«Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ»
Технологическая карта урока по информатике
в условиях реализации ФГОС
«Визуализация информации в текстовых документах»
7 класс
Учитель физики, информатики и математики Рамазанова Гульзида Рафкатовна
2016 г. Казаннь.
Технологическая карта урока по информатике в условиях реализации ФГОС
«Визуализация информации в текстовых документах»
Класс:7.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.
Форма урока: фронтальная работа с классом, компьютерный практикум.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Цель урока: научиться использовать операции форматирования при создании текстового документа.
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать представление о визуализации информации в текстовых документах;
- познакомить учащихся со списками, с их видами;
- научить составлять маркированные и нумерованные списки;
- познакомить учащихся с таблицами;
- научить применять таблицы в текстовых документах.
Метапредметные:
- формирование приемом логического мышления;
- развитие навыков и умений работать со списками и таблицами;
- развитие интереса к предмету, информационной культуры;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
Личностные:
- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;
- привить навык индивидуальной работы;
- развитие коммуникативных УУД.
Оборудование: проектор, презентация «Визуализация информации в текстовых документах», ПК, карточки с практической работой, тетрадь, учебник.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление (практическая работа).
Итог урока, рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. | Создание благоприятного климата на уроке. | Приветствую учащихся, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение. |
2. Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы и цели урока. | - На прошлых уроках мы с вами познакомились с двумя видами форматирования: стилевое и прямое. На дом я вам задавала учить все то, что касается форматирования. Начнем с того, что вообще такое форматирование? Ответ детей: процесс его оформления. Какие два способа форматирования существуют? Ответ детей: прямое и стилевое. К чему применяют прямое форматирование, его особенность? Ответ детей: применяют к произвольным символьным фрагментам (символы, слова, строки, предложения) и абзацы. К чему применяют стилевое форматирование, его особенность? Ответ детей: применяют к большим текстам. В чем состоит преимущество стилевого форматирования от прямого? Ответ детей: экономит время, обеспечивает единообразие в оформлении и так далее. Какая существует ориентация листа бумаги? Ответ детей: книжная, альбомная. Какие вы молодцы! Видно, что учили. - Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а вот какую вы мне скажите сами, и в этом вам помогут некоторые изображения, которые вы видите на слайде. И вот каков будет мой наводящий вопрос, какую информацию человек воспринимает лучше? То есть какую информацию нам воспринимать легче? Которая будет что содержать? Ответ: которая содержит списки, диаграммы, картинки. А как называется такая информация, которая содержит списки, картинки, диаграммы, таблицы? Название такой информации получили от слова «глаза». Ответ детей: визуализированная информация. Значит, тема урока какова? Ответ детей: «Визуализация информации в текстовых документах». - Совершенно верно, открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Визуализация информации в текстовых документах» (Т, Д). | Отвечают на вопросы по домашнему заданию. Формулируют тему урока. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
3. Изложение нового материала. | | Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки. Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами – русскими или латинскими. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий. Нумерованные списки вы регулярно создаете, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый день. При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически. Рис.1. Пример нумерованного списка Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение. С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника. Рис.2. Пример маркированного списка Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе. подзаголовок – «Таблицы» (Т, Д). Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписание движения автобусов, самолетов, поездов и так далее. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица может содержать не только символы и текст, но и какие-то графические изображения. Пример на доске. Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в таблицу можно так: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты. Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек. Как я уже говорила, таблица может содержать не только текст, но и графическое изображение. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее. Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов. Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры. Эта вся теория, которая необходима вам для визуализации информации. Ваши вопросы, что вам непонятно? Может что-то еще нужно повторить? Учитель отвечает на вопросы детей. Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, цель которой – научиться строить таблицы, применять к тексту нумерованные и маркированные списки. | Слушают внимательно учителя и конспектируют важные моменты. Обсуждают таблицу. | Познавательные: извлечение необходимой информации из сказанного учителем. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. |
4. Первичное закрепление (практическая работа). | Закрепить полученный материал практической работой. | - Рассаживаемся за компьютеры, и я вам сейчас раздам листочки с практической работой. Если возникнут вопросы, спрашивайте. Приложение 1 (практическая работа). Приложение 2 (практическая работа). | Выполняют практическую работу на компьютерах. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения практической работы Личностные: формирование умений внедрять таблицы, списки в текст. |
5. Итог урока, | Подведение итогов урока, | - Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока. Что для вас было новым на уроке? Возникали ли у вас трудности при выполнении практической работы? Достаточно ли теоретического материала вы услышали на уроке? Каким было вашего настроение до урока и каким стало после окончания урока? - Открываем дневники и записываем домашнее задание – стр.168-172 учить параграф 4.4. Все, все свободны! До свидания! | Подводят итог урока, отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: умение подвести итог, оценить свою работу. |
информация о домашнем задании. | информация о домашнем задании. |
Практическая работа №1.
