СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Художественная идея стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные:  совершенствование  умения  анализировать произведение, знать содержание произведения В. Маяковского, знакомство с  представлениями Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества; выявить средства художественной выразительности в стихотворении;

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Художественная идея стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»»


Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Художественная идея стихотворения

В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


Предмет: литература

Класс: 7

Тема: «Художественная идея стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение…»


Цели: образовательные: совершенствование умения анализировать произведение, знать содержание произведения В. Маяковского, знакомство с представлениями Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества; выявить средства художественной выразительности в стихотворении;

развивающие: привитие интереса к литературе, совершенствование навыков выразительного чтения и умения анализировать поэтический текст (производить лексический анализ), развитие творческих способностей учащихся, умение работать в малых группах и парах;

воспитательные: через поэтическое слово воспитывать любовь к русской литературе.


Основные термины, понятия: тема, художественная идея, гипербола, метафора, неологизм, особенности творчества.

Планируемые результаты: предметный результат - умение анализировать произведение, знать содержание произведения В. Маяковского, знакомство с представлениями Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества; выявить средства художественной выразительности в стихотворении; личностный результат - интерес к русской литературе, умение работать в группе и парах, умение объективно оценивать свою работу и работу других учащихся,

метапредметный результат - развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Ресурсы:

презентация PowerPoint, карточки, видеоролик, аудиозапись, учебник литературы

Компетенции: коммуникативная, информационная, работа в команде

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология развития критического мышления

Методы работы на уроке: частично-поисковый, исследовательский, проблемного изложения




Ход урока


Этапы урока

УУД

П – познавательные;

Р – регулятивные;

К – коммуникативные.

Л – личностный результат

Формы работы, приёмы работы

Содержание работы

Деятельность учителя и учащихся

1) Эмоциональный настрой

– интерес к изучению поэзии и творчества поэта (Л)


фронтальная работа


Приём «Противоречия»


Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости, давайте посмотрим на них и улыбнёмся. А сегодня мы с вами поговорим о поэзии.

- У кого при слове «поэзия» в душе возникает радость? Поднимите руки. Спасибо все за искренние ответы: и тем, кто радуется встрече с поэзией, и тем, кто нет.

- Совсем недавно я тоже встретилась с неоднозначным отношением к поэзии, на одном форуме я прочитала высказывания наших современников о поэзии. Послушайте их:

«В 21 веке современному человеку поэзия не нужна…»

«Поэзия – это башня из хрусталя, в которую каждому нужно иногда подниматься, чтобы не задохнуться в серости и быте…»

- Чья точка зрения вам ближе? Нужна ли сегодня поэзия?

- Какой вопрос возникает после прочтения этих мнений? (Зачем люди пишут стихи? Для чего нужна поэзия?)

- Этот вопрос и будет тем проблемным вопросом, на который мы будем искать ответ.

- Запишем проблемный вопрос в тетради.

- Как вам кажется, какой самый лучший способ ответить на этот вопрос? (через слова самих поэтов о назначении поэзии)

- Каких поэтов знаете? Кто ваши любимые поэты?

2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний




















3) Первичное усвоение знаний + первичная проверка понимания


















– целеполагание (Р);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К),

– составление алгоритма работы (Р)

– анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П, К);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (Р);


– анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

– подведение под понятие (П);

– постановка и формулирование проблемы (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л),

– смысловое чтение (П),

– анализ, синтез (П)



фронтальная работа, парная работа



Приём «Верите ли вы, что…»






























Приём «Кластер»

- Творчество какого поэта будем изучать сегодня? Почему именно Маяковский?

- Узнайте его среди других поэтов.

- Что мы ещё знаем о Маяковском?

Работа в парах.

- Отметьте те утверждения, которым вы верите.

  1. Верите ли вы, что…Маяковский писал лесенкой?

  2. Верите ли вы, что…Маяковский погиб на дуэли?

  3. Верите ли вы, что…Маяковский был кинорежиссёром и актёром?

  4. Верите ли вы, что … Маяковский работал в РОСТА, рисовал плакаты и делал к ним подписи?

  5. Верите ли вы, что…Маяковскому исполнилось бы 19 июля 120 лет?

