2. Актуали-зация знаний и способов действий. | Фронтальная беседа с классом. Давайте вспомним: - Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? - Что изучает история средних веков? - Какой период охватывает история средних веков? - Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? - Что такое «феод»? - Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (слайд) Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (слайд) - Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (слайд) - Как в целом назывался суд над еретиками? Работа с текстом (приложение 1) Все, что мы вспомнили сегодня относится к истории Средних веков. Следующий этап развития общества – Новое время. | Отвечают на вопросы учителя: История Средних веков. История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств. V – XV вв. н.э. От слова «феод». Феод – участок земли, который выдавался за военную службу. Сеньор - землевладелец с властью государя на своей территории. Вассал - землевладелец-феодал, зависящий от сеньора и обязанный ему различными повинностями. Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу. Папа – глава католической церкви. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Инквизиция. Работают с текстом, отвечают на вопросы. | Регулятивные: контроль знаний по истории Средних веков. |
3. Постановка учебной задачи | Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока? Что нам сегодня предстоит изучить? Проблемный вопрос: Чем Новое время принципиально отличается от Средних веков? Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (слайды) Тема урока: «От Средневековья к Новому времени». План урока: 1. Понятие и периодизация Нового времени. 2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества. 3. Человек нового времени. | От Средневековья к Новому времени. Что изучает история Нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества. Записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Понятие и периодизация Нового времени Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Содержание Новой истории: переход от аграрной цивилизации к индустриальной (промышленной) и формирование единой планетарной цивилизации. (слайд). Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей. Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время: - когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации; - когда разрушается традиционное общество; - когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация. Задание: прочитайте второй и третий абзацы на стр. 6 и ответьте на вопрос: какие существуют точки зрения о начале Нового времени. 2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества. (слайд) Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем заключался кризис традиционного общества и какие новые черты общества появляются в Новое время. 3. Человек нового времени Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы: - Какими чертами обладал человек нового времени? - Каким целям служил дух предпринимательства? | Записывают в тетрадь Слушают учителя У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв. Читают текст, высказывают свое мнение по вопросу. Отвечают на вопросы. Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты. Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений; определяют по ленте времени хронологические рамки Нового времени Познавательные: принимают новую информацию. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: научаться ориентироваться в структуре учебника. |
5. Закреп-ление знаний и способов действий | Давайте вернемся проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока. Чем Новое время принципиально отличается от Средних веков? | Отвечают на вопрос. Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. |
6. Рефлексия | Давайте подумаем, что нас связывает с Новым временем? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всем ли комфортно было на уроке? В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники — это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному». | С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке |