Организационный этап Цель: создание рабочей обстановки Итог: установление доброжелательной, рабочей атмосферы | -Доброе утро! Поприветствуйте гостей, пожелайте друг другу удачи | Приветствуют учителя, гостей. Желают друг другу удачи. | Р.: волевая регуляция Л.: действие смыслообразования |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация. Цель:включение в работу. Вспомнить материал, уже знакомый из курсов 6-7 классов. Итог:определение темы урока, постановка учебных задач урока учащимися. | Звучит «Реквием» (отрывок) для бесланского колокола (автор Сергей Касторин). -Памяти «Детям Беслана. Невинным жертвам террора» посвящен один из колоколов карильона, голос которого вы сейчас слышите, установленного в Петергофе под Санкт-Петербургом. Дарители-Хасан Бергоев и Александр Бондаренко, уроженец Чечни и уроженец России. Они на свои деньги заказали отливку и установку колокола. А воспитанник грозненского интерната, петербургский композитор Сергей Касторский, написал «Реквием» для карильона. -Что можно сказать об этих людях? -О чем свидетельствует поступок этих людей? -Обратите внимание на кластер. (слайд) -Какие сферы жизнедеятельности общества вы знаете? (политическая, духовная, экономическая, социальная) -К какой сфере жизнедеятельности общества относится тема нашей беседы? (духовная) -Как вы думаете, почему мы сегодня урок начали с беседы о духовной сфере общества? (тема урока) -Почему тема сегодняшнего урока важна для рассмотрения? Для чего нам необходимо знать основы и особенности духовной сферы общества? -Так что нам предстоит узнать сегодня на уроке? | Осознают проблему, которую необходимо решить на уроке. Слушают отрывок из «Реквиема» С.Касторского. Определяют тему урока, ставят учебные задачи, записывают тему урока в тетрадь. | Р.: целеполагание, планирование учебной деятельности, принятие учебной задачи |
Первичное усвоение новых знаний. Цель:преобразовать информацию в кластер, систематизировать материал Итог:выделение компонентов и характерных черт культуры и духовной сферы | Назовите, пожалуйста, компоненты культуры (религия, право, образование, наука, мораль, искусство, философия и т. д.) -Выделенные вами компоненты мы будем изучать на последующих шести уроках. На ОГЭ встречаются вопросы по данной теме. -Перед вами на столе фрагмент «Декларации прав культуры» Д.С.Лихачева. Выпишите из него характерные черты духовной сферы. | Называют компоненты культуры Выписывают характерные черты духовной сферы. | П.: умение структурировать знания, трансформировать информацию из одного вида в другой |
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Этап самостоятельной работы Цель:учиться находить информацию в источниках Итог:выделение главного, поиск ответа на вопросы в источнике | -Какие понятия тесно связаны с темой урока? -Дайте определение термину «культура». -Какие виды культуры вы знаете? -Как же человек приобщается к культуре? Какую роль играет в этом процессе государство? Что происходит в современной России с приобщением к культуре? -Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо поработать с источниками. Для этого будем работать по группам. -Задание для первой группы: четко определить пути приобщения человека к культуре. -Задание для второй группы: проанализировать отрывок из «Декларации прав культуры» академика Д.С.Лихачева и выяснить, как, по мнению автора, должна строиться политика государства в духовной сфере общества? -Задание для третьей группы:из учебника на стр.34-35 выписать тенденции развития современной культуры в России. | Дают определение термину «культура». Принимают участие в беседе. Работают в группах с документом, учебником, тетрадью. | П.: структурирование знаний, осуществляют поиск информации из источника Р.: принимают и сохраняют учебную задачу К.: принятие другого мнения и позиции |
6. Рефлексия. Домашнее задание Цель: анализ итогов работы, формирование выводов по изученному материалу Итог:сравнение полученного результата с планируемым | Организует анализ деятельности на уроке учащихся. Домашнее задание: § 4, конспект. По желанию: эссе «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может». Ж.Дюамель, французский писатель, врач. | Анализируют свою деятельность на уроке. Оценивают свою работу. | Л.: развитие способности к самооценке Р.: определение уровня усвоения изучаемого материала |