1) Эмоциональный настрой | – интерес к изучению поэзии и творчества поэта (Л) | фронтальная работа Приём «Противоречия» | Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости, давайте посмотрим на них и улыбнёмся. А сегодня мы с вами поговорим о поэзии. - У кого при слове «поэзия» в душе возникает радость? Поднимите руки. Спасибо все за искренние ответы: и тем, кто радуется встрече с поэзией, и тем, кто нет. - Совсем недавно я тоже встретилась с неоднозначным отношением к поэзии, на одном форуме я прочитала высказывания наших современников о поэзии. Послушайте их: «В 21 веке современному человеку поэзия не нужна…» «Поэзия – это башня из хрусталя, в которую каждому нужно иногда подниматься, чтобы не задохнуться в серости и быте…» - Чья точка зрения вам ближе? Нужна ли сегодня поэзия? - Какой вопрос возникает после прочтения этих мнений? (Зачем люди пишут стихи? Для чего нужна поэзия?) - Этот вопрос и будет тем проблемным вопросом, на который мы будем искать ответ. - Запишем проблемный вопрос в тетради. - Как вам кажется, какой самый лучший способ ответить на этот вопрос? (через слова самих поэтов о назначении поэзии) - Каких поэтов знаете? Кто ваши любимые поэты? |
2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний 3) Первичное усвоение знаний + первичная проверка понимания | – целеполагание (Р); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К), – составление алгоритма работы (Р) – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П, К); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (Р); – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – подведение под понятие (П); – постановка и формулирование проблемы (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – осознание ответственности за общее дело (Л), – смысловое чтение (П), – анализ, синтез (П) | фронтальная работа, парная работа Приём «Верите ли вы, что…» Приём «Кластер» | - Творчество какого поэта будем изучать сегодня? Почему именно Маяковский? - Узнайте его среди других поэтов. - Что мы ещё знаем о Маяковском? Работа в парах. - Отметьте те утверждения, которым вы верите. Верите ли вы, что…Маяковский писал лесенкой? Верите ли вы, что…Маяковский погиб на дуэли? Верите ли вы, что…Маяковский был кинорежиссёром и актёром? Верите ли вы, что … Маяковский работал в РОСТА, рисовал плакаты и делал к ним подписи? Верите ли вы, что…Маяковскому исполнилось бы 19 июля 120 лет? Верите ли вы, что … у Маяковского есть стихотворение, начальные буквы которого НПБСВМЛНД? - Проверим. - Оцените. - А что за стихотворение, состоящее из 9 слов? - Обратите внимание на название. Что привлекло ваше внимание в заголовке? Анализ названия - Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле, называя не только место, но и время) - А почему же, читая название, я не верю, что оно о реальном событии? (слово «необычайное») - Подберите синонимы к этому слову. - О каком же необычайном событии пишем Маяковский? Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты. Это один из приёмов создания поэтического образа у Маяковского. Но не единственный… - Давайте нарисуем в тетради солнце, с которым разговаривал Маяковский. - Особенности поэзии Маяковского – НАРИСУЕМ ЛУЧИК СОЛНЦА И НАЗОВЁМ ЕГО ТАК: сочетание реального и фантастического. - Какова тема урока? - Определите цели. Варианты ответов: Тема урока - Художественная идея стихотворения…/ Особенности поэтики Маяковского…/ Приёмы создания образа в лирике Маяковского Цели урока – через анализ стихотворения и приёмов, используемых поэтом, выявить художественную идею стихотворения, грамотно выражать свои мысли…. |
4) Первичное закрепление | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, (П); – извлечение из текста необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – подведение под понятие (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л) | групповая работа приём «РАФТ» Приём «Двойной дневник» | Задания по группам: ЗАДАНИЕ № 1 Расскажите от лица поэта о случае, который произошёл в его жизни. ЗАДАНИЕ № 2 Расскажите от лица солнца о случае, который произошёл в его жизни. Слушаем ответы учеников. Обсуждаем. Примерный вариант ответа: Примерный ответ: « Это случилось со мной летом, в конце июня. В это время я находился на своей даче недалеко от Акуловой горы. Жара стояла невыносимая, а мне нужно было работать: писать стихи, рисовать плакаты. Свою работу я люблю, но обыденность и привычный порядок вещей надоели. Никаких перемен в жизни! Ни зим ни лет не знаю со своей такой работой. От жары, как мне кажется, у меня случился солнечный удар, и пригласил солнце в гости на чай. Смешно, наверно, звучит. Но я ему крикнул, что он дармоед, что светит без дела, трудится меньше, чем я. Вот страху-то я натерпелся, когда солнце спустилось с неба и по полю стало шагать к моему дому. Думал, что погибну! Когда оно ввалилось в мой дом, я сначала растерялся, сконфузился, сел на уголок скамьи, хотя я вроде бы и у себя дома. Но потом мы разговорились о простом и привычном, по то и про это, я ему про работу в РОСТА рассказал. Мы с ним очень разные, но на «ты» перешли, подружились и до темноты болтали. Конечно, мне это привиделось. Это всё из-за солнечного удара. Но я понял главное: солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому. И ещё - всё-таки много у нас общего!» Обсуждение. - Мог ли герой так сказать? Обратимся к тексту. - Задайте вопросы героям. Оценивание ответа. (В карте урока – критерии оценки) ЗАДАНИЕ № 3 Выпишите цитаты, относящиеся к образу ПОЭТА. Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат. ЗАДАНИЕ № 4 Выпишите цитаты, относящиеся к образу СОЛНЦА. Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат. Примерный ответ: № | Цитата из стихотворения | Ваше понимание данной цитаты (объясните образный смысл словосочетаний). Где можете, установите, какие художественные приемы и средства использовал Маяковский | 1 | «В сто сорок солнц закат пылал» | Гипербола | 2 | «Жара плыла» | Метафора | 3 | «В страхе всё поблекло» | Метафора | 4 | «Слазь! Довольно шляться в пекло» | Разговорные слова | 5 | «Заела РОСТА» | Просторечные слова | 6 | «Дармоед, занежен в облака ты» | Разговорные слова | 7 | «Послушай, златолобо» | Неологизм. | | «Чем так без дела заходить, ко мне «на чай» зашло бы» | Каламбур – игра слов, прием, основанный на звуковом сходстве слов и словосочетаний, различных по значению. | 8 | «Чёрт дёрнул» | Разговорные слова | Оценивание ответа. (В карте урока – критерии оценки) - Мы прослушали два выступления: в стихах и в прозе. Когда мы лучше представили образ поэта? Когда вы лучше видите солнце? |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) | – рефлексия способов и условий действия (Р) , – самооценка на основе критерия успешности (Р); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – знание моральных норм (Л), – развитие знаково-символических УУД (П) | индивидуальная, фронтальная | - Вернёмся к проблемному вопросу: Зачем люди пишут стихи? Изменили ли вы своё мнение, которое высказали в начале урока? |