Создать страницу с описанием школы (дома).
Примерное содержание страницы с описанием школы (дома).
Внимание! Без описания прилегающей территории
Заголовок страницы
Краткое описание места расположения школы, дома или иного описываемого объекта.
1-2 фотографии описываемого объекта (размер рисунка не более 3х4 см).
Таблица, содержащая основные характеристики или свойства описываемого объекта
Объекты шаговой доступности: школы, детские сады, зоны отдыха, культурно-развлекательные центры, остановки общественного транспорта и т.д.
Ближайшие остановки.
Описание транспортной доступности к остановки.
Примерная схема прилегающей территории.
Требования к оформлению.
Заголовок страницы – объект Word.
Основной текст:
Текст таблицы: гарнитура шрифта - Times New Roman, 11, цвет - черный.
Заголовки внутри страницы:
форматирование - по центру,
гарнитура шрифта - Georgia, 16;
цвет – синий;
Подписи фотографий (объект «Надпись»):
Перечень объектов шаговой доступности представить как маркированный список.
Перечень остановок – как нумерованный список.
Описание объектов культурно-развлекательной направленности - Times New Roman, 14; цвет черный, начертание – курсивное
Название самих объектов Times New Roman, 14; цвет красный, начертание – курсивное
Примерная схема прилегающей территории создается с помощью любого доступного графического редактора.
Практическая работа №2
Создать страницу с описанием пришкольной территории (двора дома).
Примерное содержание страницы
Внимание! Без описания прилегающей территории
1. Заголовок страницы.
2. Краткое описание пришкольной территории, двора дома или иного описываемого объекта (наличие детских, игровых и спортивных площадок; цветников, клумб и т.д.).
3. 1-2 фотографии описываемого объекта (размер рисунка не более 3х4 см).
4. Таблица, содержащая основные характеристики или свойства описываемого объекта
5. Описание объектов, расположенных на детских, игровых и спортивных площадках; на клумбах, цветниках и т.д.
6. Примерная схема прилегающей территории.
Требования к оформлению.
1. Заголовок страницы – объект Word.
2. Основной текст:
• гарнитура шрифта - Times New Roman, 14,
• цвет - черный.
3. Текст таблицы: гарнитура шрифта - Times New Roman, 11, цвет - черный.
4. Заголовки внутри страницы:
• форматирование - по центру,
• гарнитура шрифта - Georgia, 16;
• цвет – синий;
5. Подписи фотографий (объект «Надпись»):
• гарнитура шрифта – Calibri, 11;
• цвет - черный
6. Перечень имеющихся площадок (цветников, клумб) представить как нумерованный список.
7. Перечень объектов на имеющихся площадках, цветниках, клумбах, представить как маркированный список, в виде колонок.
8. Название площадок - Times New Roman, 14; цвет красный, начертание – курсивное
9. Примерная схема прилегающей территории создается с помощью любого доступного графического редактора.