Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Оксиды азота", 9 класс»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Оксиды азота»
ФИО (полностью): Катцына Любовь Федоровна
Место работы: МКОУ «Кислоканская средняя школа»
Должность: учитель химии
Предмет: химия
Класс : 9
Тема: «Неметаллы» номер урока в теме: 13.
Базовый учебник: Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – 18-е изд. Ст. – М.: Дрофа, 2011. – 270[2]с.
Цель урока: Рассмотреть оксиды азота. На их примере повторить классификацию и свойства оксидов.
Задачи:
-образовательные: повторить классификацию оксидов на примере оксидов азота; продолжить отрабатывать умение и навыки самостоятельной работы с учебником и с дополнительным материалом; продолжить формирование и закрепление классифицировать типы реакции, умение записывать окислительно-восстановительные реакции, составлять электронный баланс.
-развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, логически излагать свои мысли, выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательный интерес школьников , расширять кругозор учащихся, интеллект, эмоции, способности; выделять главное в процессе демонстрации опытов, уметь самостоятельно делать выводы.
-воспитательные: развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работе; формирование элементов экологической культуры ; развитие умения отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющими или приобретенными знаниями.
Тип урока: Смешанный (комбинированный)
Формы работы учащихся: фронтальная; групповая (в парах, в группах); индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, СД СГУ ТВ «Школьный химический эксперимент. Неорганическая химия. Азот и фосфор». Оборудование: стеклянная пластинка, лист белой бумаги, цилиндр, пробирки, медь, разбавленная азотная кислота, газоотводная трубка, вода, дополнительная литература.
| | | | | | Результаты |
№ | Этапы урока | Время | Методы, приемы, формы обучения | Виды деятельности | Предметные | Личностные | Метапредметные (УУД) |
учителя | учащихся | Регуля-тивные | Познава-тельные | Коммуни-кативные |
1 | Организационный момент | 0,5 | | Добрый день. Вы все сегодня готовы к уроку. Надеюсь на вашу активную работу и ее положительный результат | Приветствуют учителя | | | | | |
2 | Проверка домашнего задания | 5 | Общелогический. Словесный (беседа). | Осуществляет индивидуальный контроль стр.118. упр.5 (задача). | Отвечают на вопросы учителя. | Отрабатывают умение решать задачи по уравнению химической реакции. | Осознавать потребность и готовность к самообразованию | Оценивать результаты деятельности (чужой и своей). | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. |
3 | Мотивация | 8 | Общелогический. Словесный (беседа). Метод стимулирования и мотивации учебно-позновательной деятельности. Фронтальная. | Демонстрационный опыт (СД СГУ ТВ). Побуждает к высказываниям. -Что мы видели на экране? - Как часто мы встречаемся с этим в жизни? Демонстрационный опыт (СД СГУ ТВ). -Что мы видели на экране? - Как часто мы встречаемся с этим в жизни? | Ответы учащихся: получение оксида азота (II), окисление его кислородом, растворение бурого газа в воде. … Иногда мы видим бурый газ из… или … Определение темы урока и формирова-ние цели урока. Предполагаемые от-веты: тема урока – оксиды азота, цель – изучить свойства, строение, значение оксидов азота…. | Определение темы урока и цели. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. |
| |
| |
4 | Сообщение темы и цели урока | 0,5 | Словесный. | Действительно, тема сегодняшнего урока "Оксиды азота". И цель -изучить строение, свойства и значение оксидов азота. | Записывают тему урока в тетради. | | | | | |
5 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | 8 | Словесные (беседа, фронтальный опрос). Стимулирование и мотивации учебно-позновательной деятельности Логические (сравнение, анализ, систематизация, характеристика) Индивидуальная. Парная. | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Проводит актуализацию знаний и побуждает к высказыванию своего мнения. Создает эмоциональный настрой. | Отвечают устно и письменно у доски , работают в парах. Осуществляют самопроверку (фронтально). | Расширяют свои знания о классе оксиды. Учатся декларировать свои знания через определение понятий. Отрабатывают умения писать уравнения реакции, составлять электронный баланс, уметь давать характеристику типам реакций. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение работать индивидуально и в парах. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. |
Что называется оксидами? Какие оксиды может образовывать химический элемент азот? Предлагаю поиграть в крестики-нолики и заполнить схему (приложение 1) «классификация оксидов» (работа в парах, заполняют по очереди, кто последний вписал ответ, тот и выиграл). Что такое степень окисления? Дайте определение «окислитель», «восстановитель, процессы…? Из изученного ранее материала напишите на доске уравнения получения оксидов азота. Напишите электронный баланс. Дайте характеристику этим реакциям. |
