2.Актуализация знаний | ТЕСТ по теме «Воздух». Правильно ответьте на вопросы, обведите правильный ответ и выпишите вниз листочка буквы с правильными ответами. 1. Что такое воздух? В – Воздух-смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Б – Воздух – вещество, в котором много других веществ: кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа. 2. В каком случае свойства воздуха указаны верно? А – Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха. О – Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный. 3. Что происходит с воздухом при нагревании? Г - При нагревании воздух сжимается. Д – При нагревании воздух расширяется. 4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании? К – Углекислый газ А – Кислород Т – Азот ОТВЕТ: _______________________________ Какое слово у вас получилось? Правильно. Молодцы ребята! | Самостоятельное выполнение теста. ВОДА | Регулятивная: Выделение и осознание того, что уже пройдено . Личностные: - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - эмпатия; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других . - формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; Познавательные: - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений; |
3.Постановка учебной проблемы. | Слайд 2. Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок: Слайд 3. Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут. (Облака) Что видно, когда ничего не видно? (Туман) Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник) Слайд 4. Приходил, стучал по крыше, уходил- никто не слышал. (Дождь) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река) Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса) Слайд 5. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд) Скатерть бела весь мир одела. (Снег) Кругом вода, а с питьём беда. (Море) Слайд 6. После ливня и грозы Мост невиданной красы. Ни потрогать, ни забраться, Можно только любоваться. (Радуга) Ранним утром во дворе Лёд улёгся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает... (Иней) Что общего имеют отгадки? Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды. - Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока - Вы все знаете о воде? - Тогда какие цели поставим перед собой? - Что бы вы хотели узнать? - Для чего нам нужно это знать? - А что вы о ней знаете? | Ответы учащихся.
Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться. Ответы детей. Вода важна в жизни человека. | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
4.Открытие учащимися нового знания. | Итак, где встречается вода в природе? Вы ,конечно, много слышали о воде. Какая она бывает? Практическая работа «Свойства воды». - Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода? Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. Результаты оформим в карте исследований. Слайд 7. Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? Наклоним… Перельём воду. Вывод. Вода течёт. Слайд 8. Опыт 3. Возьмём флакон духов и стакан с водой. Сравним их по запаху. Пахнет ли вода? Вывод. Вода ничем не пахнет. Опыт 4. Попробуем воду на вкус. Что можно сказать о вкусе воды? Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса. Слайд 9. Опыт 5. Возьмём стакан молока и стакан воды. Сравним их по цвету. Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок). Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой и с молоком. Что можно сказать о прозрачности воды? Вывод. Вода прозрачна. - И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? Слайд 10. Опыт 7. В стакан с водой положим ложечку соли и размешаем. Попробуем воду на вкус. Вывод. Вода – растворитель. Слайд 11. Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Вывод: при нагревании вода расширяется. Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается. Вывод: при нагревании вода сжимается. Слайд 12. | Ответы учеников: Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д. Ответы учеников: Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная, горячая, кристальная и т.д. - Вода – это вещество. Вода приняла форму того сосуда, в который попала. Вода растекается. Загрязнена. Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция. Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор эффективных способов решения задач. |
5.Закрепление изученного материала. | - В начале урока вы сказали, что жизнь безводы невозможна. - Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на с.51 «Вода и жизнь» - Подумайте, что ещё нового вы из нее узнали? - Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде. Ребята , давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём обозначена суша и каким вода?
Какого цвета больше?
Чего же больше на нашей планете- суши или воды? Слайд 14. Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼. Какая вода встречается на нашей планете? Какая вода пригодна для питья? Какой воды больше? Слайд 16. На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной. В каких водоёмах вода солёная ? Слайд 17. А пресная? Вывод: пресной воды мало и её надо беречь. Слайд 18. Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »? Кому же нужна вода? Какая вода нужна всему живому? Слайд 20. Выскажи своё мнение об увиденном. Почему погибли эти животные? Кто виноват в их гибели. Как происходит загрязнение водоёмов? К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать? Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде. Слайд 22. Вода – мать полей, а без матери не проживёшь. ( Китайская пословица) Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица) Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.( Узбекская пословица) | Чтение статьи. Ответы детей. Суша обозначена зелёным, коричневым и жёлтым цветом, вода голубым и синим. Больше голубого и синего. Воды больше, чем суши. Солёная и пресная. Пресная. Солёной. В океанах и морях. Пресная вода в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках. Ответы учеников Вода нужна человеку, растениям и животным. Пресная и чистая. Ответы учащихся. Ответы учащихся: забирать мусор с собой. Не мыть машины у реки. | Коммуникативные: в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. Познавательные: Использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия. Использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. управление своей деятельностью, контроль и коррекция. |