Технологическая карта урока.
Дата проведения: 20.04.2017 год
Место проведения: МБОУ «СОШ №2 г. Волгореченск»
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Учитель: Анкудимова Ирина Николаевна
Цели:
Ознакомить детей с биографией Б.В. Шергина;
Познакомить детей с рассказом «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;
Выяснить главную мысль рассказа;
Раскрыть проблемы рассказа;
Проанализировать текст;
Развивать навыки выразительного чтения;
Развивать воображение и речь детей;
Развивать умение связно излагать свои мысли;
Воспитывать уважение к ближним;
Развивать понятие о малых жанрах УНТ;
Показать наглядно главную мысль произведения.
Задачи:
Развивать интерес к чтению;
Воспитывать уважение к литературе, произведениям, творчеству авторов;
Пополнить словарный запас;
Помочь детям раскрыть проблему рассказа на наглядном примере;
Помочь понять основную мысль произведения;
Помочь вспомнить виды малых жанров УНТ.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Межпредметная связь: с окружающим миром, изобразительным искусством, технологией, русским языком.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Речевая разминка.
4.Подготовка к восприятию темы.
4(1).Знакомство с автобиографией Шергина. (Презентация)
4(2).Знакомство с рассказом «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Словарная работа.
7. Первичное чтение.
8.Работа по рассказу.
9.Итоги урока.
10. Рефлексия.
11. Домашнее задание.
Учитель: Анкудимова Ирина Николаевна МКОУ «Подольская ОШ» Красносельского района Костромской области
Подробный ход урока:
1.Организационный момент:
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок!
-Ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения, меня зовут Ирина Николаевна.
2.Проверка домашнего задания.(?)
3.Речевая разминка.
-Ребята, у вас на партах есть конверты разного цвета. У каждого в конверте спрятаны ягодки. Для начала вспомним, как они называются.
(Учитель показывает ягоду малину, ребята хором называют её, потом ежевику, клубнику, вишню).
-Возьмите, пожалуйста, зелёный конверт, откройте его.
-Сегодня у нас образовалось 4 группы, у кого малина, поднимите руку-это первая группа, ежевика-вторая группа, клубника-третья, и вишня-четвёртая группа. Прочитайте про себя то, что написано на обратной стороне ягоды.
Дети ягодки искали,
Вместе все их собирали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Кузовок полный опять!
-Итак, 1 я группа «малина», читают с тихой интонацией, почти шёпотом.
-Готовы?
-Начинаем!
-Вторая группа «ежевика», читаем с громкой интонацией.
-Группа «клубника» читает две строки громко и две строки тихо.
-А группа «вишня» с весёлой интонацией.
-Молодцы, ребята! Теперь можно положить наши ягодки в кузовок-корзиночку, которые у вас на партах.
4.Подготовка к восприятию темы.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Ответы детей)
-А теперь открываем учебник на странице 124. Читаем название произведения.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биографией Бориса Владимировича Шергина, и его рассказом «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
4(1).Знакомство с автобиографией Шергина. (Презентация)
4(2).Знакомство с рассказом «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
-Как вы думаете, что значит собирай по ягодке - наберёшь кузовок?(ответы)
-А чтобы ответить на следующий вопрос, берём оранжевый конверт, достаём оттуда ягодки, на одной стороне ягоды написано название малого жанра УНТ, а на обратной, определение данного жанра.
- Напоминаю, Малые жанры УНТ-это небольшие по объёму фольклорные произведения.
-Ребята, ВНИМАНИЕ ВОПРОС: к какому виду малого жанра УНТ относится название рассказа «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» ?
- У ВАС ПОЛ МИНУТЫ, ДУМАЕМ, КТО ГОТОВ ОТВЕТИТЬ, ПОДНИМАЕМ РУКУ, НЕ ВЫКРИКИВАЕМ!)
(Ответы детей)
-Смотрим на слайд, это конечно пословица. Берём ягоду, где написано «пословица», убираем в наш кузовок, остальные сложите в ваши оранжевые конверты.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Словарная работа.
А теперь мы обратим внимание на слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.
(Смотрим следующий слайд презентации, дети читают значения слов)
ШТУКАТУРНОЕ ДЕЛО - это слово произошло от слова - штукатур-мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
МАЛЯРНОЕ ДЕЛО - это слово произошло от слова маляр-рабочий, занимающийся окраской зданий помещений.
ПАРКЕТЧИК - рабочий, занимающийся изготовлением и настилкой паркета.
ПАРКЕТ - маленькие гладкие дощечки для настилки полов.
СТОЛЕШНИЦА - верхняя доска, поверхность стола.
АКАДЕМИЯ - высшее учебное заведение
ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.
7. Первичное чтение.
-А сейчас, давайте с вами прочитаем этот рассказ.
(Дети читают по очереди вслух, по отрывку)
8.Работа по рассказу.
Вопросы:
1)Ребята, о чём же этот рассказ?
2)Кто является главными героями рассказа?
3)Почему же Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
4)Что случилось с Митей?
5)Какой совет дал ему мастер?
6) Митя успел выполнить работу в срок?
7)Какими словами бабушка закончила свой рассказ?
9.Итоги урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Пора заканчивать урок.
И подводим мы итог!
-Ребята, произведение какого автора мы сегодня изучили?
(Ответ: Шергина Бориса Викторовича).
-А как называется произведение?
( Ответ: «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок»).
-С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
(Ответ: Штукатурное дело, малярное дело, паркетчик, паркет).
10. Рефлексия.
-Настало время открыть жёлтый конверт. Здесь, ребята, большие ягодки, на которых нарисована радуга, на каждом цвете радуги написано начало фразы по уроку, ваша задача, выбрать любой 1 цвет радуги и дописать окончание фразы, чтобы получилось целое предложение.
(Учитель по возможности времени, спрашивает учеников, что они дописали).
-Кладём ягодки в наш кузовок.
-А как вы думаете зачем мы сегодня с вами собирали ягодки ?(Мнения)
11. Домашнее задание.
-Открываем дневники, записываем домашнее задание на следующий урок.
(Д/з на слайде)
План, пересказ, пословицы.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
-Всем спасибо за урок, мне очень понравилось работать с вашим классом!
-Всем желаю дальнейших успехов в учёбе. Спасибо, до свидания.