СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 9 классе. Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль» (2 ч)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 9 классе. Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль» (2 ч)

 

1.  М.  Г о р ь к и й. «Старуха Изергиль». Слово о писателе. Самарский период творчества Горького. Романтический пафос рассказа. Понятие о ритме в прозе, о романтическом  пафосе.

2.  Особенности композиции произведения. Особенности композиции произведения. Смысл сопоставления образов:  Ларра—Данко—Изергиль. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 9 классе. Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль» (2 ч)»

6


Раздел

М. Горький «Старуха Изергиль» (2 ч)

Тема

1. М. Г о р ь к и й. «Старуха Изергиль». Слово о писателе. Самарский период творчества Горького. Романтический пафос рассказа. Понятие о ритме в прозе, о романтическом пафосе.

2. Особенности композиции произведения. Особенности композиции произведения. Смысл сопоставления образов: Ларра—Данко—Изергиль.

Цели и задачи

Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль” как средства раскрытия идейного содержания, проанализировать легенды, сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко, выяснить смысл противопоставления героев рассказа “Старуха Изергиль” ; проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; знакомство учеников с понятиями «романтизм», «романтический герой», рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении, подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Термины и понятия

Нравственность, скептицизм, романтизм, романтический герой, пафос

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. М. Г о р ь к и й. «Старуха Изергиль». Слово о писателе. Самарский период творчества Горького. Романтический пафос рассказа. Особенности композиции произведения.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

“Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль”. (М. Горький)

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Актуализировать знания учащихся о романтизме как направлении в литературе.

ВИКТОРИНА

1. Назовите три автобиографические повести Горького. ( «Детство», «В людях», «Мои университеты» ).

2. Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел ничего? ( Юноша Ларра – «Старуха Изергиль» )

3. Чей это портрет: « Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?» ( Молдаване, рассказ «Старуха Изергиль» )

4. «Время согнуло ее пополам, черные когда – то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?» ( Старуха Изергиль )

5. «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?»( Юноша Ларра )

6. Кто « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?» ( Данко, « Старуха Изергиль» )

7. « …когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы…?» (Орел, « Старуха Изергиль»)

8. …когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу?» (Ларра)

9. … спасла своего любимого из плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит ее, « дала ему пинка ногой?» (Изергиль молодая)

10. Чьи это слова: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».

(Старуха Изергиль)


– Обращаю ваше внимание на эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

– Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

1. У героя два мира – идеальный и реальный.

2. Яркость образов.

3. Необычность событий.

4. Гиперболизация качеств.

5. Патетика.

6. Загадочный пейзаж.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.


– К каким произведениям – романтическим, реалистическим – относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»? Реалистические произведения – изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.

Романтические произведения – изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни.

Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света.

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью М. Горького и его творчеством.

Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков (настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.

“Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него”. Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.

“Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М. Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).

Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость, честность, трусость, благородство.

Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.

Силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

«Я видел эти рассказы под аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…» — так начинает максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. рассказ относится к ранним произведениям м. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «макар чудра» и «чел-каш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. тема человека сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Горького в создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.


Как правило, жанр «Старухи Изергиль» определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает в себя две истории (о Ларре и о Данко), которые рассказчик называет «сказками».


- Докажите, что по жанру это рассказ.

Сюжет каков? В Бессарабии, на морском берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три

истории. Первая — о Ларре, который был наказан за гордость. Вторая история — о жизни

самой Изергиль, представленной чередой любовных историй. Третья — «сказка» о Данко,

который вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу соплеменникам.


Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

- Каково композиционное решение рассказа?

- В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

- Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

Композиция рассказа сложна. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). При этом каждая из них целиком подчинена одной цели — изобразить сильный тип личности, соотносимый со сверхчеловеком. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей. Легенды, или, как их называет Изергиль, «сказки», о Ларре и Данко как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.


В научной и учебной литературе существует несколько подходов к интерпретации данного текста. Говоря об идейной стороне рассказа, учителя чаще всего опираются на следующие схемы:

1. В рассказе представлены (противопоставлены) 2 философии, две жизненных позиции: Ларры и Данко .

2. В рассказе перед читателем предстают три философии жизни:

а) Ларры – жить без людей и только для себя;

б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;

в) Данко – жить с людьми и для людей.


Тематика и проблематика

В «Старухе Изергиль», как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли существование сильной личности? «Сказки», рассказанные Изергиль, должны дать ответы на эти вопросы.

Первой следует легенда о Ларре, в которой представлен «антигерой», в каком-то смысле соотносимый со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками традиции. Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием — вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.

Не случайно сюжет этой «сказки» заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление против Бога.

Герой второй легенды — Данко — тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот, то обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где Ларра презрительно говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.

Легенды противопоставлены друг другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных варианта ницшеанского типа личности. Если для Ларры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа. Но легенды имеют и немало общего. Прежде всего, Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников — они неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; к тому же оба героя одиноки. И, наконец, оба очень высоко ценят свободу. И Ларра, и Данко сродни ницшеанскому сверхчеловеку, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому. Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и жестокость Ларры, — их боятся.

Финал обеих легенд трагичен. Для Ларры, в котором просыпается в конце концов человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко «один осторожный человек» затаптывает в грязь. Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует образ не только Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость.

Оба героя — Данко и Ларра — фигуры очень яркие, но условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе вполне конкретные человеческие качества. На фоне легенд о Ларре и Данко и рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание.

Образ Изергиль — уже не абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа личности, соотносимого со сверхчеловеком. Ее волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряется» к жизни, а берет от нее все, что может. Любой человек — и Изергиль это доказывает личным

примером — должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Каков жанр произведения?

В чем особенности сюжета и композиции произведения?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выучить наизусть отрывок из легенды о Данко

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 2. Смысл сопоставления образов: Ларра—Данко—Изергиль.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить навыки выразительного чтения

Проверка навыков выразительного чтения.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Горького в создании образов главных героев рассказа; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Легенда о Ларре (пересказ)

– Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.)

– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.)

– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса одобрили решение племени.)

– А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.)

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?(Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.)

– Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение.

Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.)


Легенда о Данко (пересказ)

– Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе.)

– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко.)


Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.


Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)

– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.)

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни.

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь людям

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с людьми

2. Толпа - герой

конфликт  

конфликт 

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний

индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

жизнью ради спасения людей 

Берет от жизни и людей все, но

ничего не отдает взамен 

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло) 

Превращается в тень (тьма,

холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

добрые поступки 

Зло, преступление 

 

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его

поступки, античеловеческую

сущность


– Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

– Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).

– К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).

– Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня?

– Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить понимание учащимися содержания рассказа

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

записать кластер и составить к нему пояснение.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подготовить сообщения по выбору:

1. Литература первой половины XX в.

2. основные исторические события первой половины XX в.

3. Архитектура первой половины XX в.

4. Изобразительное искусство первой половины XX в.

5. Музыкальная и театральная жизнь первой половины XX в.

6. Наука первой половины XX в.

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!