  6. Верите ли вы, что … у Маяковского есть стихотворение, начальные буквы которого НПБСВМЛНД?

- Проверим.

- Оцените.

- А что за стихотворение, состоящее из 9 слов?

- Обратите внимание на название. Что привлекло ваше внимание в заголовке?

Анализ названия

- Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле, называя не только место, но и время)

- А почему же, читая название, я не верю, что оно о реальном событии? (слово «необычайное»)

- Подберите синонимы к этому слову.

- О каком же необычайном событии пишем Маяковский?

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты. Это один из приёмов создания поэтического образа у Маяковского. Но не единственный…

- Давайте нарисуем в тетради солнце, с которым разговаривал Маяковский.

- Особенности поэзии Маяковского – НАРИСУЕМ ЛУЧИК СОЛНЦА И НАЗОВЁМ ЕГО ТАК: сочетание реального и фантастического.

- Какова тема урока?

- Определите цели.

Варианты ответов: Тема урока - Художественная идея стихотворения…/ Особенности поэтики Маяковского…/ Приёмы создания образа в лирике Маяковского

Цели урока – через анализ стихотворения и приёмов, используемых поэтом, выявить художественную идею стихотворения, грамотно выражать свои мысли….

4) Первичное закрепление
















– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, (П);

– извлечение из текста необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

– подведение под понятие (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л)




групповая работа

приём «РАФТ»

































Приём «Двойной дневник»


Задания по группам:

ЗАДАНИЕ № 1 Расскажите от лица поэта о случае, который произошёл в его жизни. ЗАДАНИЕ № 2 Расскажите от лица солнца о случае, который произошёл в его жизни.


Слушаем ответы учеников. Обсуждаем. Примерный вариант ответа:

Примерный ответ:

« Это случилось со мной летом, в конце июня. В это время я находился на своей даче недалеко от Акуловой горы. Жара стояла невыносимая, а мне нужно было работать: писать стихи, рисовать плакаты. Свою работу я люблю, но обыденность и привычный порядок вещей надоели. Никаких перемен в жизни! Ни зим ни лет не знаю со своей такой работой. От жары, как мне кажется, у меня случился солнечный удар, и пригласил солнце в гости на чай. Смешно, наверно, звучит. Но я ему крикнул, что он дармоед, что светит без дела, трудится меньше, чем я. Вот страху-то я натерпелся, когда солнце спустилось с неба и по полю стало шагать к моему дому. Думал, что погибну! Когда оно ввалилось в мой дом, я сначала растерялся, сконфузился, сел на уголок скамьи, хотя я вроде бы и у себя дома. Но потом мы разговорились о простом и привычном, по то и про это, я ему про работу в РОСТА рассказал. Мы с ним очень разные, но на «ты» перешли, подружились и до темноты болтали. Конечно, мне это привиделось. Это всё из-за солнечного удара. Но я понял главное: солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому. И ещё - всё-таки много у нас общего!»

Обсуждение.

- Мог ли герой так сказать? Обратимся к тексту.

- Задайте вопросы героям.

Оценивание ответа. (В карте урока – критерии оценки)

ЗАДАНИЕ № 3

Выпишите цитаты, относящиеся к образу ПОЭТА. Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат.

ЗАДАНИЕ № 4

Выпишите цитаты, относящиеся к образу СОЛНЦА. Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат.

Примерный ответ:

Цитата из стихотворения

Ваше понимание данной цитаты (объясните образный смысл словосочетаний). Где можете, установите, какие художественные приемы и средства использовал Маяковский

1

«В сто сорок солнц закат пылал»

Гипербола

2

«Жара плыла»

Метафора

3

«В страхе всё поблекло»

Метафора

4

«Слазь! Довольно шляться в пекло»

Разговорные слова

5

«Заела РОСТА»

Просторечные слова

6

«Дармоед, занежен в облака ты»

Разговорные слова

7

«Послушай, златолобо»

Неологизм.


«Чем так без дела заходить, ко мне «на чай» зашло бы»

Каламбур – игра слов, прием, основанный на звуковом сходстве слов и словосочетаний, различных по значению.

