Гусева Александра Яковлевна. Уроки в 5 классе
ОУ: МБОУ СОШ №8 п. Двубратский, Усть-Лабинского района
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.
Место в общей структуре курса: Глава 5. Обыкновенные дроби, § 2 Доли. Обыкновенные дроби, урок № 78, первый в данном параграфе.
Организационный блок |
Планируемые результаты урока |
| Доля, целое, часть, дробь, числитель, знаменатель | |
| Понятие дроби, как части целого, назначение числителя и знаменателя дроби, умение правильно читать названия дробей, находить дробь от числа. | |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Коммуникативные: умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определение учебной проблемы, ее формулирование и нахождение путей ее решения. проектирование траектории развития через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Личностные: положительная мотивация к познавательной деятельности | |
Инструкции и пояснения | | |
| Приветствие класса | |
| 4 группы по 6 человек | |
| Учитель напоминает о правилах работы на уроке, в группах, парами за партой, внимании, собранности, дисциплине, уважительном отношении друг к другу. | |
Мотивационный блок |
Демонстрация мультфильма, отражающего смысл изучаемой темы | Обсуждение просмотренного видео с наводящими вопросами учителя | Учащиеся формулируют тему |
Заведомо невыполнимое задание | Поддерживающие слова учителя, вопросы о возникших трудностях | Столкнувшись с проблемой учащиеся стремятся ее устранить |
Информационный блок. |
Устные источники | Вопросы учителя | |
| |
Письменные источники | Учебник | |
Тетради учащихся | |
Карточки с заданиями для работы в группах. | Заранее подготовлены. |
Графические источники (схемы, диаграммы) | | |
Электронные источники | презентация | |
| |
Видео источники | мультфильм | |
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | Раздаточный материал в виде квадратов из картона | |
Источники информации для учащихся подбирает учитель | Из учебника, из Internet. | |
Аналитический (практический) блок. |
Задания на листах (по1 на группу) | для создания затруднения |
Задания из учебника | для групповой и самостоятельной работы |
Устные задания | для работы с моделями |
Математический диктант | для закрепления и повторения |
Оценочный блок. |
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
Взаимооценка учащихся в парах |
Самооценка на основе эталонных ответов, либо сравнением с оцененными ответами одноклассников |
По ходу урока учащиеся выставляют себе оценки за каждое задание в оценочный лист, участники групп контролируют объективность. В конце урока листы сдаются учителю для выставления всем желающим полученных оценок в журнал |
Рефлексивный. |
С помощью учителя (предложены «начала» предложений, которые нужно закончить | каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. |
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организацион-ный | Создать настрой на изучение новой темы, положительную мотивацию. | Приветствует ребят. Проверяет готовность к началу урока. | Ф | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку, передают тетради с домашней работой на проверку. | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаю всем удачи. За работу, в добрый час! | 2 | Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и соседом по парте, со сверстниками. Регулятивные: организация своей деятельности на уроке. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Вам приходилось когда-нибудь делиться? Предлагает посмотреть мультфильм, предупредив, что его нужно проанализировать Задает вопросы Корректирует учащихся при формулировке темы Просит сформулировать цели на урок | | Отвечают на вопросы. Смотрят мультфильм, обсуждают в группах. Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему урока. Записывают тему урока. (Слайд №1) Формулируют цели | Мультфильм «мы делили апельсин» Вопросы учителя - Сколько апельсинов?; - Сколько желающих съесть апельсин? - Как вышли из сложившейся ситуации герои? - Какая часть апельсина досталась каждому? | 4 | Познавательные: - анализ ситуации с целью определения нового понятия; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: - выражение своих мыслей, изложение своего аргументированного мнения. Регулятивные: - постановка учебной задачи; |
3 | Актуализация знаний | Актуализировать мыслительную деятельность. Организовать фиксацию затруднений в выполнении пробного действия | Просит выполнить задание на карточках Просит сформулировать проблему. | Г Ф | Затрудняются выполнить задание. Поясняют, в чем затруднение. | Группа 1 Запишите дробь, у которой числитель равен 23, а знаменатель 45. Группа 2 Запишите дробь, у которой числитель равен 23, а знаменатель на 21 больше. Группа 3 Запишите дробь, у которой числитель равен 20, а знаменатель в 3 раза больше. Группа 4 Запишите дробь, у которой числитель в 3 раза меньше знаменателя. | 2 | Познавательные: Видение проблемы, способность выбрать неизвестные понятия, факты и т.д. из предлагаемой задачи |
