СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир. Царство природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающий мир. Тема: "Царство природы" по программе "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир. Царство природы»

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока


Царство природы

Цель урока


Формировать и развивать ЦО (ценностное отношение) совместной учебной деятельности по определению и применению царства живой природы и ее типичных представителей

Планируемые результаты










предметные

метапредметные

личностные

П1: узнавать по описаниям, рисункам, фотографиям, изученные природные объекты и явления

П2: различать характерные свойства изученных объектов и явлений

П3: использовать различные источники для нахождения информации

М1: Способность принимать и

сохранять цели и задачи учебной

деятельности, находить

средства и способы ее осуществления.

М2: Умения планировать,

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии

с поставленной задачей и

условиями ее выполнения.

М3: Умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и четко излагать свою точку зрения и аргументировать ее, умения взаимодействовать в парах

Л1: Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

Л2: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Л3: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Тип урока


Комбинированный

Опорные понятия


Животные, растения, грибы, бактерии

Новые понятия


Бактерии: шарообразные, палочкообразные, винтообразно-изогнутой формы

Ресурсы


Начальная школа 21 век. Окружающий мир, 2 класс под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013










Технология изучения темы урока

.


Этап урока


Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка

Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Действия педагога


Действия обучающихся


-Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.


-Настраиваются на работу

2.

Актуализация знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания

-Урок окружающего мира начнем стихотворением Н. Рыленкова

-Всё в тающей дымке - 
Холмы, перелески… 
Здесь краски не ярки 
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть, 
Здесь надо всмотреться, 
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. 
Здесь мало услышать, 
Здесь вслушаться нужно, 
Чтоб в душу созвучья 
Нахлынули дружно. 
Чтоб вдруг отразили 
Бездонные воды 
Всю прелесть застенчивой 
Русской природы.

-Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении?

-Конечно же, о природе. Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.

-На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

-Дети, давайте заселим наш дом.






















-О природе










-Учащиеся, выходят к доске, располагают объекты живой и неживой природы в домике.




3.

Постановка учебной задачи


Сформулированная и зафиксированная учебная задача


Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему

-Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Назовите тему урока

-С какой целью будем это делать, для чего?



-Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.

-Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями.

-Что это значит быть исследователями?





В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей….

-Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название. 





-Мы будем говорить о живой природе



-Чтобы знать и беречь окружающую нас природу













-Надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ.


4.

Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

Царство “Животные”

-Рассмотрите внимательно фотографии.

-Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы?

-Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы?

-Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.

-Назовите животных, выберите фотографии которых вы сейчас рассматривали, населяющих наш край. (Учащиеся выбирают фотографии каждой группы животных)



Царство “Грибы”

Мы идем лесной тропинкой, А куда – не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами!

-Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу.

-Как назовем грибную страну?

-А вы знаете дети, что сбор грибов - это непростая работа.

-Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их.

-Подумайте, на какие группы можно их разделить.

Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ

НЕСЪЕДОБНЫЕ

Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете?

- Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на “полянке”, где он “любит” расти.

-На доске “полянка”. Дети договаривают слово - отгадку хором, “рассаживают” грибы.

1.

Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята)

2.

Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята, 
На пеньке растут… (опята)

3.

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик)

4.

Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички)

5.

Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:











-Это животный мир










-Лиса, заяц, медведь, лось, белка, сорока, дятел, сова














-Царство грибов















-Грибы бывают съедобные и несъедобные



























-Маслята







-Опята







-Подосиновик





-Лисички








-Подберезовик




- На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.


5.

Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму, правилу

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму

-Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал - 
Не споткнулся, не упал? 
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб в лесу нашёл. 
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Их положим в кузовок.

-Ребята, а кто знает, какие грибы можно собрать в наших северных лесах?



-Как правильно собирать грибы?

-Почему их лучше срезать ножом?



-Итак, мы побывали в царстве грибов.




- Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов.











-Подосиновики, опята, лисички, волнушки, сыроежки, грузди



-Грибы нужно срезать ножом

-Чтобы не повредить корневую систему (грибницу)




6.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе


Умение применять алгоритмы

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

Царство “Растения”

Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.

Групповая работа.

-Учащиеся 1 группы “Трава” получают задание: рассмотреть первую фотографию, найти в тексте, предложенным учителем, подходящие под описания картинки слова, подчеркнуть их и попытаться дать название этому изображению.



-Аналогичная работа во 2 группе “Кустарник” и 3 группе “Дерево”.



-Ребята, а кто знает, какие растения населяют наш край?







-Мы были в царстве растений.

-А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Сейчас внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.

Царство “Бактерии”

-Первыми жителями Земли были бактерии. Много лет они оставались единственными ее обитателями. Со временем, эти мельчайшие на Земле организмы начали вдыхать кислород и поселились внутри крупных организмов, процветая и размножаясь там.

Соединение с некоторыми видами бактерий оказалось выгодно и нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник, необходимы в хлебном, сырном и винном производстве. Другие же вечно досаждают нам. Туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело “рук” различных видов бактерий.

К середине 1990-х годов ученые разработали новейшее разведывательное средство – лазерный микроскоп. Именно тогда впервые открылась подлинная жизнь бактерий.

-Ребята, какое же название имеет следующее царство?

-Работа по учебнику

-Рассмотрите внимательно изображения бактерий

-Существуют три типа бактерий, назовите их

-Вывод:

-Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.







1 группа:

-Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

2 группа:

- Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей.

3 группа:

- Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

-Разные деревья: березы. Осины, клены, сосны, ели, ивы

-Травы: лопух, подорожник, крапива, ромашка, полынь

-Кустарники: шиповник, сирень, акация







































-Царство бактерий







-шарообразные, палочкообразные, винтообразно-изогнутой формы















7.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний

Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий

- С какими царствами живой природы мы познакомились?

На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

-Дидактическая игра “Царства природы”

Групповая работа.

Четыре группы получают названия – “Грибы”, “Бактерии”, “Животные”, “Растения”.

-Детям предлагаются рисунки и фотографии представителей живой природы.

-По команде каждая группа должна выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их царства.


-Царства: Грибы, Растения, Животные, Бактерии

8.

Оценка


Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий

-А теперь с помощью смайликов оцените свою работу на уроке

-Весёлый смайлик (все понятно)

-Спокойный смайлик (не все понятно)

-Грустный смайлик (ничего непонятно)



9.

Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

-Что узнали нового?

-Чем занимались на уроке?

-Все ли у вас получилось?

-Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.




10.

Домашнее

задание

Умение применять знания в самостоятельной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию

-По выбору: животные, растения, грибы, бактерии. Найти в разных источниках информацию, в том числе Интернет

-Царство природы: животные, растения, грибы, бактерии




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!