам учебника А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» §8 стр.52-59.

Задание для 1-ой группы:

Аграрный вопрос.

1.Как решается вопрос освобождения крестьян в программах «Конституция» и «Русская правда».

2.Сравните две программы, определите, что у них общего и в чем различие?

Задание 2-ой группы:

Реформа политического строя в программах «Конституция» и «Русская правда»

1.Какой политический строй предусматривает та или иная программа?

2. Какие государственные органы власти будут созданы и на каких принципах построены?

3. Какими полномочиями наделен каждый из государственных органов?

4.Какими политическими и гражданскими правами наделено российское общество?

Задание 3-ей группы:

Национальный вопрос в программах «Конституция» и «Русская правда».

1.Какова форма государственного устройства России? (федерация или единая неделимая)

2. Отличаются ли политические и гражданские права национальных меньшинств от прав русского населения?

Задание 4-ой группе – экспертов.(помощь в работе этой группе оказывает учитель)

По аграрному вопросу:

1.В какой программе аграрный вопрос решается более прогрессивно?

2.Назовите достоинства и недостатки программы.

3.Как вы думаете, почему П.Пестель и Н.Муравьев оставляют большую часть земли у помещиков?

По реформе политического строя:

Какой проект был более радикальным?

Был бы принят этот проект дворянским обществом?

Какой проект был реальным и применим для России того времени?

Метод

Актерское мастерство(авторская разработка)

Цель: Снять усталость и напряжение.

Участники: учитель и все обучающиеся.

Проведение : Учащиеся проводят разминку, не вставая со своих мест, чтобы не вносить сумятицу и уложиться в 1 минуту.

Учитель предлагает им сделать несколько этюдов, при этом должны работать только руки и мимика лица.

Первый: представьте, что вы только что проснулись.

Второй: вас удивило то, что вы увидели.

Третий: вы не довольны увиденным.

Четвертый: вы растеряны

Пятый: вы приятно удивлены.


Метод

«Доска объявлений»

Цель: Представление результатов работы в группах.

Участники: представители групп.

Проведение:

Один из членов группы выходит к доске и представляет результаты группового обсуждения:

1. Четко формулирует поставленную задачу

2. Кратко рассказывает о результатах работы

3. Прикрепляет подготовленную карточку для дальнейшего оформления кластера.

(приложение № 2)

После представителя каждой группы выступает член экспертной группы.















Каждая группа прорабатывает свой раздел по полученным вопросам.




















































Ученики выполняют задания учителя


Представители групп, выходя к доске отчитываются о проделанной работе на уроке, дополняет кластер, представляет экспертизу


Подведение итогов







Рефлексия:

5 минут








1 минута





1митута

Тестирование

Цель:

Проверка полученных знаний на уроке в форме краткого теста.

Тест тренировочный для самооценки.

( приложение № 3)

Результаты объявляются на следующем уроке.


Метод «Я научился»

Ученик возвращается к записке, написанной им во время 3-его этапа урока

«Формирование ожиданий»

и обдумывает, чему он научился.

Метод Светофор:

Цель

:Выяснить впечатления от урока

Участники: Учитель и ученики

Проведение:

На столе у каждой группы подготовлен лист А4 и кружочки из цветной бумаги на каждого члена группы.

позитивно - наклеить зеленый кружок

нейтрально-желтый

негативно - красный

Учитель выставляет оценки ученикам и комментирует их. Благодарит за урок.














Ученики должны быстро наклеить кружок того цвета, который выразит их отношение к уроку.


Домашнее задание (если имеется)

0.5 минут

Домашнее задание: повторить §8 стр.52-59. Составить «тонкие» и «толстые» вопросы и уметь на них отвечать.



Дополнительная информация

Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Материал урока был продуман и распределен учителем по всем его этапам. Объем материала не большой, каждый ученик был занят посильным (исходя из его возможностей) для него делом, это позволило выполнить полностью поставленную задачу во всем объеме. Результат тестирования показал, что ученики материал усвоили. Из 22 человек: 6 - «5»; 11- «4»; 5 - «3» «2»-нет. Позитивная оценка урока обучающимися показала, что урок им понравился. Следовательно: технология модерации, примененная при разработке и проведения данного урока, эффективна. Считаю, что АМО могут использовать и другие учителя во время прохождения данной темы (могут воспользоваться моей разработкой)

Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)

Эмоциональная разрядка - метод актерское мастерство

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия

Для учителя этап рефлексии наступает после урока: план урока выполнен полностью, ученики работали активно, урок оценили позитивно, значит, урок разработан правильно.

