СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Великий колокольный звон"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки "Великий колокольный звон"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Великий колокольный звон"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Великий колокольный звон»



Автор разработки:

Стрельникова И. В.

Предмет

Музыка

Класс

2 класс

Автор УМК, учебник

По программе Е. Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока

«Великий колокольный звон»

Тип урока

Урок изучения нового материала


Тема раздела: О России петь, что стремиться в храм.


Тема урока: Великий колокольный звон.


Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.


Цель: познакомиться с видами колокольного звона, определить его значимость в русской культуре.


Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси (колокол в обыденной жизни русского человека; колокольные звоны в произведениях композиторов);

- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Развивающие:

- развитие творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

- воспитывать уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Планируемый результат универсальных учебных действий (УУД):


Регулятивные: развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию.

Познавательные: познакомиться с разновидностями колокольного звона.


Коммуникативные: способствовать формированию умению участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками; учить высказывать свою точку зрения.


Личностные: воспитывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, а также уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.


Музыкальный материал: 

Песня «Моя Россия», музыка Г. Струве.

Праздничный трезвон (Ростовские звоны).

Русская народная песня «Вечерний звон».

Песня «Звонче, колокол, звени», музыка А. Филиппенко.

М. П. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».


Оборудование:

компьютер, презентация к уроку, фортепиано, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, портрет композитора

М. П. Мусоргского; учебник 2 класс, шаблон колокольчика.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.


Цель этапа:

включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад.


Вход в класс.

Музыкальное приветствие.


Вход в класс.

Исполнение музыкального приветствия.


Личностные УУД:

развитие доброжелательного отношения и эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии.


Цель этапа:

выход на проблему, через определение темы урока.

Урок начинаем с прослушивания стихотворения  О. Высотской «Россия». (слайд №1)


- О чем поется в песне?


«О России петь – что стремиться в храм» - так называется новый раздел уроков музыки, который познакомит нас с духовными истоками нашей страны.

Какая музыка может звучать в храме?







Тема нашего урока «Великий колокольный звон». (слайд №2)


Исполнение песни «Моя Россия». Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка).

О России, о красоте русской природы.

Учебник, страница 36-37.




Молитвы, церковные напевы, колокольный звон.


Слушание колокольного звона.



Учебник, страница 38-39.


Регулятивные УУД:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.


Личностные УУД:

учатся высказывать свою точку зрения.

3.Проблемное объяснение нового материала, усвоение новых знаний.


Цель этапа:

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о разновидностях колокольного звона.





























































































4.Физминутка.


Цель этапа: 

снять психологическое напряжение младших школьников.

На Руси колокола появились в середине 9 века и стали символом державы и мощи духа русского человека.

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. «Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая».

Колокола звучали по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. (слайд №3)

В Древней Руси часто звонили колокола:

- Звали на службу в храм.

- Колокола оповещали о наступлении большого праздника.

- Под звуки колокола сходились народные собрания.

- Колокольным звоном отсчитывали время.

- Встречали царей, патриархов.

- Провожали воинов на битву и встречали их с победой.

- Предупреждали о надвигающейся опасности (пожар, нападение врага).

- Указывали дорогу заблудившемуся путнику.


Виды колокольного звона: (слайд №4)

Набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне.

Благовест – благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол)

Трезвон – радостно (все колокола вместе после Благовеста).

Перезвон - во все колокола, но по очереди – символ печали.

Красный звон (праздничный) – празднично, торжественно; на великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).


Определить вид колокольного звона.




Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука: большие колокола - низкие звуки, средние колокола – средние звуки, малые колокола - высокие звуки. У каждого колокола свое звучание или свой тембр. Тембр – это окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр высокий.

(слайд №5)


Какой самый большой колокол и где он находится? (слайд №6)

В 1735 году в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол - Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду - от перепада температуры колокол треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит сейчас Царь-Колокол в Московском Кремле и является уникальным памятником России.


Человек, который звонит в колокола, называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. (слайд №7)


Ребята, посмотрите на репродукции картин русских художников И. Левитана «Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод» в учебнике на странице 40-41.


Что изображено на картинах? Какие звуки мы можем услышать, глядя на картины?

Какую по настроению музыку вы написали, если бы были композиторами?







Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова в исполнении Ивана Семеновича Козловского и детского хора, который подражает звону колоколов. Песня исполняется а капелло, то есть без музыкального сопровождения. Сравните песню с репродукцией картины русского художника И. Левитана «Вечерний звон» и настроением, которое мы создали в нашем воображении. (слайд №8)












В песне «Вечерний звон» мы услышали как можно голосом подражать звучанию колокола. Попробуем и мы изобразить разные по тембру колокола.





















Слушают рассказ учителя.

































Слушание колокольного звона. Красный звон (Ростовские звоны).


Красный звон (праздничный), так как он звучал радостно, празднично, торжественно в несколько колоколов без большого колокола.



































Учебник, страница 40-41.


Работа с картами настроения:

И. Левитан «Вечерний звон» - печально, нежно, грустно, задушевно;

А. Лентулов «Небосвод» - радостно, празднично.





Слушание русской народной песни «Вечерний звон» в исполнении Ивана Семеновича Козловского и детского хора.





На фоне вечерней тишины слышится колокольный звон, который вызывает воспоминание о родном крае.











Исполнение попевки с движениями: (слайд №9)


1 ряд: «Бом… Бом…»

(Большой колокол звучит низко, долго);


2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…»

(Средний колокол звучит умеренно);


3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…»

(Малый колокол звучит высоко, быстро).


Регулятивные УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.


Личностные УУД:

уметь высказывать свое личное уважительное отношение к разновидностям колокольного звона; развивать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.









Познавательные УУД: познакомиться с разновидностями колокольного звона;

научиться использовать специальную терминологию музыкального искусства.










Коммуникативные УУД:

уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

































































Коммуникативные УУД:

уметь в совместной деятельности слушать и исполнять музыку;

участие в коллективном исполнении произведения.

5.Этап вокально-хоровой работы.


Цель: развитие вокальных данных.








6.Проблемное объяснение нового материала, усвоение новых знаний.


Цель этапа:

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о колокольном звоне.


Исполнение песни «Звонче, колокол, звени», муз. А. Филиппенко (слайд №10)










Ребята, а где располагают колокола?

(слайд №11)

Для того чтобы звуки колоколов были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни.

Многие русские композиторы (М. И Глинка, С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов и д. р.) использовали звучание колоколов в музыкальных произведениях, чтобы придать своим музыкальным произведениям могущество, силу, смелость, веру в победу, величественность, задушевность.

Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский в своей опере «Борис Годунов» рассказывает о русском царе Борисе Годунове, которого венчают на царствование. Композитор вводит подражание колокольного звона симфоническим оркестром. Неужели настоящие колокола звучат в оркестре? Конечно, нет. Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические трубки – музыкальный инструмент, который тоже называется «колокола», а также звучание ударных инструментов.

Какой характер придает композитор этому фрагменту? (слайд №12)





Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование Бориса Годунова. Об этом нас колокола и предупреждают.


Волшебную силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дернуть за веревку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая исцеления и обновления внутри себя.


В нашем городе Мичуринск тоже можно услышать звон колоколов.

- Назовите Храмы нашего города?

(слайд №13, 14)

Исполняют ранее выученную песню.











На колокольне или звоннице.















Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).






Музыка звучит величественно, торжественно, но тревожно.















Боголюбский собор, Ильинский храм, храм «Всех Скорбящих Радость».


Коммуникативные УУД:

участие в коллективном исполнении произведения.










Регулятивные УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать.



Личностные УУД:

выражать свое личное отношение к музыкальному произведению.


7.Итоговый этап рефлексии учебной деятельности.


Цель:

подведение итога урока.

Вывод:   (слайд №15)

 Колокола, колокольные звоны, звучащие в храмах или в музыке композиторов,  напоминают людям о добре, вере, любви, взывают к человеческой памяти.  


Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

(Учащимся раздаются колокольчики, которые ребята раскрашивают цветными карандашами по своему усмотрению).


Домашнее задание: Слушать звучание колоколов в храме или в записи; раскрасить колокольчик.

Колокола - это символ России и мощь духа русского человека.

Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

«Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая». 

             

Рефлексия:

Я сегодня узнал на уроке….

Мне понравилось….

Я заинтересовался…..

Колокольный звон бывает…..

Композитор, который использовали колокольный звон в своем произведении…


Регулятивные УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.


Личностные УУД:

высказывать свое личное мнение; выражать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!