Тема урока | Основные понятия о квадратных уравнениях |
Цель урока | Сформировать у обучающихся знания о квадратных уравнениях; создать условия для формирования ключевой компетенции – умения учиться через осмысление и понимание новой информации. |
Задачи урока | Образовательные: формирование представления об основных понятиях, видах квадратных уравнений, организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения теоретического материала; совершенствование вычислительных навыков. Развивающие: содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся (умению анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, рассуждать); развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог). Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитание самостоятельности при решении учебных задач; содействовать развитию умения общаться между собой, уважению друг друга, чувства толерантности. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Знать понятия «квадратное уравнение», «квадратный трехчлен», название его коэффициентов, виды приведенного, полного и неполного квадратных уравнений; иметь представление о количестве корней квадратного уравнения; уметь преобразовывать квадратное уравнение к стандартному виду, определять приведенные и неполные квадратные уравнения, решать неполные квадратные уравнения, выделять полный квадрат из квадратного трехчлена, решать текстовые задачи с помощью составления уравнений. Метапредметные: Регулятивные - уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, выполнять самоконтроль и самопроверку. Коммуникативные - уметь вести диалог, слушать, аргументировано высказывать свои суждения, быстро включаться в деятельность на уроке, взаимодействовать с одноклассниками. Познавательные - уметь читать математический текст и находить информацию в учебнике по заданной теме, работать по правилу, алгоритму, образцу, логически мыслить, рассуждать, доказывать утверждения. Личностные: Формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности. |
Основные понятия | Квадратное уравнение, квадратный трехчлен, первый или старший коэффициент, второй коэффициент, свободный член, приведенное квадратное уравнение, неприведенное квадратное уравнение, полное и неполное квадратное уравнение, количество корней квадратного уравнения |
Ресурсы | Учебник: «Алгебра, 8 класс». Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.Н., Суворова С.Б. - М: Просвещение, 2013. Презентация учителя, раздаточный материал (карточки-подсказки). |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Технологии проведения | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Формирование УУД |
1.Организаци-онный момент Цели: создать деловой настрой для занятия, информировать о подготовке к уроку | Приветствует обучающихся, отмечает устно их готовность к проведению урока | Приготовление к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Уметь сосредоточиться на определенном вопросе | Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку |
2. Актуализация опорных знаний Цели: обобщить знания по предыдущей теме, уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Создает условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включение в учебную деятельность. Фронтальный опрос по теме: «Графическое решение квадратных уравнений» (прием «Открытые окна»). Устанавливает тематические рамки учебной деятельности. Уточнение предложенной темы урока | Ответить на вопросы: Какое уравнение называется квадратным? Что значит «решить уравнение графически»? Перечислите шаги алгоритма построения параболы. | Предложили и согласовали тему урока. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий. Предлагают свои варианты ответов. Дополняют ответы друг друга. | Знать ответы на все поставленные вопросы | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания Коммуникативные: уметь высказывать мысли, уметь формулировать известные правила в устной форме Регулятивные: планирование – определение промежуточных целей с учетом конкретного результата |
3.Рассмотрение новых основных понятий. Цели: обеспечить выполнение обучающимися базовых учебных действий, организовать работу по определению коэффициентов квадратного уравнения | Проводит фронтальную беседу. Организует общую работу по рассмотрению основных понятий о квадратных уравнениях. Раздает карточки-подсказки «Решение квадратных уравнений». | Разобрать основные понятия по группам (работа с учебником). Каждая группа выписывает определения себе в тетрадь, затем выборочно от каждой группы отвечают у доски. 1 группа: - квадратное уравнение; - квадратный трехчлен; - первый или старший коэффициент; - второй коэффициент; - свободный член. 2 группа: - приведенное квадратное уравнение; - неприведенное квадратное уравнение; - как из неприведенного уравнения сделать приведенное; - виды уравнения. 3 группа: - полное квадратное уравнение; - неполное квадратное уравнение; - корень квадратного уравнения; - решить квадратное уравнение; - количество корней квадратного уравнения. | Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях. Читают правила по учебнику, выписывают математические понятия. | Знать основные понятия о квадратных уравнениях | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выражать мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь выполнять наблюдение, сопоставление, делать выводы |
4.Освоение основных понятий Цели: формировать навыки грамотной математической речи, отработать алгоритм решения задач. | Организация просмотра видеоролика, письменной работы в тетрадях обучающихся и на доске. Организация работы с карточками «Решение квадратных уравнений» | 1.Просмотр видеоролика «Как аль-Хорезми решал квадратные уравнения» 2. Работа с задачником и с карточками (решение задач в тетрадях и на доске № 24.2 (а), 24.3 (а,б), 24.5 (а,б), 24.6 (б)) | Выполняют записи в тетради и некоторые обучающиеся на доске. Отвечают на вопросы, сопровождают запись у доски комментированием своего ответа. | Знать основные понятия о квадратных уравнениях | Познавательные: уметь работать по алгоритму, использовать математический язык для оформления письменного решения задач. Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь высказывать свое предположение, отстаивать свою точку зрения. |
5.Рефлексия учебной деятельности Цели: зафиксировать содержание урока, организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Ответить на вопросы: 1. Какие новые понятия узнали на уроке? 2. Какие понятия использовали раньше? 3. Что было непонятно? | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. | Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уроке адекватной оценкой. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |
6.Подведение итогов учебной деятельности Цели: выставить оценки по итогам урока. | Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий обучающихся | | Слушают учителя, задают вопросы по необходимости. | Уметь выявлять аналогию предметных действий | Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности. |