4 | Открытие нового знания | Организовать подводящий диалог по проблеме Соотнесение нового знания с правилом в учебнике Организовать фиксацию преодоления затруднения | Предлагает учащимся найти в учебнике ответы на появившиеся вопросы Организует беседу, с использованием иллюстрации в презентации | Г | Находят нужную информацию. Обсуждают с учителем материал учебника и слайды презентации №2,3,4,5. Теперь готовы выполнить задание | Материал учебника | 5 | Познавательные: Поиск и выделение нужной информации в тексте учебника, поисковое чтение; Регулятивные: Саморегуляция (преодолении трудности) Коммуникативные: Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
5 | Первичное закрепление во внешней речи | Организовать усвоение учащимися новых понятий, установления связи между ними, нового способа действий при решении задач с дробями | Просит снова выполнить задание, предложенное ранее. Проверяет правильность. Задание: разрезать квадраты на четыре равные доли разными способами. Вопросы к учащимся: а) Покажите четверть квадрата; б) Покажите 3/4 квадрата; в) Покажите половину квадрата. Предлагает решить задачу № 889. Задает наводящие вопросы: Сколько ткани купили? Какую часть израсходовали на платье? Как вы это понимаете? Где же здесь целое? Как найти ответ? | Г Ф | Выполняют демонстрируют, поясняют результат. Разрезают квадраты. Демонстрируют, поднимая вверх по просьбе учителя Отвечают на вопросы, записывают решение в тетрадь. 2м50см 1/5 Разделили на пять и взяли одну Весь кусок ткани - 250 см. 250:51=50 см. | У каждой группы учащихся на столе 3 квадрата из картона со стороной 4 см. | 10 | Познавательные: Преобразование модели с целью выявления общих понятий и свойств дробей; Построение логической цепочки рассуждений при решении задач Регулятивные: Прогнозирование, выдвижение версий, саморегуляция Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учащимися в группе, аргументированное изложение собственного мнения, но готовность изменить свою точку зрения. |
| физкультминутка | Смена видов деятельности для повышения работоспособности, снятия физического и умственного напряжения | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | К | Выполняют движения в соответствии с призывом в стихотворении | | 1 | Регулятивные: саморегуляция Личностные: Понимание ценности здорового образа жизни |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой | По результатам выполнения с/р выявить допущенные ошибки и создать ситуацию успеха | Предлагает выполнить задания в тетради. № 884 учебника Просит учеников с места озвучить ответы с целью проверки правильности выполнения задания Предлагает решить задачу самостоятельно С теми, кто затрудняется учитель работает индивидуально. Предлагает вариант правильного решения | И Ф | В тетрадях делают запись типа: а) – 1/7 б) – 1/3 Вызванный ученик называет дробь, которую он записал в тетради, остальные проверяют, исправляют, если неверно Самостоятельно решают, обсуждают друг с другом решение, записывают в тетрадь. Выполняют самопроверку , сверяют с образцом, анализируют | Определить, какая часть фигуры закрашена. СЛАЙД №6 В книге 160 страниц. Таня прочла 1/8 часть всей книги. Сколько страниц прочитала Таня? | 8 | Познавательные: Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действий Регулятивные: Контроль, нахождение и исправление ошибок с помощью учителя и самостоятельно Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске решения задачи Личностные: Сосредоточенность, стремление к успешному завершению учебных действий |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение | Организовать повторение , закрепление изученного материала | Математический диктант. Диктует учащимся дроби | | Записывают дроби в тетрадь (Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку): Все правильно – «5» Одна ошибка – «4» Две ошибки – «3» | Запишите в виде обыкновенной дроби: а) три шестых; б) одна треть; в) половина; г) три четверти; д) семь десятых; е) одиннадцать сотых; ж) одиннадцать сорок восьмых. | 2 | Познавательные: Структурирование знаний Регулятивные: Осознание качества усвоения материала Коммуникативные: Управление поведением партнера Личностные: Сосредоточенность, стремление справиться с задачей |
8 | Итог урока | Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Предлагает проанализировать работу на уроке. Какие цели мы перед собой ставили? Достигли мы их? Просит записать домашнее задание. Собирает оценочные листы | Ф | Отвечают на вопросы. Подводят итоги, обсуждают то, что узнали, и то, как работали на уроке. Записывают домашнее задание. Слайд №9 | Слайд №7 – (предметные ). Слайд №8 (метапредметные) Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало фразы: было интересно: было трудно: теперь я могу: я научился: у меня получилось : я попробую: меня удивило: | 6 | Познавательные: Контроль и оценка процесса и и результатов деятельности Регулятивные: Осознание качества усвоения материала Личностные: Положительная самооценка, стремление к самореализации |