6 | Обобщение и систематизация | 10 | Групповая работа. Словесный (объяснение, беседа). | Предлагаю провести групповую работу . Весь класс разделен на 5 групп (каждой по одному виду оксида). Перед вами таблица, посовещайтесь и решите какой оксид вы будете изучать. В конце выполненной работы, вы должны защитить свой материал , а остальные заполняют таблицу. Организует: - беседу по уточнению и конкретизации первичных знании, - обсуждение способов решения; - поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); - самостоятельную работу с учебником; Дает задание на поиск в тексте ответов на вопросы для заполнения таблицы Организует: - проверку выполнения таблицы; - оценочные высказывания обучающихся; - беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о связи формулы состав→строение→ свойства→ применение → получение → нахождение в природе | Учащиеся разделены на 5 групп, каждая выбирает один оксид азота и заполняет таблицу (приложение 2), используя учебник, дополнительную литературу, пользуется интернет ресурсом. | Сформировать представление о физических и химических свойствах оксидов азота , их получений и применений . | Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Находить и изучать в учебниках и других источниках информации материал, имеющий отношение к заданной теме. | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Умение выделять главное, пользоваться различными источниками информации. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение работать с текстом, таблицей, схемой, иллюстрациями и др. | Умение работать в группе, а также формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение задавать вопросы по теме. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. |
7 | Закрепление изученного | 5 | Натуральный химический эксперимент (демонстрационный). Общелогические (индукция, сравнение, обощение, конкретизация), описание хим.объектов. | Выполнение демонстрационного лабораторного опыта получение оксида азота (II) и его окисление в оксид азота(IV). Вопросы: - какие вещества вступили в реакцию, - что образовалось, - при каких условиях протекает реакция, - какие признаки химической реакции вы увидели? Письменно индивидуально записывают реакции, отвечая на вопросы. | Наблюдают демонстрацию опыта и анализируют увиденное. Письменно самостоятельно записывают реакции в тетрадь, отвечая на вопросы. Осуществляют самопроверку и проверку с эталонами ответов (приложение 3) | Способы получения оксидов азота(II) и (IV) в лаборатории и промышленности, химические свойства. | Построение логической цепи рассуждений, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Сравнивать основные характеристики реакций, находить черты сходства и различия, делать обобщение, устанавливать причинно-следственную связь. | Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. |
| | 3 | Объяснение сущности химических объектов, логические методы . Словесные (беседа). Фронтальная. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Проблемный практико-ориентированный вопрос: - Что же нам делать, чтобы оксиды азота не попадали в атмосферу во время демонстрации опытов? – Предложите свои способы обезвреживания (нейтрализации), опираясь на химический характер оксидов. | Предполагаемые ответы: - нейтрализовать в воде; - добавить щелочь или гидроксид кальция. | Способы обеззараживания оксидов азота. | Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
8 | Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | 4 | Словесный. Фронтальная. | Обеспечивает положительную реакцию на проделанную работу, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Заполняют лист самооценки. | | | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Умение перерабатывать информацию. | |
9 | Домашнее задание | 1 | | Комментирует домашнее задание. П.26. Выучить таблицу. Дополнить проблемный практико-ориентированный вопрос способами и уравнениями. | Записывают д/з, задают уточняющие вопросы. | | | | | |
Приложение
Схему «классификация оксидов». (Выполняется индивидуально)
Оксиды
↓ ↓
1.__________________ и 2. _____________________________
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
пример: пример:
______ ______ 3.________ 4. ________ 5. _________
пример: пример: пример:
_____________ _____________ ______________
образуется кислота (формула и название) образуется кислота (формула и название)
6.________________ 7.____________________
Образуется соль(назвать) Образуется соль (назвать)
8.__________ 9._____________
2.Таблица «Оксиды азота». Выполняется группой, используя дополнительную литературу, ЭР, учебник.
| N2O | NO | N2O3 | NO2 | N2O5 |
Название систематическое | | | | | |
Тривиальное название (если есть) | | | | | |
Агрегатное состояние | | | | | |
Цвет | | | | | |
Токсичность | | | | | |
Характер | | | | | |
Основные химические свойства | | | | | |
Применение (для каких целей его используют и на каких свойствах этого вещества оно основано) | | | | | |
Оценка группы | | | | | |
Свой вклад (самооценка) | | | | | |
3.Эталон ответа
Несолеобразующие.
Солеобразующие.
Основные
Амфотерные.
Кислотные.
HNO2 азотистая кислота.
HNO3 азотная кислота.
Нитриты.
Нитраты.
4.Лист самооценки .
Анализ и оценка личной успешности для достижения цели; выявления уровня овладения знаниями. Предлагаю заполнить оценочный лист.
Предлагает ответить на вопросы:
Вопрос | Ответ |
Оказывается, что | |
| |
| |
| |
| |
Оценивание работы на уроке
Оцени себя сам
Оценка товарища
Оценка учителя