Раздел | М. Горький «Старуха Изергиль» (2 ч) |
Тема | 1. М. Г о р ь к и й. «Старуха Изергиль». Слово о писателе. Самарский период творчества Горького. Романтический пафос рассказа. Понятие о ритме в прозе, о романтическом пафосе. 2. Особенности композиции произведения. Особенности композиции произведения. Смысл сопоставления образов: Ларра—Данко—Изергиль. |
Цели и задачи | Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль” как средства раскрытия идейного содержания, проанализировать легенды, сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко, выяснить смысл противопоставления героев рассказа “Старуха Изергиль” ; проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; знакомство учеников с понятиями «романтизм», «романтический герой», рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении, подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям. |
Термины и понятия | Нравственность, скептицизм, романтизм, романтический герой, пафос |
Планируемый результат | Личностные умения | Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи |
Межпредметные умения | Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Предметные умения | Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно |
Организация образовательного пространства | Межпредметные связи | Русская культура, история |
Ресурсы (оборудование) | Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты Демонстрационные: иллюстрации Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись |
Формы и методы работы | Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон» |
Урок 1. М. Г о р ь к и й. «Старуха Изергиль». Слово о писателе. Самарский период творчества Горького. Романтический пафос рассказа. Особенности композиции произведения. |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | “Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль”. (М. Горький) |
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
Выявить пробелы в знаниях уч-ся Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Актуализировать знания учащихся о романтизме как направлении в литературе. | ВИКТОРИНА 1. Назовите три автобиографические повести Горького. ( «Детство», «В людях», «Мои университеты» ). 2. Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел ничего? ( Юноша Ларра – «Старуха Изергиль» ) 3. Чей это портрет: « Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?» ( Молдаване, рассказ «Старуха Изергиль» ) 4. «Время согнуло ее пополам, черные когда – то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?» ( Старуха Изергиль ) 5. «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?»( Юноша Ларра ) 6. Кто « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?» ( Данко, « Старуха Изергиль» ) 7. « …когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы…?» (Орел, « Старуха Изергиль») 8. …когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу?» (Ларра) 9. … спасла своего любимого из плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит ее, « дала ему пинка ногой?» (Изергиль молодая) 10. Чьи это слова: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам». (Старуха Изергиль) – Обращаю ваше внимание на эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. – Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма: 1. У героя два мира – идеальный и реальный. 2. Яркость образов. 3. Необычность событий. 4. Гиперболизация качеств. 5. Патетика. 6. Загадочный пейзаж. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми. – К каким произведениям – романтическим, реалистическим – относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»? Реалистические произведения – изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей. Романтические произведения – изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни. Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света. |
4 этап: Первичное усвоение материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью М. Горького и его творчеством. | Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький. Жизнь, которую наблюдал А.Пешков (настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью. “Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него”. Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения. “Человек рассказывающий” – вот кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М. Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. (“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”). Есть одна особенность этих произведений – установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта – гордость, честность, трусость, благородство. Герой – повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии – пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного. Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко. Силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности. «Я видел эти рассказы под аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…» — так начинает максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. рассказ относится к ранним произведениям м. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «макар чудра» и «чел-каш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. тема человека сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос. |
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Показать мастерство Горького в создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам: - В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток); - Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна); - Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору); - Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять). ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко. Как правило, жанр «Старухи Изергиль» определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает в себя две истории (о Ларре и о Данко), которые рассказчик называет «сказками». - Докажите, что по жанру это рассказ. Сюжет каков? В Бессарабии, на морском берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три истории. Первая — о Ларре, который был наказан за гордость. Вторая история — о жизни самой Изергиль, представленной чередой любовных историй. Третья — «сказка» о Данко, который вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу соплеменникам. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”. - Каково композиционное решение рассказа? - В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький). - Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа). - Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко). Композиция рассказа сложна. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). При этом каждая из них целиком подчинена одной цели — изобразить сильный тип личности, соотносимый со сверхчеловеком. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей. Легенды, или, как их называет Изергиль, «сказки», о Ларре и Данко как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. В научной и учебной литературе существует несколько подходов к интерпретации данного текста. Говоря об идейной стороне рассказа, учителя чаще всего опираются на следующие схемы: 1. В рассказе представлены (противопоставлены) 2 философии, две жизненных позиции: Ларры и Данко . 