Ожидаемые и полученные результаты совпали.

Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО

Выше были представлены результаты и оценка учащихся урока - они говорят сами за себя.

На уроке, построенном на основе технологии модерации и с применением АМО, ученики получили возможность самостоятельно разобраться в материале. Оценка, которую они получили, показала результативность их работы, принесла удовлетворение. Положительный результат – это эффективная мотивация для дальнейшей деятельности учеников в образовательном процессе.


Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложение № 1: Начальный вид кластера, подготовленный учителем на доске перед уроком.

Приложение № 2: Кластер, дополненный учениками во время ответа.

Приложение № 3. Тесты для проверки, усвоенных знаний.

Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)

Для результативной деятельности учащихся в образовательном процессе наиболее важным фактором является мотивация. Использование игровых моментов, весёлые разминки способствуют развитию мотивации.

Групповая работа дает возможность проявить себя не только хорошим ученикам, что всегда бывает на уроке, но и не очень подготовленным; так как у них есть поддержка рядом сидящих способных учеников и есть возможность получить хорошую или отличную оценку за урок, а это всегда приятно и стимулирует к работе. Ученики всегда делают с удовольствием то, что у них получается.

АМО даёт возможность учащимся приобрести опыт самостоятельной работы, показать свои индивидуальные возможности, развивать их коммуникативность, умение мыслить, обобщать и делать вывод.

Считаю, что АМО и технологию модерации я буду использовать систематически, для повышения качества образования и своего труда.

Использованная литература, источников информации.

«Примерные программы по истории 5-9 классов». Москва, издательство «Просвещение».














Приложение №1



На доске кластер - заготовка в начале урока




Программы декабристов

декабристов





Южное общество оооооооообщество

Северное общество







Аграрный вопрос

Политическая

власть

Аграрный вопрос

Политическая

власть




Национальный вопрос

Национальный вопрос


















Приложение №2


Программы декабристов

декабристов

Южное общество оооооооообщество

Северное общество

Отмена крепостного права

права

Половина земли

помещикам

Половина крестьянам

Основной массив

земли помещикам

Крестьянам

по 2 десятины

Отмена крепостного права

права

Республика

Конституционная монархия

Народное Вече

Законод. власть





Державная дума

Исполнит. власть

Судебная власть

Верховный собор. К. К

Император- глава государства

Парламент – закон. Народное вече

Национальный вопрос

Россия единая

неделимая

Жители страны-

единый русский народ

народ

Судебная власть

Федерация

15 держав

Высший орган

в каждой державе

Дер. д

Выб. д































Приложение № 3


1. Одна из причин возникновения декабристского движения

  1. ухудшение социально-экономического

положения в России

  1. отказ Александра I от политики реформ

  2. нерешенная проблема престолонаследия

  3. массовые крестьянские выступления,

угроза новой «пугачевщины»

2.Автором разработанной программы «Конституция»

является:

  1. К.Рылеев

  2. С.Волконский

  3. П.Пестель

  4. Н.Муравьев

3. Проекты Н. Муравьева и П. Пестеля

объединяет то, что в них предусматривалось:

  1. установление республики

  2. уничтожение крепостного права

  3. создание федеративного государства

  4. освобождение крестьян за выкуп

4. Какое государство получало самостоятельность

в проекте «Русская правда»?

  1. Финляндия

  2. Польша

  3. Украина

5. На каких принципах построены органы государственной

власти в проектах «Конституция» и «Русская правда»?

  1. разделение властей

  2. вся власть сосредоточена в руках императора

  3. вся власть передавалась Верховному собору



6. Кто имел право быть избранным в Народное вече в проекте «Конституция»?

  1. все, без исключения

  2. предусматривался имущественный ценз

  3. только бедные

  4. имеющие специальное образование.




1

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!