8

«Чёрт дёрнул»

Разговорные слова

Оценивание ответа. (В карте урока – критерии оценки)

- Мы прослушали два выступления: в стихах и в прозе. Когда мы лучше представили образ поэта? Когда вы лучше видите солнце?

5) Динамическая пауза «Живой» Маяковский»


– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– умение сотрудничать (К)

приём здоровьесбереже-ния, коллективная работа

- Отдохните немного, сядьте поудобнее. С нами будет сейчас говорить сам поэт Владимир Маяковский. Но для этого нам предстоит совершить небольшое путешествие в прошлое.

Видеоролик.


6) Подведение итогов

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

индивидуальная работа

фронтальная работа

Приём «Кластер»


- В течение урока мы работали с кластером. Посмотрим, что у нас получилось. Представьте свою работу.


7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

– рефлексия способов и условий действия (Р) ,

– самооценка на основе критерия успешности (Р);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– знание моральных норм (Л),

– развитие знаково-символических УУД (П)

индивидуальная,

фронтальная

- Вернёмся к проблемному вопросу: Зачем люди пишут стихи? Изменили ли вы своё мнение, которое высказали в начале урока?


9) Выставление оценок

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

– самооценка на основе критерия успешности (Л,Р);

– умение сотрудничать (К);

фронтальная, индивидуальная

Какие оценки вы поставите своим товарищам? Какой ответ особенно понравился? Оцените свою работу на уроке. Поднимите руку, кто себе поставил 5?

10) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– извлечение из текста необходимой информации (П);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

индивидуальная


Выучить отрывок стихотворения (20 строчек). Отрывок выбираете сами.

11) Эмоциональная рефлексия

–умение сотрудничать (К);

– оценка процесса и результатов деятельности (Р)


индивидуальная

Приём «Акрослово»

- Сегодняшний урок – это ваша первая встреча с В. Маяковским. Каким останется в вашей памяти? Чем он вам показался интересен? (придумайте определения к каждой букве в слове МАЯКОВСКИЙ)


























Карта урока для учащихся

Карта урока литературы

Этапы урока

Критерии оценивания

Оценка

  1. Верите ли вы, что…?


«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки



  1. Работа в группе




  1. Связная и логичная речь – 1 балл

  2. Знание материала – 1 балл

  3. Творческий подход – 1 балл

«5» – 3 балла

«4» – 2 балла

«3» – 1 балл


  1. Кластер «Художественная идея»



Итоговая оценка:



Задания для учащихся

ЗАДАНИЕ № 1 Расскажите от лица поэта о случае, который произошёл в его жизни.


ЗАДАНИЕ № 3 Перед вами цитаты, относящиеся к образу ПОЭТА, из стихотворения Маяковского. Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат.

Цитата из стихотворения

Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат.

1

«В сто сорок солнц закат пылал»

Каламбур – игра слов, прием, основанный на звуковом сходстве слов и словосочетаний, различных по значению. Используется для создания комического эффекта. Гипербола

2

«Жара плыла»

«В страхе всё поблекло»

Неологизм

4

«Слазь! Довольно шляться в пекло»

«Дармоед, занежен в облака ты»

«Заела РОСТА»

«Чёрт дёрнул»

Разговорные слова

7

«Послушай, златолобо»

Метафора


«Чем так без дела заходить, ко мне «на чай» зашло бы»

Гипербола

ЗАДАНИЕ № 2 Расскажите от лица солнца о случае, который произошёл в его жизни.


ЗАДАНИЕ № 4 Перед вами цитаты, относящиеся к образу СОЛНЦА, из стихотворения Маяковского. Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат.

Цитата из стихотворения

Установите соответствие между цитатой и приёмом, который использовал Маяковский в этих строчках. Объясните ваше понимание этих цитат.

1

«Шагает солнце в поле»

Неологизм

2

«…солнце ало »

Метафора

3

«Ясь»

«Взорим, вспоем»

Олицетворение

4

«У мира в сером хламе»

«А завтра снова мир залить вставало солнце ало »

«Я буду солнце лить свое, а ты свое – стихами»

«Ночей тюрьма под солнц двустволкой пала»


Эпитет

5

«Никаких гвоздей»

Олицетворение


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!