2. В рассказе перед читателем предстают три философии жизни: а) Ларры – жить без людей и только для себя; б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя; в) Данко – жить с людьми и для людей. Тематика и проблематика В «Старухе Изергиль», как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли существование сильной личности? «Сказки», рассказанные Изергиль, должны дать ответы на эти вопросы. Первой следует легенда о Ларре, в которой представлен «антигерой», в каком-то смысле соотносимый со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками традиции. Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием — вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла. Не случайно сюжет этой «сказки» заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление против Бога. Герой второй легенды — Данко — тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот, то обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где Ларра презрительно говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь. Легенды противопоставлены друг другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных варианта ницшеанского типа личности. Если для Ларры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа. Но легенды имеют и немало общего. Прежде всего, Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников — они неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; к тому же оба героя одиноки. И, наконец, оба очень высоко ценят свободу. И Ларра, и Данко сродни ницшеанскому сверхчеловеку, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому. Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и жестокость Ларры, — их боятся. Финал обеих легенд трагичен. Для Ларры, в котором просыпается в конце концов человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко «один осторожный человек» затаптывает в грязь. Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует образ не только Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость. Оба героя — Данко и Ларра — фигуры очень яркие, но условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе вполне конкретные человеческие качества. На фоне легенд о Ларре и Данко и рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание. Образ Изергиль — уже не абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа личности, соотносимого со сверхчеловеком. Ее волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряется» к жизни, а берет от нее все, что может. Любой человек — и Изергиль это доказывает личным примером — должен стремиться к высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу». |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы | Каков жанр произведения? В чем особенности сюжета и композиции произведения? |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Выучить наизусть отрывок из легенды о Данко |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов 2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. |
Урок 2. Смысл сопоставления образов: Ларра—Данко—Изергиль. |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | |
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
Выявить навыки выразительного чтения | Проверка навыков выразительного чтения. |
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Показать мастерство Горького в создании образов главных героев рассказа; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | Легенда о Ларре (пересказ) – Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу – тень Ларры.) – В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания. – Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он – сын орла.) – Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом. (Небеса одобрили решение племени.) – А что добавила Изергиль непосредственно от себя? (“Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.) – Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?(Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.) – Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите. Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость. – Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.) Легенда о Данко (пересказ) – Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе.) – В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко.) Библейская история о Моисее. Сопоставление её с легендой о Данко Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко – В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение). – Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.) – В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы. – Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.) – Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.) – Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Сопоставление образов Данко и Ларры | Критерии | Данко | Ларра | 1. Отношение к толпе | Любовь, жалость, желание помочь людям | Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с людьми | 2. Толпа - герой | конфликт | конфликт | 3. отличительная черта характера | Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню | Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость | 4. Отношение к жизни | Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей | Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен | 5. Легенда и современность | Голубые искры (свет, тепло) | Превращается в тень (тьма, холод) | 6. Поступки, совершаемые героями | Подвиг ради любви к людям, добрые поступки | Зло, преступление | 7. Отношение писателя к героям | Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям | Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность | – Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер. – Какая она, Изергиль? (Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ). – К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют). – Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово). – Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. – Как вы думаете к кому из героев ближе героиня? – Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.”И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.) – Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта. – Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.) – И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу “Старуха Изергиль”. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко. |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Выявить понимание учащимися содержания рассказа Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы | записать кластер и составить к нему пояснение. |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Подготовить сообщения по выбору: 1. Литература первой половины XX в. 2. основные исторические события первой половины XX в. 3. Архитектура первой половины XX в. 4. Изобразительное искусство первой половины XX в. 5. Музыкальная и театральная жизнь первой половины XX в. 6. Наука первой половины XX в. |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов 2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. |