СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: От Средневековья к Новому времени. 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Цель урока - познакомить с основным содержанием курса «История Нового времени», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: От Средневековья к Новому времени. 7 класс»

Технологическая карта урока: От Средневековья к Новому времени


Цели

Познакомить с основным содержанием курса «История Нового времени», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету

Тип урока

Открытия нового знания









Планируемые результаты

Предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки Нового времени; объяснять значение и задачи курса; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Средневековьем и Новым временем; научиться давать понятие Нового времени, определять характерные признаки Нового времени, понимать, что связывает нас с Новым временем.

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Личностные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Средние века. Новое время. Традиционное общество. Хронологи Нового времени. Индустриальное общество. Человек Нового времени. Связь настоящего и Нового времени.

Образовательные ресурсы

Учебник, проектор, мультимедийная презентация.
















Организационная структура урока




Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Актуали-зация знаний и способов действий.

Фронтальная беседа с классом. Давайте вспомним:



- Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе?



- Что изучает история средних веков?







- Какой период охватывает история средних веков?

- Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин?



- Что такое «феод»?





- Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал?







Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (слайд)



Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (слайд)



- Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (слайд)



- Как в целом назывался суд над еретиками?



Работа с текстом (приложение 1)





Все, что мы вспомнили сегодня относится к истории Средних веков. Следующий этап развития общества – Новое время.

Отвечают на вопросы учителя:





История Средних веков.





История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.



V – XV вв. н.э.



От слова «феод».





Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.



Сеньор - землевладелец с властью государя на своей территории.

Вассал - землевладелец-феодал, зависящий от сеньора и обязанный ему различными повинностями.



Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.







Папа – глава католической церкви.







Еретики – противники господствующего вероучения церкви.





Инквизиция.



Работают с текстом, отвечают на вопросы.

Регулятивные: контроль знаний по истории Средних веков.

3. Постановка учебной задачи

Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока?





Что нам сегодня предстоит изучить?









Проблемный вопрос: Чем Новое время принципиально отличается от Средних веков?



Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (слайды)

Тема урока: «От Средневековья к Новому времени».

План урока:

1. Понятие и периодизация Нового времени.

2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

3. Человек нового времени.

От Средневековья к Новому времени.





Что изучает история Нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.













Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Понятие и периодизация Нового времени



Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Содержание Новой истории: переход от аграрной цивилизации к индустриальной (промышленной) и формирование единой планетарной цивилизации. (слайд).



Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.



Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

- когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

- когда разрушается традиционное общество;

- когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.



Задание: прочитайте второй и третий абзацы на стр. 6 и ответьте на вопрос: какие существуют точки зрения о начале Нового времени.













2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества. (слайд)



Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем заключался кризис традиционного общества и какие новые черты общества появляются в Новое время.



3. Человек нового времени



Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

- Какими чертами обладал человек нового времени?































- Каким целям служил дух предпринимательства?





Записывают в тетрадь















Слушают учителя



































У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.











Читают текст, высказывают свое мнение по вопросу.











Отвечают на вопросы.



Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.



Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений; определяют по ленте времени хронологические рамки Нового времени



Познавательные: принимают новую информацию.



Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Познавательные:

научаться ориентироваться в структуре учебника.




5. Закреп-ление знаний и способов действий

Давайте вернемся проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока.

Чем Новое время принципиально отличается от Средних веков?




Отвечают на вопрос. Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.



Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

6. Рефлексия

Давайте подумаем, что нас связывает с Новым временем?

















Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Всем ли комфортно было на уроке?



В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники — это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».

С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.



Отвечают на вопросы.





Слушают учителя.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

7. Подведение итогов урока

Выставление отметок

Слушают учителя.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

8. Информа-ция о домашнем задании

Стр. 5-8

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения





















Приложение 1.


Прочитайте текст и скажите, о каком событии идет речь.

Папа прямо сказал: «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, земля та течет молоком и медом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай…»



Прочитайте текст и скажите, кому принадлежат эти слова и о каком событии идет речь?

«Дорогой Дафин, бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение. Дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в мире наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам… Ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского престола».


Приложение 2.


Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем заключался кризис традиционного общества и какие новые черты общества появляются в Новое время.


В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!